"Военные" эксперты улыбнули
Случилось так, что я разместил свою заметку про фильм «Они сражались за Родину» в нескольких других журналах. И если Вы помните, то я там писал о фронтовиках Шолохове и Бондарчуке — фактических авторах фильма, принесших в литературу и на экран «окопную правду». Сразу скажу, что именно меня фильм поражает жутким правдоподобием, нечеловеческой жестокостью и жесткостью отношений.
И вот в одном из этих ЖЖ журналов я встречаю неожиданные нападки с цитированием Никулина Н.Н. Кстати, коротко о нём.
Николай Николаевич Никулин (7 апреля 1923, село Погорелка ныне Рыбинский район, Ярославская область — 19 марта 2009, Санкт-Петербург) — советский и российский искусствовед, профессор, писатель–мемуарист. Член-корреспондент Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник и член Учёного совета Эрмитажа, специалист по живописи Северного Возрождения. Широко известен как автор книги «Воспоминания о войне».
Так вот цитата от оппонентов из этой книги:
«Мемуары, мемуары… Кто их пишет? Какие мемуары могут быть у тех, кто воевал на самом деле? У летчиков, танкистов и прежде всего у пехотинцев? Ранение — смерть, ранение — смерть, ранение — смерть и все! Иного не было. Мемуары пишут те, кто был около войны. Во втором эшелоне, в штабе. Либо продажные писаки, выражавшие официальную точку зрения, согласно которой мы бодро побеждали, а злые фашисты тысячами падали, сраженные нашим метким огнем. Симонов, «честный писатель», что он видел? Его покатали на подводной лодке, разок он сходил в атаку с пехотой, разок — с разведчиками, поглядел на артподготовку — и вот уже он «все увидел» и «все испытал»! (Другие, правда, и этого не видели.) Писал с апломбом, и все это — прикрашенное вранье. А шолоховское «Они сражались за Родину» — просто агитка! О мелких шавках и говорить не приходится».
В принципе эта цитата и является основным аргументов моих оппонентов. У меня-то тоже есть чего возразить, я бывал в этих местах донских боев достаточно часто и продолжительно, застал еще живых свидетелей и участников этих событий, которые все, как один подтверждают, что Шолохов ни разу не соврал — все по-жизни.
В итоге дискуссия у нас закончилась соглашением, что мемуаристика и писательство — разные вещи. В мемуарах автор описывает именно личные события и ощущения (в меру своего культурного и эстетического воспитания), а писатель создает собирательный образ героя и объединяет несколько эпизодов в одно событие.
Только отбушевали страсти здесь, публикуют ту мою статью в другом журнале... И первый комментарий — опять с этой же цитатой Никулина. Я возмутился:«Вы что с одних и тех же курсов политпросвещения ко мне?» Послал оппонента на только что оконченную ветку, где все уже обсудили. Вроде бы не вернулся.
Сегодня выписал себе книгу Н. Н. Никулин «Воспоминания о войне»... Получается, что приведенная цитата — и не его личное мнение, а взята из рассказа его собеседника. Вот как!
И думаю я себе, что этим молодым и уже немолодым людям отвращение и нелюбовь к «совку» привили, а действительно документальной и научной базы у новых идеологов не хватает.
Вот и получаются такие эксперты:
Про свое воспитание и понимание Войны хочу сказать.
Нам же действительно после уроков истории про стрелки наступлений и отступлений, про фронты и операции вот эти произведения Шолохова, Бондарева, Симонова, Васильева достраивали цепочку знания от абстрактных стрелок на карте до конкретного окопа.
И потом мемуары... У нас воевавшие деды во дворе еще живы были и беседовали о войне, как нынешние дембеля об «армейке». Там все одному доставалось, что он номера своей части и полка не помнит — значит не воевал. Он слабо отбрёхивался, что комиссовали его по контузии, и он ничего не помнит, да и Война закончилась — правда? А рассказы были... жуткие рассказы, про нечеловеческое поведение и нечеловеческую жизнь за гранью добра и зла — выживали. Так вот и из этих конкретных эпизодов формировалась у меня картина событий военных лет.
И потом... Куда деть «Воспоминания и размышления» Г. К. Жукова; «Солдатский долг» К. К. Рокоссовского? Тоже ведь мемуары... Мемуары людей, которые как раз распоряжались судьбами тех солдатов из окопов.
Это я к чему? К тому, чтобы критиковать художественное произведение о войне надо быть ой каким большим ученым!
А наше дело — помнить!
А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты...
Бери шинель - пошли домой.
Война нас гнула и косила.
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына...
Бери шинель - пошли домой.
К золе и пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись...
Бери шинель - пошли домой.
А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Бери шинель - пошли домой.
Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним?
Бери шинель - пошли домой.
Мы все - войны шальные дети,
И генерал, и рядовой
Опять весна на белом свете...
Бери шинель - пошли домой.
Окуджава Б. Ш.
Journal information
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital2 090
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- View all available promo