cand_orel

Category:

Египет. Хургада. Ancient Egyptian Heritage

В Хургаде по типу Каирского музея существует музей «Древнее египетское наследие». И в нем как раз разрешают фотографировать.

И если говорить о копии известного музея, то — это точно, похоже, что все экспонаты этого музея являются копиями известных экспонатов, выставленных в Каире. Включая маску Тутанхамона, которая находится в Каирском музее, вернее — находится на реставрации  Каирском музее. На счет оригинальности сандалий Тутанхамона — точно не уверен.

Что касается оригинальной маски — юный фараон изображён в образе Осириса, с головным убором немес. Маска весом 10,23 кг выкована из двух листов золота, с инкрустацией из голубого стекла и лазурита, а глаза изготовлены из полупрозрачного кварца. Маска демонстрировала сходство фараона с портретами Эхнатона и царицы Тии, что стало косвенным свидетельством их родства.

Есть ещё и его саркофаг, но без охраны — точно копия, хотя, может быть и золотая.

Опять же саркофаг изображает фараона в образе Осириса и повторяет с некоторыми вариациями мотив маски фараона. Гроб выкован из листового золота толщиной 2,5-3,5 мм. Масса золота гроба составила около 110 кг.

Сам Тутанхамон по жизни —  фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший приблизительно в 1332—1323 годах до н. э. Его обнаруженная Говардом Картером в 1922 году практически не тронутая гробница в Долине Царей стала сенсацией и возродила интерес публики к Древнему Египту. Фараон и его золотая погребальная маска с тех пор остаются популярными символами, а «мистические» смерти участников экспедиции 1922 года привели к возникновению понятия «проклятие фараонов». Лорд Дж. Карнарвон, который финансировал раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти. В последующие годы пресса распространяла слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года. 

В детстве будущий фараон получил имя Тутанхатон («Живое воплощение Атона»). После смерти Эхнатона и тенденции на восстановление прежнего пантеона на второй год своего правления Тутанхатон изменил своё имя на Тутанхамон («Живое воплощение Амона, властитель южного Иуну»). Его супруга царица Анхесенпаатон («Живёт она для Атона») соответственно изменила своё имя на Анхесенамон («Живёт она для Амона»). 

Точных данных, в которых указано происхождение Тутанхамона, не найдено. Подтверждением существования царевича до его коронации служит камень из Гермополя с надписью: «возлюбленный сын фараона от его плоти Тутанхатон». Египтологи выдвинули две версии его происхождения: 

— он был сыном фараона Эхнатона;

— отцом Тутанхамона был фараон Сменхкара, зять, брат или сын Эхнатона.

Тутанхамон скончался на 19-м году жизни. Существует несколько версий смерти фараона Тутанхамона: 

1.Тутанхамон мог быть убит по приказу регента Эйе, ставшего после новым фараоном.

2.Исследования 2005 года выдвинули предположение о смерти Тутанхамона в результате травмы. В 2005 году огласили результаты компьютерной томографии Тутанхамона, которые не обнаружили следов черепно-мозговой травмы (прореха в черепе, очевидно, появилась в результате мумификации).

3.Исследования 2010 года свидетельствуют, что Тутанхамон умер «от тяжёлой осложнённой формы малярии, возбудители которой обнаружены в его теле в ходе ДНК-анализов». 

4.Причиной травмы послужило падение с колесницы во время охоты, поскольку смерть Тутанхамона совпадает с разгаром охотничьего сезона в Египте. 

5.Медицинские работники (патологоанатомы-криминалисты) Скотленд-Ярда, осмотрев череп мумии, пришли к выводу, что человека убили чем-то похожим на топор.

В музее так же представлен трон Тутанхамона.

Есть ещё фигурка Тутанхамона на охоте на гиппопотама — зверя бога Сета. 


В Хургадском музее представлены образцы, вполне вероятно, что натуральные, древнего творчества.


Выставлена копия бюста Меритамон («Возлюбленная Амоном») (ок. 1279 −1240 до н. э.) — Великая царица Древнего Египта из XIX династии, дочь фараона Рамзеса II и его любимой жены Нефертари. Благодаря известняковому бюсту иногда именуется «Белой королевой».

Меритамон приходилась четвёртой дочерью великого фараона Рамсеса II и третьей дочерью его главной жены Нефертари. Родилась, скорее всего, до коронации Рамсеса II и на момент смерти матери осталась старшей дочерью. По египетским традициям наследования власти, для сохранения власти внутри царской династии Рамсес даровал своим старшим дочерям Бент-Анат, Меритамон и Небеттави титулы жён фараона. На празднике в приблизительно 1255 году до н. э. (между 24 и 26 годами царствования Рамсеса II) в честь завершения строительства двух храмов Меритамон заменила уже болеющую мать царицу Нефертари, которая скончалась в том же году. После смерти матери Меритамон получила титул «главная жена».


В экспозиции представлена копия маски Эхнатона («Полезный для Атона») — древнеегипетский фараон-реформатор из XVIII династии, известный до 5-го года своего правления как Аменхотеп IV («Амон доволен»). Он правил 17 лет и скончался приблизительно между 1336 и 1334 годами до н. э.  Его правление, ознаменованное религиозной и политическими реформами, называется «амарнским периодом». После его смерти предложенные им нововведения были отвергнуты, а имя предано забвению. Об Эхнатоне узнали вновь после раскопок его древней столицы Ахетатона (современной Амарны) Флиндерсом Питри в XIX веке. Обнаруженная Эдвардом Айртоном в 1907 году безымянная мумия, возможно, является Эхнатоном. При этом, проведённый ДНК-анализ показал, что упокоившийся является отцом Тутанхамона.

Царствование Эхнатона стало временем масштабной религиозной реформы, которая потрясла устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. В своих преобразованиях Аменхотеп IV опирался на неродовитых служилых людей, так называемых немху. В начале правления он прибавил к своему имени формулу «исключительный для солнца», культу солнца теперь уделялось ещё больше внимания, чем прежде, о чём свидетельствует оформление гробниц знати. Тем не менее, сначала Аменхотеп не порывал с устоявшимися культами, на первых памятниках своего царствования он ещё молится Амону. Решение сделать ранее малоизвестного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, верховным божеством возникло не позднее 2-го года правления Аменхотепа, поскольку в этом году он повелел начать в Фивах строительство грандиозного храма Атона, неподалёку от храма Амона. 

Вопрос преобразований Эхнатона остаётся дискуссионным. С момента открытия руин Ахетатона доминировала точка зрения о монотеистичности  вероучения фараона. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления. Среди подобных взглядов точка зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенная им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939 году, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев (Адонай). Ныне эту точку зрения отстаивает писатель Ахмед Осман. Он утверждает, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей. В Библии сказано, что мумифицированное тело Иосифа израильтяне перевезли в Ханаан, тогда как тело Юи обнаружено нетронутым в Долине Царей. Современные историки  сходятся во мнении, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие своего правления помимо Атона и других богов, не было монотеистическим. Эхнатон практиковал единый культ (генотеизм или монолатрия) Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам, кроме Атона. Некоторые исследователи пришли к заключению, что реформа Эхнатона заключалась не в установлении религии одного бога (монотеизм), а являлась первой в истории человечества попыткой установления тотальной власти; а обожествление царя — культ личности, не терпящий рядом с собой никаких иных культов.


Рядом же в экспозиции находится бюст (копия) Нефертити (Нефер-Неферу-Атон Нефертити, «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370—1330 до н. э.) — «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Нового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351—1334 до н. э.). Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна. Дискуссионным остаётся идентификация Нефертити с фараоном-женщиной Нефернефруатон, вероятно, правившим около 2 лет. Царица широко известна благодаря обнаруженному в 1912 году экспедицией Людвига Борхардта своему скульптурному бюсту (ныне представлен в Новом музее Берлина) в реалистичной манере амарнского искусства. Автором скульптуры считается скульптор Тутмос, в руинах мастерской которого бюст найден. 

Есть и ещё одно её менее симпатичное изображение.

Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. Невесте было 12—15 лет, жених был её старше на несколько лет. Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, чем Эхнатон. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховного жреца божества Атона и даже соправительницы Эхнатона. В гробнице фараона Эйе одна из надписей посвящена Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют». На так называемых «талататах», песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, супруга Эхнатона изображена чаще самого фараона. Эхнатон всегда появлялся на публике в сопровождении супруги, Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют их многочисленные совместные изображения. И вот как раз изображение Эхнатон, который с семьей молится богу Солнца.


В музее имеется изображение богини Хатхор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия, веселья и танцев. Хатхор считалась одной из главных богинь Древнего Египта. Центр культа располагался в Дендере (Средний Египет), отчего богиню называли «владычица Дендеры». В поздние периоды древнеегипетской истории Хатхор отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности с месопотамской Иштар, греческой Афродитой, римской Венерой и германо-скандинавской Фрейей.


А вот — молодой бог Гор («высота», «небо» — «недостижимый», «тот, кто высоко») — бог неба и солнца в облике сокола; человека с головой сокола или крылатого солнца. Гор родился чудесным образом от Исиды и Осириса. Убитый дядей Сетом отец явился к Гору с требованием вступить в борьбу за престол, что Гор постарался исполнить. Сводным братом Гора был бог мумификации Анубис, по одной версии, рождённый его тёткой Нефтидой от Осириса. Опасаясь гнева своего мужа Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила. Разные ипостаси Хора считались по происхождению от разных богов и богинь: Гор был сыном Ра, Хор Хекенский — Нефертума и Баст.  Супруга Гора — Хатхор. В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селкет выступает как жена бога Гора. У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица.


Представлена богиня Селкет — древнееегипетская богиня, покровительница мёртвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в Нижнем Египте. 

Наиболее известен вариант изображения Селкет в виде стоящей женщины со скорпионом на голове, из-за чего ее также называют богиней скорпионов. Тем не менее высказываются существенные сомнения по поводу общепринятой идентификации: существо, изображаемое на голове богини, лишено характерного для скорпиона изогнутого в обратную сторону хвоста с жалом, что удивительно на фоне обычной точности египетских изображений животных. При этом изображение соответствует внешнему виду водяного скорпиона (Nepa rubra), не имеющей отношения к скорпионам разновидности водных насекомых, характерная для которых дыхательная трубка к тому же указывает на значение имени Селкет «Та, кто даёт дышать». В ипостаси богини-хранительницы канопы Кебехсенуфа она предстает с распростертыми руками, готовая обнять и защитить. Однако в ипостаси божественной матери Селкет изображается совершенно иначе: с телом женщины и с головой льва или крокодила, вооруженная ножами. Изображения в гробницах показывают ее не только в антропоморфной форме, но и в чисто зооморфной — в образе скорпиона, льва или приподнявшейся кобры.


Ну и наконец к нашей христианской традиции.

Это иконы — девы Марии с Иисусом, ангела Гавриила, Святого Филиппа (с крестом и Евангелием), святой Матвей на троне.


Вот такой он Хургадский музей — маленький, но ёмкий.


В написании поста использованы материалы Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гробница_Тутанхамона, https://ru.wikipedia.org/wiki/Тутанхамон, https://ru.wikipedia.org/wiki/Меритамон, https://ru.wikipedia.org/wiki/Эхнатон, https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефертити, https://ru.wikipedia.org/wiki/Хатхор, https://ru.wikipedia.org/wiki/Гор_(бог), https://ru.wikipedia.org/wiki/Селкет.

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded