cand_orel

Categories:

День рождения. Донатас Банионис

Донатас Юозович (Юозасович) Банионис (лит. Donatas Banionis); 28 апреля 1924, Каунас — 4 сентября 2014, Вильнюс) — советский, литовский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1974). Лауреат двух Государственных премий СССР (1967, 1977), Художественной премии ГДР (1973) и Национальной премии Литвы (2013). 

А вспомню я по случаю «Солярис»...

Итак, «Солярис» Тарковского…

В принципе сюжет соответствует литературному источнику; все герои, практически - по тексту Лема.

Не вдаваясь в подробности - психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис) отправляется на космическую станцию к планете Солярис для расследования «забавных» сообщений со станции, а может быть и вообще для принятия решения о её закрытии, да и в целом псевдонауки «соляристики». 

Там он пытается разобраться в истоках странного поведения сотрудников станции доктора Снаута (Юри Ярвет) и доктора Сарториуса (Анатолий Солоницын), а так же почившего у его прибытию доктора Гибаряна (Сос Саркисян). 

Но скоро эти «источники» в виде материализовавшихся призраков разума настигают и Кельвина в виде погибшей жены Хари (Наталья Бондарчук), вернее – ее улучшенной модели, вновь возобновляемой при утере и самовосстанавливающейся при повреждении. 

Причиной этих «гостей», однозначно является разумный (по-своему) Океан, покрывающий планету Солярис. 

Он и так-то в своих глубинах пытался строить какие-то объекты, а тут на него в целях смелого научного эксперимента повоздействовали жестким излучением, после чего Океан, порывшись в глубинах подсознания рядом находящихся людей, стал присылать к ним фантомов. Причем у Криса вариант был не самым плохим – вполне разумным и дружелюбным; что позволило провести какой-никакой анализ крови Хари, выявив нейтринную структуру молекул «гостей». 

И тут у Криса начинается раздвоение личности и разума: с одной стороны он начинает сотрудничать с Сарториусом по созданию антинейтринного генератора для блокировки визитёров, с другой стороны он опять воспылал трепетными чувствами к местной Хари. При этом Хари в соответствии с поведением её прототипа в такой критической ситуации решает свести соответствующие счеты потреблением жидкого азота, что, естественно, заканчивается неудачей – разморозилась и восстановилась.

Вот такой клубочек взаимоотношений. Ну, и в том порядке, что что-то же нужно делать, ученые модулируют рентгеновский пучок измышлениями с подкорки Кельвина и засылают таким образом сообщение Океану.

Книга у Лема заканчивается тем, что так или иначе фантомы исчезли, а люди пребывают в размышлении о намерениях Океана, о его добре или зле, возможности его прощения или непрощения. Во всяком случае «соляристика», наверное, не будет закрыта; тем более о какой морали может идти речь у внеземного объекта. Или субъекта? 

Тарковский при сохранении изложенного в книге прекрасного сюжета, ввел в свою картину ряд нюансов и новых мыслей.

В начале фильма он достаточно сильно и специально сконцентрирован на показе земных достаточно обычных, но тем не менее красот, на взаимоотношениях с родителями. Словом, всё, что формирует понятие ДОМ.

Так же и концовка фильма относительно книги дополнена оригинальным материалом на фоне океана.

Я так понимаю, что это — мысль о том, что куда бы человек ни отправлялся, хоть на край вселенной, он несет следом за собой весь свой дом (и понимание этого Океаном показывает, что контакт с ним, с Океаном состоялся).

Несколько дополнительных подробностей я бы хотел еще отметить от себя.

Во-первых, не знаю, было ли в 1972 году такое понятие, как «триллер», но фильм получился однозначно в этом жанре.

Во-вторых, для 1972 года фильм неслабо технически продвинут. Можно это заметить по уже приведенным космическим кадрам и с «азотными» делами. Но так же надо отметить и интерьеры станции – впечатляет.

И еще в фильме была сцена невесомости – помню, что произвела в своё время солидное впечатление.

В-третьих, и в-четвертых, и до бесконечности надо отметить актерский состав, как по его звездности, так и серьезности, с которой они подошли к материалу и достоверно его воплотили.

promo cand_orel июль 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded