cand_orel

Category:

Египет. Каир. Музей

Сразу предупрежу, что в самом музее фотографировать не получилось. Либо тогда в принципе не разрешалось, либо у нас была групповая экскурсия, и гид не стал заморачиваться приобретением отдельных билетов для желающих пофотографировать то, что действительно надо было фотографировать. 

Поэтому кадры — только снаружи. А факты будут из Википедии и воспоминаний злопамятных склеротиков.

Египетский музей  — крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, расположенное в Каире на площади Тахрир. Коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов всех исторических периодов древнего Египта. Основан в 1858 году как Булакский музей, с 1891 по 1900 годов назывался Гизехским музеем, затем — Египетским музеем. Открытие музея в новом здании состоялось в 1902 году.

Надо сказать, что площадь Тахрир тоже представляет собой исторический памятник, может не таких древностей, как в музее, но тем не менее. Мы были там в 2015 году, поэтому были ещё свежи воспоминания о смене власти в 2013 году.

В июле 2013 года в Египте произошел военный переворот, свергнувший Мурси и приведший к власти генерала Абду-л-Фаттаха Халила ас-Сиси. В августе 2013 года было введено чрезвычайное положение на один месяц в связи с большим числом жертв беспорядков, вспыхнувших в ходе операции по разгону протестных лагерей движения «Братья мусульмане», по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам был арестован сам лидер движения «Братья-мусульмане» Мухаммед Бади. В сентябре 2013 года административный суд Каира постановил запретить деятельность движения «Братья-мусульмане» на территории Египта, закрыть его офисы и полностью конфисковать имущество организации. Президентские выборы проходили уже в  мае 2014 года, ас-Сиси получил 92,9 %. Инаугурация нового президента Египта ас-Сиси состоялась в июне того же года.

Так вот основные волнения 2013 года (да и предыдущие) происходили на площади Тахрир.

На площади находится станция метро «Садат», являющаяся пересадочной для двух линий каирского метрополитена

На северо-востоке площади находится статуя Омара Макрама — памятник деятеля времён Оттоманской империи, за которой расположена мечеть Омара Макрама. 

Северная оконечность площади переходит в историческую улицу Каср аль-Айн, западная — в улицу Талаат Харб, неподалёку от которой расположен мост через Нил — Каср аль-Нил. По периметру площади расположены сожжённое в ходе событий Арабской весны здание штаб-квартиры Национально-демократической партии Египта, правительственное здание «Могамма», выполненное в стиле сталинского ампира (подарок Советского Союза), штаб-квартира Лиги арабских государств, отель «Нил»,  старый кампус Американского университета в Каире и собственно Каирский египетский музей.

Предыстория его такова. В 1835 году Мухаммед Али-паша издал указ о создании департамента древностей. В 1848 году хедив Египта в каирском регионе Азбакиа устроил первое хранилище древнеегипетских ценностей, который, однако, не единожды разграблялся. В 1851 году в правление Аббаса I перевезли из Азбакии в Цитадель Салах ад-Дина артефакты, которые вскоре хедив отдал австрийскому принцу, выказавшему большой к ним интерес во время своего визита. 

В 1859 году в правление хедива Саида дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки французский египтолог Огюст Мариет возглавил учреждённую «Службу древностей Египта». Вскоре коллекция шедевров древнеегипетского искусства отправилась в музей района Булак (вблизи современных телевизионного центра и министерства иностранных дел). В 1863 году открылся этот музей с видом на Нил. Тогда же хедив Исмаил одобрил идею строительства большого музея, что из-за финансовых трудностей пришлось отложить, поэтому Мариету разрешили увеличить площадь музея Булака для новых артефактов. После наводнения в 1878 году многие экспонаты были повреждены, часть их украдена, потеряны археологические записи, рисунки Мариета. Булакский музей закрыли для восстановительных работ до 1881 года. После смерти в том же году Мариета его пост и обязанности получил французский египтолог Гастон Масперо. В 1891 году по приказу Исмаила-паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе (современный зоопарк).

В 1894 году определились с местом строительства нового музея, и было объявлено о конкурсе на лучший архитектурный проект с призовым фондом в 1000 египетских фунтов. В конкурсе участвовали от 80 до 116 дизайнерских проектов, большинство из которых подражали древнеегипетской архитектуре храмов или пирамидам, но считались дорогостоящими. В 1895 году победу в конкурсе присудили французскому архитектору Марселю Дюрнону за его проект здания в стиле неоклассического боз-ара. Органичное и простое здание с фасада украшено двумя колоннами ионического ордера и двумя греческими скульптурами женщин, олицетворяющих Верхний и Нижний Египет. Портал парадного входа дополнен головой богини Хатхор. 

Первый камень в фундамент будущего музея заложили 1 апреля 1897 года, и строительство началось в 1898 году под руководством итальянской компании Guiseppe Garozzo & Francesco Zaffrani. Близость к реке Нил связывала новый музей со своими предшественниками — музеями в Булаке и в Гизе, а также помогала транспортировать строительные материалы и новые артефакты. В 1900 году в европейском квартале Исмаилья (назван в честь хедива Исмаила, позже переименован в площадь Тахрир) в центре Каира завершён двухэтажный Египетский музей, куда переданы древности в 5000 ящиках. 

15 ноября 1902 года состоялось официальное открытие музея в присутствии хедива Аббаса II, членов королевской семьи, египетских министров, генералов, иностранных дипломатов, предпринимателей, местной элиты и директора музея Гастона Масперо. До 1950 года у руководства музея стояли иностранные специалисты, пока Махмуд Хамза не стал первым египетским директором.

На фотографии как раз виден процесс сноса офиса поверженной власти - под фундамент.

Вернемся к истории музея. К 1949 году британская военная база к юго-востоку от музея закрылась и освободила огромную территорию, где позже выросли музей, муниципальные здания, автобусная остановка, станция метро. В 1970-х годах с северной стороны от музея развились транспортные и туристические проекты, снесён собор Всем Святым для прокладки дороги к новым постройкам. В 1967 году во время шестидневной войны с Израилем египетское правительство распорядилось перестроить крышу музея для защиты от возможных авиабомбардировок. С 1983 года здание музея классифицировано как архитектурная ценность, находящаяся под защитой Министерства по делам древностей. Оно имеет право при необходимости установить контроль над всеми зданиями вокруг музея в радиусе 500 м.

Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений. Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея.

Активное движение транспорта и буровые работы при прокладке метро привели к появлению трещин на здании музея и некоторых артефактов. В 2012 году при активной поддержке МИД Германии Министерство Древностей Египта разработало проект реконструкции музея и покраску фасада в первоначальные цвета, развитие прилегающих территорий, замену окон, установку ультрафиолетовой защиты. В 2016 году Министерство древностей провело дополнительное освещение, чтобы сделать возможным посещение музея ночью.

Вспомнилась анекдотичная история с экспонатом головы Тутанхамона, которую нам так и не удалось увидеть. 

http://thepyramids.org/m-cairo-museum-tutankhamun-exhibits.html
http://thepyramids.org/m-cairo-museum-tutankhamun-exhibits.html

Не знаю, что уж нужно было охранникам или вспомогательным работникам музея, но они переставляли эту голову, в процессе чего отломили характеристическую бородку. И, чтобы никто не заметил, сбегали за клеем «Момент» в ближайший магазин "1000 и 1 одна мелочь" и приклеили её на место. Сия дерзость не прошла незамеченной, несколько научных сотрудников музея получили инфаркт, а оставшиеся в рабочем состоянии ученые музея упрятали голову на длительную реставрацию. В итоге мы смотрели 3D проектор с виртуальной головой взамен поврежденной.

Наш гид и экскурсовод так расчувствовался в переживаниях, что с нами не пошел на экспозицию, дожидаясь нас в коридоре. Надо отметить, что у нас в группе была несильно продвинутая в современных средствах визуализации соотечественница, которая по выходу с экспозиции заявила, что представлена настоящая голова с настоящим золотом. Гид, оборвав себя на полуслове, прошел на экспозицию в закрытую дверь, по-моему, он даже пола ногами не касался... Вышел и сказал:"Я знаю, что головы там не может быть, но так велика вера человека в чудо!"

Продолжим... Поверху здания музея расположены мраморные доски с именами фараонов правителей древнего Египта.

Кое-что восстановил по фотографиям, кое-что подчитал, у меня получилась достаточно длинная таблица. Там только именно Египетских династий не меньше тридцати и фараонов больше двухсот (конечно — время правления с третьего тысячелетия до нашей эры до третьего столетия до нашей эры).

А потом уже персидские и греко-римские, византийские династии пошли до четвертого столетия нашей эры...

В принципе понятные таблицы приведены здесь:

Если бы еще к этим таблицам и датам, хотя бы в первом приближении, знать и сопоставить историю... 

Но мы, слава богу, в современном Египте, прогуливаемся по городу, и я заснял образцы современной архитектуры. 

Есть образцы, соответствующие эталонам и канонам "Иронии судьбы...", но кое-что и заслуживает внимания.

А на выезде из Каира архитектура вовсе попроще, да и внешняя отделка зданий в условиях местного стабильного климата - вещь абсолютно лишняя (кстати, трубы водоснабжения и канализации находятся с внешней стороны стен, на улице). И улицы уже не улицы - надземные магистрали.

Универсальный город нового тысячелетия...

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded