Гоа улыбнуло (cand_orel) wrote,
Гоа улыбнуло
cand_orel

Categories:

Камбоджа улыбнула. Байон

Сейчас выложу для затравочки пока одну фотографию, чтобы создать надлежащее впечатление и подобающее настроение, а потом чуть-чуть "попуржу" словами. Потому как Ваше мнение, безусловно, интересно, как и сам возбуждаемый в Вас интерес; но, кроме того, мне же важно изложить и свое настроение, и свои какие-никакие мысли. 










Скажу сразу: "Настоящая экзотика – здесь, в Камбодже!"


Сиам и Индия – не про то…


И всякие там художественные и считающиеся литературными воплощения – от заблудших или что-то путающих авторов, или вообще что-то, придуманное в пыльном кабинете.


Ефремов с его лезвиями и бритвами, Киплинг с книгами джунглей и Мауглями никак у меня не укладываются в сознании с реальными обстоятельствами всего в них происходящего по описанию.


Таиланд – это или новодел, или реставрация былого до внешнего вида новодела.  


А в Индии вообще никому дела нет, по-моему, до поддержания в достойном состоянии легендарных древностей. Взяли к индуистскому храму шивалингамовских времен современный металлический профиль на крышу приладили, а что – экономичненько. (Ну, ладно – чуть-чуть утрирую…)


Но тем не менее…



Так вот в Камбодже все сохраняют или реставрируют к первоначальному виду, что, на мой взгляд, и особенно ценно. Можно конечно говорить, что постройки 13 – 14 века посвежее индийских будут, можно с этим согласиться… Можно. Но я уведу разговор в другую сторону, что 13 век был каким-то переломным пунктом в развитии человеческой цивилизации, везде - во всем мире (это мой такой пунктик в последнее время).


Так вот о современном состоянии древнеисторической ситуации в Камбодже.


Нам эта страна преподносится совсем младшим братом индуистско-буддийского сообщества, представленного турагентствами и средствами массовой дезинформации в интернете. 


Смею возразить! 


Во всей этой субъективной и пристрастной информации "видны уши" меры готовности туриндустрии по предоставлению оплачиваемых услуг путешествующему населению.


Надо признать, что Камбоджа пока не готова предоставить развитую инфраструктуру по выколачиванию валюты из странников и паломников.


В первую очередь этот тезис касается специализированных русскоязычных сайтов по камбоджийскому направлению. Вот хотел освежить перед написанием свои воспоминания, а там – все о каком-то вовсе банальном индуизме и утилитарном буддизме; без зерна или изюминки, или жемчужинки камбоджийских реалий, хронологий и археологий.


А вот обращу Ваше внимание, что в камбоджийских храмах непременными элементами присутствуют змеи (наги, с которыми ассоциируют себя аборигены – типа нашего медведя) и местные породы сфинксов, чего напрочь лишены в таком явном виде индийские и сиамские храмы. Забавна и местная нумерология, почитающая числа 54 и 108 (как наша семерка).


Нет, там в Камбодже - это не трафаретные индуизм и буддизм, тут еще от кхмерских их верований и легенд ноги и корни растут, что и упускают или опускают наши экскурсоводы, включая виртуальных.


Тут, конечно, необходимо хорошо обутой ногой в очередной раз пнуть полутруп отечественного экскурсоведения – он и во всех странах нашего туризма падает, сокращаются время экскурсий, количество посещенных достопримечательностей, да и информативность, и интересность подаваемого материала падают до уровня дилетантов.


Поэтому хорошо бы посетить исторические памятники с местным русскоговорящим экскурсоводом - нам повезло.










Еще один нюансик (или два). Думаю с печалью, что скоро русскоговорящих (как и во всем мире) не останется. Потом, в Камбодже мало взрослых и пожилых камбоджийцев (носителей исторического и вообще знания) осталось – в свое время Пол Пот в процессе кампучийской революции сделал основную ставку на неграмотную и бескультурную молодежь, а взрослых досрочно и срочно отправил к предкам в неимоверных количествах.


Так вот - нам повезло (внезапно вспомнилась вечная его (гида) приговорочка "еб срулай" - ночь любви; по его лингвистическим представлениям весь русский мат произошел от кхмерских обыденных слов поэтической романтики и возвышенной любви).


К еще одной странности моего рассказа… Я не буду в первую очередь об Ангкор-Вате. Он – достаточно попсовое место: площадь - большая, много туристов "входит" - урожайность турбизнеса выше.


Байон, его храм мне ближе; он и роль исключительно культовую и интеллектуальную играл, так как включал собственно храм и библиотеки, мест массового проживания и решения бытовых вопросов мной не отмечено.


И так пошли… Мы на входе в достаточно большой джунглевый парк, окруженный каналом и стеной.


























И так о змеях-нагах… Вы, верно, их различили в архитектурной композиции моста.


Да в индуизме и в каких-то тонкостях их космогонии фигурирую наги:


"Каждый из миров Сансары не имеет жестких границ, а больше напоминает самоподобные фрактальные множества. Животные обитают не только на нашей земле, но и в Мировом Океане, окружающем гору Меру. Жителями Мирового Океана, в основном, являются многочисленные змееподобные существа – "наги". Миры богов, так же имеют несколько слоев, расположенных на разных уровнях (уступах) горы Меру, на её вершине и над ней. При этом слои отличаются не только расположением, но своей физической природой. Например, миры богов находящиеся над вершиной Меру состоят не из вещества, а из энергий (вихревых полей), хотя и относятся к мирам желаний (Сансары)" 


Подробнее тут можно почитать http://www.shalagram.ru/knowledge/khmers/khmers.html - очень захватывает под пивко...


Из известного по школьной программе, наверное, мы все еще помним про небесных танцовщиц апсар, в которые неким образом обращаются наги…


Из буддизма же знаем, что Будда после просветления некоторое время все еще находился в медитации, несмотря на погодные условия, а нага Мучалинда закрывал его своим "кобровым" капюшоном от климатических невзгод.


Ну и, конечно, краеугольным камнем индусского мировоззрения возвышается легенда с "пахтанием океана", о котором я вскользь упоминал в своих рассказах о гоанских и индийских похождениях.


Технологически это выглядело так. Исполнители по 54 дэва и асура (суммарно 108 мистических единиц – отсюда и камбоджийская нумерологическая традиция) поочередно перетягивали великого нага Васуки, намотанного на гору Мандару, чем и приводили её во вращательное движение. А гору удерживал сам Вишну, обратившийся временно по совместительству в черепаху Курму, удерживал гору ейным панцирем. Вот так и происходило "пахтание", результатом которого на выходе были полезные божественные дары с приемлемым процентом выхода годных.


Так вот кхмерские легенды – древнее. Короче, они (кхмеры) сами произошли от нагов, в брачный союз с их представительницей вступил индийский принц в месте их нагского проживания в долине их великой реки Меконг. Для последующего их семейного проживания и размножения был даже осушен залив, где все кхмеры теперь проживают. Конечно все произошло не одномоментно и не сразу… Были еще в их истории лунные и солнечные династии, имеющие разные степени родства с нагами… В итоге уже относительно современный король Камбоджи (Нородом Сианук), назначенный для порядка после революции французами в 1993 году имеет корни тех династий и, соответственно, нагов.


И так - мы на этом мосту с нагом и, соответственно, по 54 дэва и асура с каждой стороны.










Теперь все понятно?


Движемся к входу на дорогу к храму Байон:


















Уже на этих вратах мы видим призрачные лики, которые нас будут сопровождать все время в прогулке. Ученые-байонисты до сих пор строят предположения, чей лик представлен на барельефах архитектурных сооружений: божественный ли, королевский ли, авторский ли. Пусть спорят, нам они (лики) нравятся без данной конкретики.


А вот внутри – кирпичная кладка – цивильно таки для 13 – 14 века:










А вот дорога к храму:










Оглянемся еще раз на ворота:


















Чудно! Чудесно!


А вот - оп, и уже обратный взгляд от храма на ворота (путь-то длинный).










И САМ ХРАМ.


















В утренней рассветной дымке, когда еще сами солнечные лучи путаются в ветвях и кронах деревьях, а сонные глаза еще не настроены на быстрое постижение и впитывание этого мира; а мир, в свою очередь представлен контрастными замшелыми камнями древних изваяний, храм кажется нагромождением бесформенных булыжников и умершими руинами. 


Нет, здесь было 54 (!) башни с божественными ликами по четыре с каждой стороны. Приглашаю их поискать… (были, конечно, и мои усилия по редактированию отснятого материала) 


И вот мы у входа.


























































Оно и тут радует глаз – уже знакомые наги и апсары.


А далее настенные панно по мотивам исторических событий кхмерского эпоса (битва на озере Тонлесап, будет время – я о нем расскажу и покажу, там забавно и интересно) и зарисовки бытовых эпизодов и явлений.


























Очевидно, что "картинка" реставрирована, но масштаб полотна восторгает.


Исходное качество, дошедшее до нас конечно позатертее "песками времен".










Хороша, гармонична и эстетична  апсарочка.


Вторгаемся в пределы:


































Выглядит все конечно волшебно – эта вечная окаменелая застывшая древность на фоне не менее вечных и наоборот бушующих в движении джунглей, всё погруженное в мистический туман и природного свойства, и ушедшего времени, скрывающего свои секреты и произошедшие события.


И вот внутри…


























А солнце уже из-за вершин деревьев достает своим светом башни храма, и это справедливо, что солнце вначале дня нам первым освещает и освящает бога.


А вот Вам опять апсары на галерее. 


































И вот мы уже поднялись к божественным ликам, где мы их видим отчетливо, и где они отчетливо уже смотрят на нас.










































И это не солнечное освещение и движение светила меняет выражение их лица и убирает временами улыбку с их каменных замерших уст. Это солнце освещает нас перед их очами, отчего и меняется их мимика от взгляда на нас и произведенного нами на них впечатления…


А вот и "вершина" храма и ее чарующие нюансы:


























































Обращаю Ваше внимание на особенно культовые места храма.


























В них размещались божественные сущности. Тут надо сказать, что при всем подчеркивании мирных начал индуизма и буддизма, все-таки религиозные войны здесь были. И проблемы религиозных сущностей в рамках храма (при всем его художественном и аллегорическом соответствии обеим религиям сразу) решались прямой и непосредственной заменой сущностей между собой. Будду – с пьедестала в колодец, а на его место – лингам (извините за выражение – прямо на воротник). Или наоборот, лингам – к лингамам, а Будду - "все вы идёте к истине различными путями, а я стою на перекрестке и ожидаю вас…" (он и в колодце был на пьедестале).


И снова – лики (их же по арифметике - 54 башни, сейчас, правда осталось 37, но по четыре лика - на каждую).


































Некоторые милые детали, из разряда "жизнь побеждает камень".


































Хотя плесень – тоже жизнь, но мы ее не любим (а Будда любит).


Идем на выход - уже в храм живой природы и живых змей.










Еще остались древние кирпичи – есть простор для реставрации нового мира из первозданного материала прежнего величия.


А вот и Будда.










Красив (в меру эстетического воспитания и осознания духовных ценностей местных иконописцев).


А вот и наг, слегка пострадавший от груза времен и, возможно, участия в "пахтании":










А это уже светлые джунгли, освещенные взошедшим солнцем.


























И Будда был тогда, есть сейчас и еще будет.


"То, что мы есть сегодня,— это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь — это порождение нашего разума"


Tags: Ангкор, Байон, История, Камбоджа улыбнула, Юмор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КОНЦЕПЦИЯ

    Дневник — он для мыслей, поступки документировать не собираюсь. Если поступки могут быть забыты — пусть будут забыты, это не те…

  • Музыка. По волне моей памяти. Посвящение в альбом

    «Посвящение в альбом» — песня Давида Тухманова на стихи Адама Мицкевича из концептуального альбома Тухманова «По волне моей памяти» (1976).…

  • Позитив. Голос Термена

    Как явный поклонник электронной музыки не могу не вспомнить участие наших ученых-ленинцев в создании революционно нового электронного звучания…

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments