cand_orel

Category:

Египет. Луксор. Мединет Абу

Был у меня уже пост про посещение Луксора, но надо отметить, что там древнеегипетских артефактов больше, чем в .... Вот напасть, кроме, как с Древним Египтом и сравнить не с чем.

Так вот сейчас буду писать про Мединет Абу - храм, определяемый как опять же посвящение Амону Ра, но находящийся на другой стороне Нила от Луксорского храма. Но Луксорский храм по многовековому уложению позиционируется на берегу живых, таким образом, Мединет Абу, как ни крути - а на берегу мертвых. Стало быть более правильно второе его определение - погребальный храм Рамсеса III (1185-1153 гг. до н. э.).

Храм построен во времена Нового царства, эпоху высшего расцвета древнеегипетской государственности, известного наибольшим количеством памятников, являющихся основой всего наследия цивилизации фараонов, подданные которых составляли 20 % мирового населения. Это период правления трёх знаменательных династий — XVIII, XIX, XX. Основателем Нового царства являлся фараон Яхмос I.

В эпоху Нового царства зародилось понятие заупокойного храма, как отдельного поминального комплекса, не входящего в состав гробницы. Благодаря этому, фараоны получали возможность полностью воплотить и увековечить в них своё могущество. Заупокойный храм Рамзеса III в Мединет-Абу — яркий и хорошо сохранившийся образец поминального храма царей Нового царства. Строительство «обители миллионов лет» второго фараона 20 династии Рамсеса III началось незамедлительно вскоре после вступления его на престол и закончено было около 1156 года до н. э. В значительной степени комплекс в Мединет-Абу копирует величественный Рамессеум, заупокойный храм великого фараона Рамсеса II, уступая ему, однако, по роскоши и размерам. Настенные барельефы храма Рамсеса III в Мединет-Абу изображают выдающиеся достижения покойного фараона, в том числе одержанную им военную победу над вторгшимися около 1180 г. до н. э. в Дельту полчищами «народов моря». 

В древности к храму был прорыт канал, заканчивающийся пристанью с невысокими крепостными башнями и невысоким поясом стен, охватывавших всю территорию комплекса. 

Впервые храм исследован в 1799-1801 годах французским египтологом-любителем Домиником Виваном-Деноном, участником Египетского похода Наполеона, опубликовавшим зарисовки с барельефов храма в своей книге «Путешествия по Нижнему и Верхнему Египту» (Париж, 1802). Летом 1829 года храм обследован более детально Жаном-Франсуа Шампольоном, участником франко-тосканской экспедиции в Египет (1828-1829).

Так кто же он Рамсес III ? Рамсес III — фараон Древнего Египта из XX династии, правивший приблизительно в 1185—1153 годах до н. э., сын Сетнахта и царицы Тии-Меренисет . Время правления Рамсеса III стало последним значительным периодом подъёма египетской государственности в эпоху Нового царства. Это тридцатилетие ознаменовалось новыми военными событиями, колоссальным храмовым строительством. Эпоха бурных междинастических событий и переворотов миновала, Египет, сумевший сохранить своё фундаментальное богатство, вновь вступил в полосу расцвета царской власти в последний раз на протяжении своей трехтысячелетней истории. В народном диалекте Рамсес III назывался Рамсес-па-нутер, как потом перевели греки — Рампсинит. Рамсес-па-нутер означает «Рамсес-бог» и это прозвище кое-где встречается и на памятниках. 

Единственное упоминание о его «великой супруге» сохранилось на базе статуи в храме Рамсеса во владениях Мут. Это была царица Исида. Кроме неё существовала, по крайней мере, ещё одна женщина, предположительно царица Тити, обладательница красивой гробницы в Долине Цариц, родившая царю одного из наследников, будущего Рамсеса IV. Полное отсутствие данных о второстепенных жёнах становится менее удивительным, если учесть, что даже главная супруга — Исида была упомянута только благодаря сыновьей памяти одного из своих детей — будущего Рамсеса VI, по приказу которого имя матери высекли на цоколе статуи отца. Свидетельством отсутствия у Рамсеса III внимания к своим жёнам стали пустые картуши у статуй цариц в Мединет-Абу: их сыновья не удосужились оставить для истории имена матерей. 

Пытаясь во всём повторять Рамсеса Великого, Рамсес III имел большое потомство: все его преемники от Рамсеса IV до Рамсеса IX были его сыновьями и внуками. В Долине Цариц обнаружены шесть гробниц сыновей Рамсеса III, отличающиеся высоким художественным уровнем росписей. Рамсес изображён представляющим умерших царевичей — Парахерунемефа, Хаэмуаса и Рамсеса Аменхерхепешефа богам загробного мира; другие три гробницы остались невостребованными, ввиду того, что их потенциальным обладателям удалось воссесть на престол. Все три гробницы принцев с захоронениями, а также ещё одна в Долине Царей были ограблены ещё в древности. 

Ещё будучи престолонаследником, Рамсес принимал видное участие в управлении страной. Рамсес III взошёл на престол в 26-й день I месяца сезона Шему (то есть Засухи). К этому времени, по всей вероятности, ему было уже за тридцать, а в его семье насчитывалось несколько детей. Безусловно, своим относительно спокойным и плодотворным царствованием Рамсес III был полностью обязан Сетнахту (отцу), сумевшему воплотить мечты о новой династии на зыбкой почве анархии, прекратившей существование дома Рамсеса Великого. 

В отличие от своих предшественников, он не оставил ни единого документа, датированного первым годом правления, в который многие цари сразу начинали активную деятельность. Датированные источники от его правления встречаются не особенно часто. На 5-м и 15-м годах правления фараона были организованы особые поездки царя с целью проинспектировать состояние многочисленных храмовых комплексов страны. Между этими событиями заключены три большие военные записи, повествующие о важных внешнеполитических событиях, последствия которых сказались на всей жизни долины Нила. Конец войн приходится на 11-й год правления Рамсеса III. 

Документы, относящиеся ко второй половине царствования, довольно однообразны: религиозные тексты и декреты в пользу Амона, датированные 16-м и 20-м годами правления и сохранившиеся в Карнаке. В тексте стелы из Мемфиса от 24-го года царствования сохранилось упоминание об установлении культа Рамсеса III, существовавшего практически со времени его воцарения. 

Грандиозные триумфальные рельефы храма Мединет-Абу упоминают три важные даты, связанные с военными кампаниями Рамсеса III: 5-й, 8-й и 11-й годы правления фараона. Каждая дата фигурирует в начале длинной надписи, состоящей в основном из наименований вражеских народов, поверженных египетскими войсками. Военные кампании 5-го и 11-го года были связаны с восстаниями ливийцев, события военной компании 8-го года стали продолжением военной компании против «народов моря». В источниках также имеются упоминания о нубийской и сирийской военной компаниях Рамсеса III, но какая-либо конкретная информация о них и датировки в текстах о сирийской военной компании из Карнака и Мединет-Абу отсутствуют.

Практически ничего не известно выдающихся личностях, которые были бы современниками Рамсеса III. Известны два вельможи, занимавшие при нём пост визиря. Первый, Хори, вступил в эту должность ещё при Саптахе. Он сумел пережить смуту конца XIX династии. На 10-м году правления Рамсеса III его сменил некто Та, впервые упомянутый в источниках на 16-м году правления царя. На 29-м году правления Рамсеса, Та - будучи одновременно визирем Севера и визирем Юга - упоминается в деле о волнениях в селении Дейр-эль-Медина; одновременно он участвовал в подготовке празднества сед царя, доставляя в Мемфис — место прохождения церемонии — статуи богов из Верхнего Египта. После 29-го года все упоминания о Та исчезают. Так как на первом году правления Рамсеса IV обязанности визиря исполнял верховный жрец Амона, а собственно визирь появился лишь на втором году правления нового царя, можно предположить, что по каким-то причинам несколько лет пост второго человека в государстве оставался вакантным. 

Правитель Фив Пасер известен благодаря построенной им капелле, блоки которой были использованы при реставрации западной башни Мединет-Абу. Верховным жрецом Амона сначала был Бакенхонсу, занимавший эту должность ещё при Сетнахте, а затем Усермаатранахт и Рамсеснахт. Растущая независимость власти храма Амона в Карнаке и усиление влияния визиря на государственные дела подтверждаются текстом папируса Харриса (59,10 — 60,1), рассказывающем о наказании визиря, вмешавшегося, вопреки воле царя, во внутренние дела храма Хора в Атрибисе. Царя окружает огромное количество «виночерпиев», в большинстве случаев азиатов по происхождению. Именно они преобладали в числе судей, участвовавших в разбирательстве по делу о заговоре против Рамсеса III. 

Доказательством укрепления державы при Рамсесе III служит громадный его поминальный храм на западном берегу Фив, посвященный Амону и известный ныне, как храм Мединет-Абу. Это роскошное каменное сооружение служило одновременно и памятником царских побед. Если по величине и богатству отделки оно и уступало исполинским сооружениям Аменхотепа III и Рамсеса II, но, тем не менее, оно наглядно показывает, какими средствами располагало Новое царство даже накануне своего падения. Храм и окружающие его постройки спланированы в виде прямоугольника, ограниченного толстой стеной крепостного типа со сложными укрепленными воротами. От Нила к храму был прорыт канал, подходящий к набережной с пристанью. Сбоку к храму примыкал дворец, из окна которого фараон показывался присутствующим на храмовом дворе лицам. Двери храма, огромные храмовые колонны, поддерживающие навес перед дворцом, его косяки и ворота были обшиты золотом. 

Храм владел пашнями и садами, у него были свои корабли, царь снабжал его рабами. Верхний и Нижний Египет, Палестина и Нубия должны были платить ему подати. О размерах храмовых владений можно судить хотя бы по тому, что людей у храма числилось свыше 60 тысяч. Остальные храмы, построенные Рамсесом, большей частью погибли. Известны небольшое святилище Амона в Карнаке, несколько небольших добавлений к Карнакскому храму, храм богини Мут. Храм бога Хонсу был только начат Рамсесом. Он также проявил свою строительную деятельность в Мемфисе и Гелиополе, построив там небольшие святилища. 

В пустыне Атек, на Синайском полуострове было добыто огромное количество меди, которую перевозили в Египет и сухопутным путём, и по морю. На том же Синайском полуострове, в бирюзовой пустыне в Серабит эль-Хадим экспедицией, посланной туда, было добыто большое количество бирюзы. Это событие упомянуто в папирусе Харриса: «Я послал вельмож и чиновников в страну бирюзы, к матери моей, Хатхор, повелительнице бирюзы. Привезли они для неё серебро, золото, царское полотно, простое полотно, а также многие вещи, бесчисленные как песок в обитель её. И вот, привезли мне чудесную настоящую бирюзу в мешках многих; привезены они в присутствии моем. Не было сделано ничего подобного со времен царей». Стела 23-го года правления Рамсеса III, обнаруженная на Синае, содержит титулатуру царя и восхваления Хатхор, госпожи бирюзы, что полностью подтверждает данный факт. 

Рамсес III скончался на 32 году своего правления в Фивах. Царя похоронили в просторной гробнице в Долине царей. Открыта усыпальница была ещё в древности, о чём свидетельствуют граффити на её стенах. Судя по мумии Рамсес был человеком низкорослым (его рост 1,68 м), но коренастым. 

В память о своих деяниях Рамсес III оставил потомкам завещание: «…Покрыл я всю землю фруктовыми садами зеленеющими и позволил народу отдыхать в их тени. Дал я, чтобы шла женщина Египта без боязни в то место, куда она хочет, без того, чтобы посягали чужеземцы или кто-либо в пути. Дал я пребывать в праздности войску и колесничим в моё время, причём шердены и кехеки пребывали в своих городах покоящимися в праздности. Не испытывали они страха, ибо не было мятежей в Сирии и схваток в Куше. Их луки и их оружие мирно покоились на складах, тогда как они насыщались и пили с радостью. Их жёны были с ними, и дети их при них. Не оглядывались они назад (из беспокойства). Сердца их довольны, ибо был я с ними, защищая и охраняя их. Я кормил всю страну: будь то чужеземцы, будь то египетский народ, мужчины и женщины. Я вызволил человека из беды его, и я дал ему дыхание. Избавил я его от сильного, более влиятельного, чем он. Дал я всем людям жить в спокойствии в их городах… Удвоил я снабжение страны, тогда как прежде она была нищей. Страна была сытой в моё правление. Делал я благие дела, как богам, так и людям… Провёл я царствование (своё) на земле в качестве правителя Обеих Земель, причём (были) вы рабами у ног моих и не попирал я вас.  Были вы угодными сердцу моему, сообразно с полезными делами вашими и выполняли вы рьяно мои повеления и поручения. И вот, упокоился я в некрополе, подобно отцу моему Ра. Я соединился с Эннеадой богов на небесах, на земле и в мире загробном. Утвердил Амон-Ра моего сына на троне моём. Принял он мой сан правителя Обеих земель благополучно, воссев на престоле Хора… Усермаатра Сетепенамон, да будет он жив, невредим и здрав, наследник Ра от плоти его, Рамсес Хекамаат Мериамон…» 


Фотографии - мои, исторический материал - по соответствующим статьям Википедии.

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded