cand_orel

Позитив. Кино XLII — 1

1972 год — Международный год книги, а мы обсуждаем кино...

А делают ли книги умней?..

1 января — генеральным секретарём ООН стал Курт Вальдхайм.

3—13 февраля — в Саппоро проходили XI зимние Олимпийские игры.

14—25 февраля — полёт советской автоматической межпланетной станции «Луна-20», в ходе которого 21 февраля была совершена мягкая посадка на Луну, переданы на Землю изображения лунной поверхности и произведён забор образцов лунного грунта, доставленного затем на Землю.

24 марта — состоялась премьера фильма «Крёстный отец», одного из шедевров мирового кинематографа.

16 апреля — старт космического корабля Аполлон-16 (США) (приводнение — 27 апреля) с пятой лунной экспедицией. Экипаж — Джон Янг, Чарльз Дьюк, Томас Маттингли.

22—30 мая — СССР с официальным визитом посетил президент США Ричард Никсон.

4 июня — в США суд присяжных признал невиновной Анджелу Дэвис.

4 июня — из Ленинграда в Вену выслан Иосиф Бродский.

2 августа — в ходе встречи между главами Египта и Ливии Анваром Садатом и Муаммаром Каддафи достигнуто соглашение о слиянии до 1 сентября 1973 года обеих стран в единое государство.

26 августа — в Мюнхене открыты ХХ Летние Олимпийские игры (закрылись 10 сентября).

1 сентября — Роберт (Бобби) Фишер стал 11-м чемпионом мира по шахматам, победив в матче за чемпионство Бориса Спасского со счётом 12½:8½.

2—28 сентября — впервые в истории хоккея была организована серия матчей между лучшими профессионалами Канады и сборной Советского Союза, вошедшая в историю как «Суперсерия-1972».

5 сентября — теракт на мюнхенской Олимпиаде.

6—9 декабря — официальный визит в СССР президента Чили Сальвадора Альенде.

19—29 декабря — «рождественские бомбардировки» авиацией США Северного Вьетнама, сброшено 100 тысяч тонн бомб.

Голова от событий кругом идет, отвлечет ли от них кино?!


«…А зори здесь тихие» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким. 1-я серия — «Во втором эшелоне»; 2-я серия — «Бой местного значения». (https://youtu.be/cSx-_WpQf3M)

Основные события фильма происходят в 1942 году в Карелии. 

У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартировано два отделения взвода зенитчиков. К коменданту разъезда, старшине Федоту Васкову (бывшему разведчику, ветерану финской войны), недовольному поведением солдат (в частности, пьянством и тягой к противоположному полу), присылают непьющий контингент в лице девушек-добровольцев, многие из которых только окончили школу. Находясь в самовольной отлучке, одна из девушек, командир отделения Рита Осянина, обнаруживает в лесу двоих немцев-диверсантов. Вернувшись в расположение взвода, она докладывает об этом старшине, и тот, доложив вышестоящему руководству, получает приказ обезвредить врагов. 

Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват гитлеровцев, возможной целью которых является Кировская железная дорога. Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит — Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один Васков. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов во главе с командиром. После демобилизации Васков усыновляет сына Риты Осяниной. 

Через тридцать лет Васков и его приёмный сын, ставший офицером-ракетчиком, приезжают в эти места и устанавливают мемориальную доску в районе гибели девушек-зенитчиц. 


«Айрик» — советский художественный фильм режиссёра Генриха Маляна, снятый на киностудии Арменфильм в 1972. (https://youtu.be/1wyZlIvdjYY)

Это история одной большой армянской семьи глазами отца семейства («айрик» в переводе с армянского — отец) Овсепа Манусяна, которого играет Фрунзик Мкртчян. Действие картины сосредоточено в основном на событиях, происходящих внутри этого семейства. Овсеп Манусян — простой ереванский рабочий, который воспитывает в своих детях благородные качества. В семью главного героя приезжает из деревни его отец Погос. Старый дедушка Погос не остается в стороне от проблем семьи, стараясь решать их согласно своим высокоморальным взглядам. 


«Афера Цеплиса» (латыш. Ceplis) — советский фильм (криминальная драма), снятый в 1972 году на Рижской киностудии режиссёром Роландом Калныньшем по роману Павилса Розитиса «Цеплис». Включён в Культурный канон Латвии. (https://youtu.be/D-ZdUAbC3Z8)

Рига 20-х годов. Именно сюда с большими деньгами сбежал из Советской России коммерсант Эдгар Цеплис, организовал акционерное общество по производству кирпича и стал получать прибыль. Но кирпичи на экспорт не пошли — сырье оказалось негодным. Вскоре и внутренний рынок стал отказываться от такого товара. Сбыв все акции, Цеплис на время затаился и стал задумывать новую авантюру. 


«Без трёх минут ровно» — советский художественный фильм режиссёра Генриха Габая. (https://youtu.be/QOmeSc_-igU)

Узнав, что рыболовецкий траулер терпит бедствие, подростки прерывают турпоход и спешат через леса и болота сообщить о тревожном сигнале. 


«Белые камни» — киноальманах из 4-х новелл — «Белые камни» режиссёр Темур Палавандишвили; «Морской волк» режиссёр Резо Чархалашвили; «Гладиатор» режиссёр Баадур Цуладзе , Грузия-фильм, 1972; «Прощай, Инесса». 


«Бой после победы» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по документальной повести Василия Ардаматского режиссёром Вилленом Азаровым. Завершение трилогии, начатой фильмами «Путь в «Сатурн» (1967) и «Конец «Сатурна» (1968). (https://youtu.be/XUTkyU9A1RQ?list=PLfCTkSQYP6gWlHrrJiEnCYV0Nuk1zTMuP, 

https://youtu.be/BWmwBq8vy9Y?list=PLfCTkSQYP6gWlHrrJiEnCYV0Nuk1zTMuP)

1945 год. После капитуляции нацистской Германии советский разведчик Сергей Крылов, работающий у немцев как Крамер, попадает вместе с майором абвера Гербертом Вильгельми в американский лагерь для военнопленных. Американцы создают из бывших гестаповцев и абверовцев-контрразведчиков секретную разведывательную и диверсионную службу под началом генерала Рейнхарда Гелена. Вильгельми и Крылова тщательно проверяют и включают в организацию Гелена. Узнав о замыслах руководства новой организации о создании сети диверсионных школ для действий против СССР, Крылов передаёт сведения об этом в Центр. Затем вступает в действие план генерала Тимерина: СССР требует выдачи Крылова как «нацистского военного преступника». В ответ Гелен принимает решение о ликвидации Крамера. С помощью немецких антифашистов Крылов возвращается живым и невредимым на Родину, его дело в организации генерала Гелена продолжают Вильгельми и прежний помощник Крылова Андронов. 


«В чёрных песках» — советский художественный фильм в жанре истерн, снятый в 1972 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Искандером Хамраевым. Экранизация одноименной повести казахстанского писателя Мориса Симашко. (https://youtu.be/h5m7MugSnzQ)

В Средней Азии идёт Гражданская война. Бай-насильник убивает всю семью туркменского юноши пастуха Чары Эсенова. Оставшийся в живых Чары, мстя за поруганную честь малолетней сестры, в одиночку преследует Шамурад-хана, главу местной банды басмачей. Знакомство с красноармейцем проясняет герою фильма смысл происходящей борьбы, он примыкает к красногвардейцам, противостоящим басмачам, и, отказавшись от личной мести, однажды приводит Шамурада в отряд для законного суда. В фильме изображена трансформация человека «для себя» в человека «для людей», переход от родового строя души к новому социалистическому сознанию. 


«Весёлый роман» (груз. მხიარული რომანი) — художественный фильм в жанре комедии. (https://youtu.be/J3VwLgu1w0c)

Фильм повествует о студенте Тбилисского сельхозинститута Дато, любящего студентку консерватории Эку. Последняя, в свою очередь, единственная дочь инкассатора Ипполита. Родные, с которыми живёт Эка, не одобряют отношения с Дато. Влюбленные пытаются преодолевать все барьеры на пути к свадьбе. 


«Вид на жительство» — советский художественный полнометражный чёрно-белый фильм, снятый режиссёром Омаром Гвасалия и Александром Стефановичем на киностудии «Мосфильм» в 1972 году. (https://youtu.be/i7VZvcgzQZ4)

1972 год. Молодой врач-психиатр из Ленинграда, воспользовавшись туристической поездкой, «выбирает свободу» и остаётся за рубежом. Однако «развитой капитализм» оказывается для советского человека неприемлем экзистенциально… 


«Включите северное сияние» — советский детский художественный фильм 1972 года. (https://youtu.be/rQEMIzKHwY4)

В школу-интернат порта «Красин» из далёкой Одессы прилетел Коля Чимбарцев, которого должен встречать отец-гидролог, но тот вовремя не вернулся с научной станции, расположенной на льдине, и не вышел на радиосвязь. Коля знакомится с братом и сестрой: Лёнькой и Наташей Соколовыми, и они втроём решают сами через школьную радиостанцию выйти в эфир, но случайно ломают её, а затем ещё разбивают колбу от одного аппарата в кабинете физики, и тамошний учитель хочет донести на них директору. Желая отсрочить наказание, ребята решают пойти на аэродром на соседнем острове, где будут показывать кино. Они пишут записку, но тут по радио передают предупреждение о надвигающейся пурге. Лёнька комкает записку, и ребята решают отсидеться под кроватями. Через какое-то время Соколовы засыпают, а Коля, решая подшутить, кладёт записку на видное место, чтобы, когда их начнут искать, выйти и во всём признаться. Но затем он и сам засыпает, а записку находят и в посёлке объявляют тревогу: в пургу ушли дети. 


«Возвращение к жизни» — художественный фильм, снятый режиссёром Владимиром Басовым по мотивам романа Ахто Леви «Записки серого волка» на киностудии Мосфильм в 1972 году. (https://youtu.be/nan4ilIiwlk)

Школьником, во время войны, из родной Эстонии, в поисках детских приключений, Арно на пароходе отправляется в Германию. Он мечтает пробраться на океанский лайнер и доплыть до Южной Америки. Реальная жизнь оказывается гораздо прозаичнее. Сначала был «Гитлерюгенд», затем работа на полях и служба в немецкой армии. 

После войны Арно остаётся в западной зоне оккупации. Не имеет постоянной работы, добывает свой хлеб случайными заработками, сходится с подозрительной компанией. Его учат обманывать людей, торговать подделками на рынке и, наконец, просто воровать. 

Знакомый журналист посоветовал идти в советское консульство и уехать в Советский Союз. Арно возвращается в Эстонию и встречает товарища своего отца. Тот обвиняет во всех бедах новые власти и уговаривает уйти в лес к «лесным братьям». Арно отказывается под любым предлогом от убийства людей и через некоторое время бежит из леса. 

В городе он встретил уголовников и, имея опыт, довольно быстро пристрастился к новой, воровской жизни. Однажды, на улице, он сталкивается со знакомой ещё по германскому пересыльному лагерю, молодой женщиной Мари. Арно следит за ней, узнаёт имя и адрес. 

Бросив свою воровскую компанию, Арно добивается встречи с Мари, она терпеливо слушает его откровенный рассказ и оставляет у себя. Волк находится под наблюдением у своих старых друзей. Однажды вечером Арно возвращается домой и застаёт Мари избитой. 

Вскоре Арно опознали, и он был арестован за старые уголовные дела. Опять лагерь, побег и новый срок. Ещё один побег — он на свободе и снова уходит в лес к партизанам («лесным братьям»). Ему дают задание убить учительницу на одном из хуторов, но Арно, застрелив карателей, сдаётся властям и, отбыв свой последний срок, выходит на свободу новым человеком. 


«Геркус Мантас» (лит. Herkus Mantas) — художественный кинофильм режиссёра Марионаса Гедриса. (https://youtu.be/nnU75vm7Ms4)

Историческая драма «Геркус Мантас» посвящёна памяти уничтоженного Тевтонским Орденом прусского народа. Действие происходит в XIII веке. В основе сюжета — трагическая судьба вождя пруссов-натангов Геркуса Мантаса, возглавившего национально-освободительное восстание прусских племен против Тевтонского Ордена. Взятый в детстве в заложники поработителями-крестоносцами, воспитанный в католической вере, заслуживший рыцарский плащ и принявший немецкое имя Генриха Монте, он жертвует всем ради независимости своего народа. 


«Гонщики» — советский художественный фильм, снятый в 1972 году режиссёром Игорем Масленниковым. (https://youtu.be/zqr4cb5mvKE)

Этот советский фильм рассказывает о настоящей мужской дружбе. Два автогонщика — Иван Михайлович Кукушкин (Евгений Леонов) и Николай Николаевич Сергачёв (Олег Янковский) — ездили когда-то вместе на гоночном автомобиле «Москвич-412», участвующем в ралли (и одновременно работают на АЗЛК). Иван и Николай очень много проездили вместе. Но всё перевернул один случай: в Альпах они попадают в аварию. Пытаясь избежать столкновения с «Volkswagen Käfer», Иван не справился с управлением, «Москвич» падает в кювет, и гонщики оказываются в больнице. После этого Сергачёв решил, что Кукушкин уже слишком стар, и выбирает другого напарника. Для всех стало шоком то, что они разошлись. Всего лишь один случай испортил всё. В итоге они оказались соперниками в крупном ралли «Синий перевал». 

На ралли меж тем произошло два крушения: первое случилось с Бруно Лоренсом, который из-за плохой дороги и иголки перевернул свой «Иж-412» и загнал его в кювет, тем самым сбив крыло. Второе — с «Волгой» под номером 30, которая тоже разбилась из-за плохой дороги и иголки. Экипаж Сергачёва проезжает мимо места аварии, не остановившись, чтобы помочь пострадавшему. Во время отдыха между этапами Кукушкин в очередной раз ссорится с бывшим напарником из-за трагедии, но Николай объясняет, что он спал, а руль доверил Спицыну, который не остановился, чтобы помочь. Сергачёв устраивает разборку с Александром Спицыным и, когда наступает очередной этап соревнований, подсовывает Спицыну алкоголь из рога. Спицын засыпает… У Николая отказывают тормоза и его «Москвич» доезжает до края обрыва и грозит упасть. Выпрыгнуть из машины он не может, балансируя своим весом спящего Спицына, и удерживая «Москвич» от падения в пропасть. Экипаж спасает от гибели ехавший следом Кукушкин, подцепив тросом машину за бампер и выкатив его на безопасное место. В результате неудачных попыток торможения в «Москвиче» отказала коробка передач, и продолжать гонку без её ремонта невозможно. Иван хочет помочь Николаю, но его напарник, Алексей Шведов, торопит Кукушкина, остающегося лидером гонки. Иван Михайлович с величайшей неохотой оставляет друга, обречённого на поражение. Проезжающие соперники предлагают помощь, но Сергачёв отказывается. 


«Горячий снег» — советский односерийный художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1972 году по одноимённому роману Юрия Бондарева режиссёром Гавриилом Егиазаровым. (https://youtu.be/Ay-vJ4OUDjM)

Фильм рассказывает об одном из эпизодов сражения на подступах к Сталинграду, а именно Котельниковской оборонительной операции, в которой в полной мере проявились стойкость и сила духа советских солдат. 

1942 год. Под Сталинградом окружена 330-тысячная группировка немецких войск фельдмаршала Паулюса. Для разрыва кольца Гитлер отправляет в бой отборные танковые части — так называемый «танковый кулак» под командованием фельдмаршала Манштейна. Нашим войскам отдан приказ любой ценой остановить наступление.

Батарея под командованием лейтенанта Дроздовского (Николай Ерёменко-мл.) после продолжительного марш-броска в декабрьскую стужу окопалась на пехотных позициях дивизии полковника Деева (Вадим Спиридонов) для стрельбы прямой наводкой. Впереди прекратились разрывы, и наступила тревожная тишина. Это означает, что немецкие танки прорвали оборону и движутся на батарею. После авианалёта Ю-88 завязался кровопролитный бой. Убиты многие бойцы артиллерийских расчётов, медсестра, ранен комбат. Немецкие танки прорвались через позицию батареи, но с большими потерями. 

На следующий день армия генерала Бессонова (Георгий Жжёнов) перешла в контратаку. От батареи и стрелкового батальона, державших оборону на плацдарме у реки Мышкова, способных передвигаться самостоятельно осталось всего семь бойцов. Командующий армией генерал-лейтенант Бессонов вручает каждому из оставшихся в строю орден Красного Знамени со словами: «Спасибо за подбитые танки… Спасибо… Спасибо… Всё, что могу». 

Сюжет в деталях отличается от канонического — некоторые сцены, реализованные в романе, в фильме не находят воплощения (например, поиски пропавшей разведывательной группы после танковой атаки; мысли Кузнецова; вырезан ряд бытовых моментов). 


«Гроссмейстер» — кинофильм режиссёра Сергея Микаэляна 1972 года по сценарию Леонида Зорина. (https://youtu.be/K1PuB-ickDs)

Фильм раскрывает проблемы карьеры и личной жизни известного шахматиста. Начинается фильм с шахматной партии, которую транслируют зрителям, среди которых маленький Серёжа Хлебников со своим отцом. Возвращаясь, отец попадает под машину и мальчик, оставшись с матерью, замыкается на игре в шахматы. Став юношей, он не оставляет своё увлечение, а также встречается с девушкой Еленой. Между Еленой и «Хлебушком» возникают романтические чувства, но переезд Елены разлучает их. Встречаются они уже взрослыми — переводчик Елена Андреевна Донцова и шахматист Сергей Александрович Хлебников. Позже они женятся, при этом Елена хочет «переделать» Сергея. Но в конце она видит всю гениальность своего мужа и ждёт. В фильме снимались гроссмейстеры Михаил Таль, Юрий Авербах, Марк Тайманов, Виктор Корчной. 


«Девушка из камеры № 25» — советский художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1972 году режиссёром Давидом Рондели (киностудия "Грузия-фильм"). (https://youtu.be/keStMSYwSTA)

Над Симферополем повис флаг с чёрной свастикой нацистов. В городе происходят разные события: немецкие войска ведут огонь, происходят различные перестрелки, гитлеровцы организовывают и устраивают облавы, партизаны расклеивают листовки по улицам, устанавливают связи с подпольщиками… И в центре этих событий — Зоя Рухадзе, комсомолка, разведчица и партизанская связная. Всё это было жизнью Зои и трудных дней её короткой жизни, оборвавшейся в застенках симферопольской тюрьмы в то время, когда к городу подходила Красная Армия… Фильм рассказывает о действиях советских подпольщиков в Симферополе. 


«Дела давно минувших дней…» — советский художественный полнометражный чёрно-белый детективный фильм, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1972 году режиссёром Владимиром Шределем по мотивам повести «В полосе отчуждения» Анатолия Безуглова и Юрия Кларова. (https://youtu.be/hbpva78yWBw)

В 1926 году был убит антиквар Богоявленский, после которого в швейцарском банке остался вклад на значительную сумму «для нужд Российской империи». Расследование возобновляется в начале семидесятых годов. Несмотря на прошедшие 46 лет, сотрудники госбезопасности раскрывают преступление, выяснив, что «Катенька» — это не просто женское имя, а главный ключ в деле. 


«Ехали в трамвае Ильф и Петров» — художественный фильм по мотивам рассказов и фельетонов Ильи Ильфа и Евгения Петрова. 

Сатирическая комедия о Москве и москвичах 20-х — 30-х годов XX века, снятая на основе фельетонов, рассказов и записных книжек знаменитых писателей-юмористов Ильи Ильфа и Евгения Петрова, а также кинохроники столицы. 


Продолжение следует.

promo nemihail 16:00, вчера 39
Buy for 20 tokens
С начала года я нашел инвестиционную нишу, в которую залез с головой. (фото: Яндекс Картинки, кадр из к/ф Во все тяжкие) Это не системная история, это просто ниша на обычном рынке, которая отрабатывает очень высокий %. Не программа, не компания, не сайт, не пирамида, а именно открытый рынок…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded