cand_orel

Categories:

Израиль улыбнул. Иерусалим. Стена плача

Все-таки я заканчиваю «свои иерусалимские хроники». И еще одним знаковым местом. Возле Западной Стены. 

Святость данного памятника для иудеев я представляю во всем эпохальном и духовном величии, и уже только поэтому я нахожусь в некотором трепете религиозном и историческом.

А что же для меня, для нас представляет этот объект в наших славянских, христианских, православных корнях?

Начать с того, что все мы чтим праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы», так вот введение Богородицы состоялось именно в этот храм.

Перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, и она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители выполнили своё обещание. В Храме Марию встретил первосвященник Захария. Первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. В Храме Мария находилась до 12 лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф. 

Так вот это был Второй Иерусалимский Храм , начало строительства которого было положено в правление Кира Великого; реконструирован Иродом Великим; разрушен во время штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.

Так вот историческое и духовное место этого объекта я обозначил. И очень мне хочется перенести сюда все свои карандашные и фотографические заметки, поскольку чувствую, что будущие товарищи мои Альцгеймер с Паркинсоном уже где-то на пороге топчутся, так что в скором грядущем отрезке жизни буду им вслух читать данные записки…

Сразу скажу, что был в этом месте дважды и оба раза с фотосессией не задалось.  В первый раз фотоаппарат перегрелся и снимал, как у него получалось, а не так как мне хотелось. Второй раз был проливной дождь со снегом, и качество опять же вышло – не очень.

Итак, Стена плача оказывается именуется так мусульманами el-Mabka (Место Стенаний), и это название очевидно неправильно подхвачено в России, поскольку описывает горестное поведение иудеев возле стены утерянного Храма. Идеологически более правильно называть это место -  Западная Стена (Ха-Котель ха-Маарави), что и отражается в английском наименовании стены. Это - часть древней стены (длиной  ~500 м) вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году. По сути, это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. Но там и Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена. В принципе, сама стена не является святыней иудаизма. Святыня иудеев - это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она - единственное, что осталось от Храма; но и от этой стены никогда не отходит Божественное присутствие (Шхина).

Высота стены в районе доступной площади оценивается в 32  метра, видимая часть – 19 метров. Стена состоит из 45 слоёв камня, 28 из которых находятся над землёй и 17 под землёй. Первые семь видимых слоёв относятся к Иродианскому периоду и сложены без скрепляющего раствора из колоссальных гладко обтёсанных камней из известняка. Средняя высота камней 1,0…1,2 м, длина - 1,5…3,0 м. Большая их часть весит от двух до шести тонн каждая, а остальные весят ещё больше — включая один экстраординарный, так называемый Западный камень, 13 метров в длину и весом примерно 517 тонн, расположенный в северной части Арки Уилсона.

Первый Храм (Храм Соломона) был построен на вершине Храмовой Горы в X веке до н. э. и разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э., а Второй Храм завершён и освящён в 516 г. до н. э. Около 19 г. до н. э. Ирод Великий начал широкомасштабный проект расширения Храмовой Горы. В дополнение к увеличению размеров Храма, он расширил плато, на котором стояли Первый и Второй Храмы, до обширных размеров Храмовой Горы в её нынешнем виде. Это повлекло за собой увеличение размеров огороженного пространства; по периметру этой платформы шла опорная стена, поддерживавшая земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы. Сегодняшняя Западная Стена как раз и является частью этой опорной стены. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи, каждый последующий ряд кладки отступает вглубь от предыдущего. Строительные работы были закончены лишь во времена правления царя Агриппы II, правнука Ирода. Иродом Великим построено чуть больше половины стены, датируемые концом периода Второго Храма — включая 17 её слоёв, находящихся ниже уровня нынешней площади.

В первые века Новой Эры, после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы в 135 г. н. э., императорским декретом иудеям было запрещено проживать в Иерусалиме. Во 2 и 3 веках римские императоры давали им разрешение посещать город для совершения богослужений на Масличной Горе, а иногда и на самой Храмовой Горе. Когда при Константине I империя стала христианской, они получили разрешение входить в город лишь один раз в году, дабы возле стены оплакивать утрату Храма и горько сокрушаться о судьбе своего народа.

По мере того, как нижние ряды кладки Ирода Великого покрывались земляными наносами, стена надстраивалась. Следующие четыре слоя были добавлены в 7 веке. Царь  Умар, отвоевавший Палестину у христиан дал клятву, что если ему удастся завоевать Иерусалим — он восстановит руины Храма. После своей победы он стал разыскивать руины, но они были скрыты под грудами мусора. К царю приблизился старик, говоря: «Я скажу тебе, где лежит Храм — но я хочу, чтобы ты поклялся, что оставишь нам Западную Стену». После того как царь дал обещание, ему показали, где лежали погребённые под землёй руины. Царь приказал очистить это место и «построил грандиозную мечеть, и оставил Западную Стену евреям, которые припадали к ней для молитвы».

В 1517 г., при Селиме I турецкая Оттоманская Империя отвоевала Иерусалим у мамлюков. Оттоманские турки демонстрировали доброжелательное отношение к иудеям, приветливо приняв у себя тысячи еврейских беженцев, изгнанных из Европы. Султан Сулейман Великолепный приказал построить вокруг всего города колоссальную крепостную стену — сегодняшнюю стену Старого Города. 

Тут еще такая легенда…

В дни Султана Сулеймана местоположение Храма было неизвестно, и Султан обыскал каждый уголок Иерусалима, стремясь найти его. Однажды человек, отвечавший за эту работу, в отчаянии после длительных бесплодных поисков и расспросов, увидел подходящую женщину, несшую на голове корзину мусора и отбросов. 

Он спросил её: „Что ты несёшь на своей голове?“ — и она ответила: „Мусор“. 

- И куда ты несёшь его?

- В место такое-то и такое-то.

- Где ты живёшь?

- В Вифлееме.

- Разве нет мусорной кучи между Вифлеемом и этим местом?

- Такова наша традиция, что кто бы ни принёс немного мусора на это место — совершает благое дело.

Любопытство чиновника было возбуждено, и он приказал великому числу людей убрать мусор с того места … и святыня открылась взорам. Когда Султан узнал об этом, он возрадовался великой радостью и приказал подмести Синан и окропить это место, а Западную Стену омыть розовой водой…»

Во второй половине XVI века Сулейман Великолепный дал иудеям право совершать молитвы у Западной Стены и приказал своему придворному архитектору построить для них там ораторий. 

В 17 веке упоминаются организованные молитвы у Стены - свитки Закона приносились к Стене по случаям общественных волнений и бедствий. С течением столетий земля, прилегающая к Стене, стала застраиваться. Публичный доступ к Стене осуществлялся через Марокканский Квартал — лабиринт узких переулков. В середине 19 века иудеям запретили пролагать проход перед Стеной, повышение там своего голоса и демонстрирование своих книг. Им было, однако, разрешено наносить к ней визиты, как встарь. 

К оттоманскому периоду относятся следующие четырнадцать слоёв кладки стены (к началу 19 века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки). 

С течением времени рост числа людей, собирающихся в этом месте, привёл к напряжённости в отношениях между еврейскими посетителями, желавшими более лёгкого доступа и большего пространства, и местными жителями, жаловавшимися на шум. Это положило начало попыткам евреев получить право собственности на землю, прилегающую к Стене. Переговоры о покупке велись достаточно долгое время с участием довольно высокопоставленных лиц, но, впрочем, все неудачно.

Ситуация несколько поменялась с началом Первой мировой войны и распадом Оттоманской империи. В 1917 г. британские войска под командованием Эдмунда Алленби захватили Иерусалим у турок. Алленби дал обещание, что «каждая священная постройка, памятник, святое место, святыня, территория, связанная с традицией, пожертвование, завещанная по благочестию собственность или традиционное место молитвы, относящиеся к какой бы то ни было форме трёх религий, будут сохранены и защищены согласно существующим традициям и верованиям тех, для чьей веры они священны». Впрочем и во времена британского присутствия вокруг Стены существовала напряженность, вплоть до народных волнений и всеобщих забастовок.

Во время Войны за Независимость Израиля в 1948 году, Старый город вместе со всей Храмовой горой и Стеной был оккупирован Трансиорданией. Ни израильские арабы, ни израильские евреи не могли посещать свои святые места на иорданских территориях. Исключение было сделано для христиан в части участия в христианских церемониях в Вифлееме. Местом, на котором евреи собирались для молитвы, стала превосходящая по высоте точка на Горе Сион, с которой можно было видеть Стену. Для тысяч паломников гора, будучи ближайшим к Стене пунктом, находящимся под израильским контролем, стала альтернативным местом проведения традиционной церемонии священнического благословения.

Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим, включая Западную Стену, оказался под контролем Израиля. В течение сорока восьми часов после захвата Стены военные без формального приказа правительства спешно приступили к разрушению всего марокканского квартала, располагавшегося в четырёх метрах от Стены. Чтобы расчистить место для площади, была снесена мечеть Шейха Эида, одной из исламских школ Иерусалима, сохранившихся со времён Саладина. 650 человекам членам 106 арабских семей было ночью приказано покинуть свои дома. После того как они отказались выполнить приказ, бульдозеры приступили к разрушению построек, что повлекло за собой жертвы.

Узкая мостовая, выделенная мусульманами для молитв евреев до захвата Старого города Трансиорданией, которая могла вместить максимум 12000 человек в день, была трансформирована в колоссальную площадь для собраний, на которой могло поместиться более 400000. Пыльная площадь тянулась от Стены до Еврейского квартала. Участок Стены, предназначенный для молитв, был продлён на юг до длины, в два раза превышавшей первоначальную — с 30 до 60 метров, в то время как 4-метровое пространство перед стеной выросло до 40 метров. Таким образом, маленькая зона перед Стеной площадью в 140 квадратных метров периода до 1967 года стала обширной Площадью Западной Стены, покрывающей 20 000 квадратных метров.

Зона перед Стеной имеет статус синагоги и к ней надлежит относиться с должным уважением. Соответственно, от мужчин и замужних женщин ожидается, что, приближаясь к Стене, они будут покрывать голову и будут одеты подобающим образом. Традиция требует, чтобы, удаляясь от Стены, уходящий двигался спиной вперёд. По субботам в этой зоне запрещено появляться с электронными приборами, — включая фотокамеры, — которые нарушают святость Шаббата.

Практика помещения листков бумаги, содержащих написанные на них молитвы Богу, в трещины и щели в Западной Стене, началась более 300 лет назад. Самое раннее описание этой практики датируется началом 18 в. Согласно иудейскому закону, молитвенные записки не могут быть выброшены. Дважды в год оставленные в Стене записки собирают и хоронят их на еврейском кладбище на Масличной горе.


Использованы материалы Википедии. 

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded