cand_orel

Category:

Манилов

Как-то меня сами мимо текущие события побудили завести рубрику о литературных героях русской классики. Напомнил о:

 Хлестакове (https://cand-orel.livejournal.com/557652.html), 

Чичикове (https://cand-orel.livejournal.com/566042.html),  

Печорине (https://cand-orel.livejournal.com/568317.html),

Митрофанушке (https://cand-orel.livejournal.com/614109.html),

Капитан Лебядкин (https://cand-orel.livejournal.com/621237.html);

Чацкий (https://cand-orel.livejournal.com/626148.html);

Шариков (https://cand-orel.livejournal.com/639200.html)

На очереди новый российский классический и узнаваемый в современности персонаж.


Манилов — персонаж поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». От характера этого образа, одного из интереснейших в поэме, образовалось крылатое выражение «маниловщина» для обозначения безосновательной мечтательности, чрезмерно благодушного и пассивного отношения к действительности, само имя Манилова также стало прецедентным. Манилов выделяется не только размахом замыслов в сочетании с полным бездействием, но и полным пренебрежением к практическим вопросам: Манилов даже не замечает разрухи в своём имении. 

Образы поэмы обычно рассматриваются как сатира на социальные типы современного Гоголю общества. Подобно всем выведенным помещикам, Манилов, по выражению В. Ф. Переверзева, является «пустопорожником», а никчемность придаёт нелепую окраску мягкости его натуры. Безделье превращает положительное свойство — мягкость — в «нравственную слякоть». Несмотря на утрированный образ, бездействие Манилова не служит не только добру, но и злу, и потому не вызывает отвращения, по словам Переверзева, это «далеко не плохой человек». Субъективное отношение к Манилову современных читателей, согласно Н. Чувелевой, зачастую и вовсе основывается на симпатии. 

Чувелева также отмечает «душевную пустоту» Манилова. Поскольку «свято место пусто не бывает», пустота, где нет света, заполняется тьмой. В экранизации П. С. Лунгина (Дело о «Мёртвых душах») это заполнение пустоты злом визуализировано: Манилов, разговаривая о Чичикове, перевоплощается и, словно под воздействием гипноза, повторяет слова и манеры махинатора. Сам Манилов не живёт; статичность этого персонажа — это «скука смертельная». С точки зрения Чувелевой, современное сравнительно тёплое отношение к персонажу читателей характеризует состояние сегодняшнего общества, в котором попытки наживы на мёртвых душах не вызывают неприятия, это «ведь реальным ревизским душам никакого ущерба не причинит». 


P.S. В принципе — зачем? А не надо путать литературных героев между собой и приписывать им несвойственные характеристики, во-первых. Во-вторых, в многочисленном большинстве наши литературные герои — не герои; скорее персонажи. В-третьих, персонажи эти действительно узнаваемы в современных исторических деятелях, политиках, проходимцах и VIPах.

promo cand_orel июль 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded