cand_orel

Categories:

Подслушать и подсмотреть у Мураками (78) L'Étranger

Харуки Мураками (яп. 村上 春樹 Мураками Харуки, 12 января 1949 года, Киото) — японский писатель и переводчик. Его книги переведены на 50 языков и являются бестселлерами как в Японии, так и за пределами его родной страны. Признание критиков и читателей его художественной и научной литературы принесло ему множество наград в Японии и на международном уровне. 

Сейчас читаю «Страна Чудес без тормозов и Конец Света», его упоминания в романе разных песен, фильмов, произведений — это просто наводка на ознакомление с этими использованными в произведении отсылками.

 – Помнишь Камю, «Постороннего»? Там главный герой все время говорил «я не виноват». Как же его звали-то...

– Мерсо, – подсказал я.

Альбер Камю (Albert Camus; 7 ноября 1913, Мондови, Французский Алжир — 4 января 1960, Вильблевен, Франция) — французский континентальный философ, иногда относимый к направлению экзистенциализма, а также журналист, писатель, драматург, публицист и эссеист. Автор известных произведений «Посторонний» (1942), «Чума» (1947) и прочих, лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Почитаемый у антикоммунистических движений политический мыслитель, активист за права мусульманского населения в Алжире. 

Альбер Камю родился в бедной семье в Французском Алжире. Отец умер на войне вскоре после рождения сына, оставив мать с двумя детьми. Получил философское образование в Алжирском университете. В ранние годы принимал участие в коммунистическом движении, однако позже был исключён из неё. Работал в театре, где ставил многие свои пьесы и играл роли. Успел поработать в нескольких изданиях в качестве редактора и корреспондента. Переехав после начала Второй мировой войны в Европу, помогал участникам Сопротивления. Погиб 4 января 1960 в автокатастрофе. 

В философском отношении Камю был связан с экзистенциализмом, хотя своё отношение к этому движению, равно как и к философии, отрицал. Основным для него вопросом было самоубийство, которое связано с его идеей «абсурда» — чувства непонимания мира. Из этой же концепции выходит политическая теория — концепция «бунта» как противостояние чувству абсурда. Известен своей конфронтацией с другим французским философом — Жан-Поль Сартром. 

«Посторонний» или «Чужой», также известен перевод «Незнакомец» Г. В. Адамовича (L'Étranger) — роман французского писателя Альбера Камю (1942), классическая иллюстрация идей экзистенциализма. 

Дебютный роман Альбера Камю «Посторонний» был написан, предположительно, ещё в 1940 году, когда Камю готовился к переезду из Франции обратно в Алжир. Позже переработанное произведение было отправлено на материковую Францию в апреле 1941 года и готовилось к изданию. Поскольку страна находилась под оккупацией нацистов, издателю романа Гастону Галлимару нужно было отправить книгу на рецензирование немецкими властями. Успешно пройдя ценз, к июню 1942 года книга появилась в продаже тиражом в 4400 экземпляров. Несмотря на скромный тираж, произведение было воспринято читателями благосклонно. В книге от первого лица и практически всегда в настоящем времени описывается история героя по имени Мерсо, персонажа, который, как выразился Роберт Соломон, «не имеет характера». По ходу развития истории Марсо сталкивается с рядом неприятностей: смерть матери, насилие со стороны сутенёра, убийство человека, арест и суд над ним. Однако Мерсо не имеет никаких эмоций и никоим образом не реагирует на все эти события. В связи с этим главный герой практически не имеет реплик, воспоминаний о прошлом. Соломон интерпретирует «Постороннего» как книгу о «проблеме отношения между феноменологией опыта и мышления». Часто произведение характеризуют как историю о человеке, «который не врёт». Он всегда говорит только то, что действительно думает Так он поступает на суде, когда вместо раскаяния за совершённое убийство он говорит, что он испытывает «скорее раздражает». Таким образом этот человек предстаёт отчуждённым от общества за свою чрезмерную искренность, «которая в сущности неизвестна нашему миру», — так считает Рейчел Беспалова. Однако Роберт Соломон спорит с этой позицией, приводя контраргумент, что в некоторых местах Мерсо если и не откровенно лжёт, то безразличен к какой-либо правде и не признаёт её ценности. И в целом Соломон призывает рассматривать эмоциональную сторону героя, а не его отношение ко лжи. Он отмечает, что в строгом смысле слова Мерсо не то чтобы не испытывает никаких эмоций: в романе пишется, что его раздражает средиземноморское солнце. Он к тому же смущается, когда девушка спрашивает о его чувствах к ней. Хоть он и ощущает некоторые чувства, но никак их не комментирует, а «без суждений чувств не бывает», как считает Соломон. Во второй части романа, когда Мерсо осуждают и отправляют в тюрьму, он начинает себя познавать, когда он начинает пытаться мыслить о своей жизни. 

«Посторонний» занимает первое место в списке «100 книг века по версии Le Monde». Повесть вдохновила фронтмена группы The Cure, Роберта Смита, на создание дебютного сингла Killing an Arab. Текст песни «Ночь короче дня» в составе одноимённого альбома рок-группы «Ария» был написан по мотивам последней главы «Постороннего». 

В 1967 году итальянский кинорежиссёр Лукино Висконти снял по повести одноимённый кинофильм. Роль Артура Мерсо исполнил актёр Марчелло Мастроянни. 


Читаем Мураками и ищем что-то интересное дальше!

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded