cand_orel

Category:

Египет. Другие достопримечательности Луксора

Египет - это, конечно, надорваться с просмотром всех достопримечательностей, а Луксор - это концентрат достопримечательностей и артефактов. От этого голова идет кругом, а история выглядит не наукой фактов и событий, а наукой камней и глыб.

Итак, еще чуть-чуть займу Ваше внимание историческими памятниками Луксора.

Колоссы Мемнона (местное арабское название el-Colossat, или es-Salamat) — две массивные каменные статуи, в действительности изображающие фараона Аменхотепа III, а не Мемнона. Последние 3400 лет они простояли в некрополе города Фивы, по другую сторону реки Нил от современного города Луксор. 

Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III . Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи. 

Поспешу напомнить, что Аменхотеп III (1388—1353 до н. э.) — древнеегипетский фараон XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остаётся фигурой во многом загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (превознёс культ Атона взамен господствовавшего культа Амона, чтобы сломить сопротивление жрецов Амона и укрепить свою власть).

Аменхотеп III родился в Фивах в 1388 году до н. э. у фараона Тутмоса IV и его средней жены царицы Мутемуйи. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, — ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. Значительное число портретов фараона с юными чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления. Первые годы его правления прошли под властью регента, скорее всего, его матери — царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещён со своей должности. Верховный жрец Амона Птахмес, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового фараона стал ещё и градоначальником Фив и визирем. 

Возвращаюсь к Колоссам Мемнона. Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре (неподалёку от современного Каира) и транспортированы на 670 км по земле, а не по водам Нила (они были слишком тяжелы для переправки вверх по реке). Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу (на север от Асуана). С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн. 

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа (или просто погребальный храм) — массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III, не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке, стоявший во времена Аменхотепа, был меньше. 

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известна литография, сделанная в 1840-х годы, изображающая Колоссы окружённые водой. 

Греческий историк и географ Страбон, живший в начале I столетия нашей эры, рассказывает о землетрясении (в 27 году до н. э.), которое разрушило северный колосс. 

Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, были вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части. 


Прямо с площадки, где мы разглядываем Колоссов, виден храм Хатшепсут.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри — заупокойный храм фараона XVIII династии Хатшепсут, возведённый в начале XV века до н. э. в Верхнем Египте у скал Дейр-эль-Бахри на западном берегу Нила, рядом с Долиной Царей. Храм посвящён Амону и Хатшепсут и находится поблизости от заупокойного храма Ментухотепа II, послужившего вдохновением и позже карьером. Джесер-Джесеру является шедевром древнеегипетской архитектуры.

После смерти фараона Тутмоса II регентшей при малолетнем пасынке Тутмос III стала Хатшепсут. В итоге, женщина правила 21 год и провела ряд строительных мероприятий. Возведение заупокойного храма царицы началось при её жизни и продолжалось 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Руководил строительными работами архитектор Сенмут, следивший прежде также за возведением заупокойного храма Ментухотепа II. Эти храмы архитектурно схожи. 

Пришедший к власти Тутмос III приказал уничтожить следы владычества мачехи. Этому подвергся и её заупокойный храм. Его скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. Много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма. 

Храм оставался в употреблении до птолеемского периода; позже копты организовали здесь церковь, которая действовала до XI века.


А мы оттуда едем в храм Мединет Абу, о котором я рассказал несколько раньше.

Но из-за обилия материала опустил снимки сторожевой башни Мединет Абу, приведу их здесь.

И из храма Мединет Абу мы двинулись в Долину царей, огибая храм по периметру.


И вот мы прибыли в Долину царей.

Долина Царей — скалистое ущелье, где за период Нового царства (примерно 500 лет с XVI век до н. э. по XI век до н. э.) построены гробницы для фараонов, а также ряда их высокопоставленных чиновников и родственников. Долина царей состоит из двух частей: Восточная, где находится основной массив гробниц, и Западная, где расположена небольшая группа усыпальниц, самой крупной из которых является гробница Аменхотепа III. 

Эта территория с конца XVIII века стала центром, сначала — кладоискательских, затем — археологических и египтологических исследований, и до сих пор её гробницы продолжают притягивать внимание общественности. В наше время Долина царей стала популярной благодаря открытию усыпальницы фараона Тутанхамона. В 1979 году, вместе с другими частями Фиванского некрополя, она была включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Общее количество гробниц Долины Царей, с учётом новых открытий в 2005 и 2008 годах, составляет 63. Первый фараон, похороненный в Долине царей — Тутмос I из XVIII династии, последний — Рамсес XI из XX династии. 

Вероятными причинами выбора этого скалистого ущелья египтологи выдвигают три причины: 

- она была изолирована от других частей фиванского некрополя, что облегчало её охрану;

 - здесь, на западном берегу Нила, располагался естественный горизонт, ахет — место, где заходит солнце;

- кроме того, Долина находится у основания грандиозной горы, своей формой напоминающей естественную пирамиду, известной сегодня под названием эль-Курн.

Поколение за поколением царские погребальные процессии двигались сюда из заупокойных храмов, расположенных в долине реки, имитируя движение заходящего солнца. За всю историю Нового царства, тип усыпальниц фараонов претерпел несколько изменений. Гробницы XVIII династии имели коридор, поворачивающийся под прямым углом, как, например, в гробнице Тутмоса III и Аменхотепа II. Гробницы царей XIX династии, таких, как Рамсес II или Сети I, представляли собой прямой коридор, по оси которого высекались колонные залы, сокровищницы, шахта и погребальная камера, и достаточно глубоко уходят в толщу скалы. Третий тип, относящийся к XX династии (Рамсес III), собственно, практически ничем не отличается от усыпальниц предыдущего периода, однако для экономии средств и времени, их высекают в самых верхних слоях мягкого известняка и сланца. 

Все коридоры и помещения гробниц с самого начала XVIII династии символически связывались с той или иной частью загробного царства и имели соответственные названия: «святилище пребывания божеств востока и запада» (коридор), «зал ожидания» (шахта для сточных вод) и «золотой дом» (погребальная камера). 

Прекрасные росписи и раскрашенные рельефы покрывают каждый сантиметр стен большинства царских гробниц. Эти фрески, поражающие яркостью и изяществом, детально воспроизводят области иного мира. Под иссиня-лазуритовым потолком, покрытым золотыми звёздами, умерший царь изображён в бесчисленных сценах предстояния перед богами и духами. 

Как громоздкие пирамиды, сооружавшиеся во времена Древнего и Среднего царства, не устояли перед грабителями, так же не уцелела и Долина царей. Особые подразделения охраны пытались оберегать «город мёртвых» и его сокровища от грабителей. Однако есть подтверждения тому, что чиновники не только не противодействовали мародёрству, но сами едва ли не официально занимались организацией этих преступлений. Когда могущество Египта к концу XX династии клонилось к упадку, сокровища первых захороненных фараонов шли в переработку, чтобы наполнить истощённую казну. 

Несколько документов — папирус Эббота и папирус Амхёрста-Леопольда II — содержат сведения об официальном расследовании дела о разграблении гробниц некрополя в Фивах, на 16-м году царствования Рамсеса IX. Два летописца из Дейр-эль-Медины сообщили о преступлении градоначальнику Восточных Фив, который доложил фараону о грабежах и чиновниках-мздоимцах. 

За три года несколько банд систематически грабили захоронения фараонов и могилы рядовых граждан. В царском некрополе Дра Абу эль-Нага специальная служба провела инспекцию 10 захоронений разных династий и разграбленной оказалась гробница фараона Сехемрашедтауи Себекемсафа (XVII династия) и его жены, царицы Нубхаас. 

Во время допроса грабители признались: 

«Мы прорыли ход сквозь щебень… и увидели бога, который лежал на спине в месте его упокоения. И мы нашли место упокоения Нубхаас, его супруги, расположенное рядом… Мы открыли их саркофаги и их гробы, в которых они покоились, и увидели священную мумию этого фараона с его мечом. Множество амулетов и золотых драгоценностей было на шее его, и золотая диадема была на нем. Священная мумия фараона вся была обложена золотом, и гробы его были обиты золотом и серебром внутри и снаружи, и все изукрашены всевозможными драгоценными каменьями. 

Мы собрали золото, которое нашли на священной мумии бога… и также собрали все, что нашли на ее [царицыной] мумии, и подожгли их гробы. Мы взяли их утварь… из золота, серебра и бронзы и разделили между собой… Потом мы переправились [через реку] в Фивы. А через несколько дней правитель Фив прослышал, что мы грабили на западе, и меня схватили и привели в тюрьму градоначальника Фив. И тогда я взял двадцать дебенов золота, которые достались на мою долю, и отдал их Хаемопе, писцу из квартала пристаней города. Он отпустил меня, и я встретился со своими товарищами, и они отдали мне часть добычи, чтобы я ни о чем не жалел. Так я вместе с другими продолжал до сего дня грабить погребения знатных и простых людей нашей земли, чьи тела покоятся на западе Фив. И многие грабят их так же, как мы…» 

Грабежи, вызванные отсутствием центральной власти и хаосом в начале Третьего переходного периода, заставили жрецов с целью сохранения более ранних останков перенести саркофаги с мумиями фараонов в гробницы Аменхотепа II и верховного жреца Амона Пинеджема II и Несихонсу.


Наши дни. В начале 2006 года учёные обнаружили в Долине царей новую нетронутую однокамерную гробницу, в которой упокоены пять мумий в деревянных антропоморфных саркофагах с расписными погребальными масками. Также извлечены около двух десятков больших керамических сосудов с оттисками печати фараона. 

Это первое погребение, найденное в Долине после 1922 года, когда Говард Картер открыл гробницу Тутанхамона. Археологи университета Мемфиса (штат Теннесси) датировали находку эпохой XVIII династии (1539—1292 годы до нашей эры). 

Экспедиция под руководством профессора Отто Шадена (Otto Schaden) с середины 1990 года работала над раскопками небольшой гробницы эпохи XIX династии. Исследуя в 2005 году нижние горизонты культурного слоя напротив входа в гробницу KV10, они наткнулись на четыре хижины рабочих той же XIX династии, под которыми и обнаружили гробницу KV63. 

С января по март 2009 года в Долине царей работала экспедиция Базельского университета. Они исследовали две не декорированные гробницы — KV26 и KV30. В ходе расчистки и исследований египтологи выяснили, что гробницы остались недостроенными, но, несмотря на это, в них делались погребения. От погребений до наших дней дошли лишь небольшие фрагменты саркофагов, керамики и человеческих останков. Обе гробницы удалось датировать эпохой XVIII династии. Кроме того выяснено, что первое разграбление гробниц произошло ещё в древности — в эпоху XXI династии. 

В 2017 году в Долине царей для анализа древней ДНК отобраны образцы из захоронений XVIII и XXII—XXV династий. Учёные попытаются идентифицировать неегипетских (левантийских и нубийских) людей, как это предполагается с помощью надписей на керамических кувшинах.


А мы покидаем Долину царей и Луксор, наблюдая, что раскопки древностей и складирование артефактов все ещё продолжаются, а исследование памятников древности займет ещё не одно поколение наших современников.


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded