Categories:

Орёл. Свято-Успенский монастырь. Часть 2 из 3

После строителя Боголепа, обителью управляли Герман, Галактион, Корнилий, Сосипатр, Иов, Феодосии и Антоний. Последним настоятелем Богоявленского монастыря стал строитель Евфимий, возведенный в сан игумена в 1686 г. архиепископом Коломенским и Каширским Никитой (Тотемским).В 1673 г. Орёл и Богоявленский монастырь сгорели во время пожара. В отчетах воеводы о пожаре упоминается выгоревшее «святилище Божие». Разрушения были столь значительны, что жители обратились к царю Алексею Михайловичу с челобитной о перенесении города на Ввозную гору. 

Однако, когда разрешение было получено, орловчане успели отстроиться на пепелище.После пожара, в 1674 г., монастырь получил 150 четв. пашенной земли «вниз по Оке» и 12 дес. сенокосной земли.В 1676 г. настоятель Богоявленского монастыря иеромонах Евфимий с братией обратились к Святейшему патриарху Московскому и всея России Иоакиму (Савёлову) с просьбой о построении на старом монастырском погосте – «Каменном Верхе» деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы для крестьян, которые не могли посещать городские храмы из-за разлива реки. Евфимию было отказано, но уже в 1678 г. в Писцовой книге г. Орла и Орловского уезда упоминается о существовании на Ввозной горе Успенской пустыни, с деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы с приделом апостолов Петра и Павла. Здесь были «двор скоцкой» и «двор конюшей», где жили конюх и скотник с семьями и 2 крестьянских двора, давших начало подмонастырской слободе.

Согласно Писцовой книге 1685-1686 гг. к пустыни было приписано 25 тяглых людей. Келий еще не было, и монахи из братии Богоявленского монастыря, проживавшие в пещерах на берегу реки Оки, подвергались нападениям разбойников. В Синодике монастыря значилось несколько имен схимников и монахов, убиенных «лихими людьми».После пожара (ок. 1680 г.) игум. Евфимий с братией переехал в Успенскую пустынь и восстановил Богоявленскую обитель, отстроив собор в камне – старейшую сохранившуюся каменную постройку города Орла. Массивный Богоявленский собор, заложенный в кон. 70 — нач. 80-х гг. XVII в., находится на берегу р. Орлик, недалеко от впадения в р. Оку, и является доминантой центра города.

Еще в 1678 г. воевода П.М. Скрябин пожаловал игум. Евфимию пустырь на месте старой острожной стены, недалеко от места, где стояла сгоревшая в 1673 г. проезжая Пятницкая башня. Участок (4х4 саж.) находился в конце торговых рядов, «идучи из ряду к Оке-реке на правой стороне, против мосту, что ездят через Оку-реку». Вскоре после получения права собственности на это место игум. Евфимий с братией построил здесь каменную часовню. Она зафиксирована на чертеже г. Орла 1728 г. и была снесена, вероятно, в кон. XVIII в. в связи с перестройкой города по регулярному плану.В 1681 г. по благословению архиеп. Коломенского Никиты (Тотемского, 1681-1704) в скиту был заложен, а 11 апреля 1688 г. освящен каменный Успенский храм с колокольней. 

Богоявленский монастырь в центре города действовал некоторое время, после переезда братии в скит, но вскоре Богоявленская церковь обращена в приходскую, а Успенская пустынь была преобразована в монастырь. В день закладки Успенского храма из Богоявленского монастыря крестным ходом была перенесена икона Успения Пресвятой Богородицы – «в дар и благословение новоустрояемой обители от старцев Богоявленского Феодосия и прозорливого Антония, схимника, с братиею». Эта икона, «письма древнего византийского», почитавшаяся чудотворной, стала главной святыней храма. Вероятно, с этих пор в Орле установилась традиция совершать ежегодный крестный ход 15 августа. В более позднее время он совершался из городского собора до Успенского храма. Одновременно из всех приходских храмов в Успенский направлялись крестные ходы. Это самый древний и почитаемый из всех существовавших в городе уставных поместных крестных ходов. Перед иконой во дни Успенского поста совершалось ежедневное акафистное служение, по средам – с участием архиерея.

В Успенском монастыре хранились «сребропозлащенный» крест с частицами мощей, пожалованный в 1659 г. царевной Татьяной Михайловной в путивльский Свято-Духов женский монастырь. Крест был украшен «лазоревыми камнями в гнездах» и жемчугом. Среди старопечатных книг упоминаются «Божественная литургия Стрятинской печати» (1604), «Требник» митр. Киевского и Галицкого свт. Петра. (Могилы), рукописный Сборник слов св. отцов (полуустав, XVII в.).В 1691 г. рядом с Успенской была построена деревянная церковь свт. Николая Чудотворца, 9 янв. 1693 г. освящена каменная церковь апостолов Петра и Павла над св. воротами. С запада к последней «глаголем» пристроены 2-этажные настоятельские покои и братские кельи. В том же году монастырь был обнесен оградой. Вместо разобранной деревянной Никольской церкви была построена и 11 декабря 1700 г. освящена однопрестольная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи, примыкавшая к северной стороне Успенского собора. Одновременно была сооружена каменная часовня для отпевания умерших, а территория монастыря обнесена каменной оградой с 3 воротами и 2 башнями.

На рубеже XVII-XVIII вв. в результате перестройки к Успенской церкви была пристроена колокольня в классическом стиле, с «английскими часами от доброхотных дателей», в начале XIX в. разобрана Иоанно-Предтечевская церквь, а новый одноименный храм пристроен с северной стороны Успенского собора, который был переделан: его увенчал большой глухой барабан и купол классического образца. Рядом с колокольней находился каменный столб, где в деревянной клетке помещались железные часы. Внизу, у фундамента колокольни находилась кладовая камора. Кроме того, в городе на берегу Оки на проезжей дороге стояла каменная монастырская часовня для продажи свечей.Первое графическое изображение Успенского собора с Иоанно-Предтеченской церковью, оградой и кельями имеется на схематическом чертеже города Орла 1728 г. Первоначально надвратная Петропавловская церковь действовала как приходская для монастырских крестьян. К приходу, существовавшему с 1693 по 1755 гг., был приписан причт из белого духовенства: священник, диакон, дьячок и пономарь. После отрешения прихода от Петропавловской церкви она стала монастырской, а её свящ. Василию Федотову «повелено быть» при Богоявленской церкви, приходские дворы причислили к орловской Сретенской церкви. Впоследствии Петропавловский храм использовался как домовая церковь для схимников.

Сохранилась опись Успенского монастыря, составленная в 1764 г. поручиком Сибирского пехотного полка Е. Одоевцевым и содержащая описание Успенского храма до перестроек кон. XVIII — нач. XIX вв: «Одноглавая церковь, которую венчал «крест железной местами вызолочен червонным золотом», была «крыта яблоко-разноцветною черепицею, а четверик, алтарь и трапеза сосновым тесом ново, и та крышка окрашена простою краскою. У оной церкви окон: в олтаре три, в настоящей по обе стороны пять, в трапезе с одной стороны два и во всех железные решетки, оконничины простого стекла. Дверей прихожие и по сторонам в настоящей двое. Итого трое деревянные на крюках и петлях железных. В прихожей нутреной и висящей замки». 

На колокольне, которую венчал «крест зеленой без позолоты», «яблоко крыто зеленой черепицею, а осмярик бескровен», имелось 8 колоколов, в т. ч. 1 весом в 81 пуд. «Внизу при фундаменте той колокольни кладовая камора, в ней двери деревянные на крюках и петлях железных с висящим замком». Теплую Иоанно-Предтеченскую церковь венчал крест «местами… позлащен, токмо от давности уже почернел, яблоко крыто разноцветною черепицею, а осмерик тож. Алтарь и трапеза крыты сосновым тесом… У оной же церкви окон: в алтаре три, в настоящей три, в трапезе два, и в оных окнах железные решетки, оконничины простого стекла. Двери одни прохожие деревянные на крюках и петлях железных с нутреным замком. Помост деревянной. Паперть небольшая одной с церкви клади, и в ней мост деревянной, двери деревянные и на крюках и петлях железных с висящим замком… 

В церкви Иоанна Предтечи на главе яблоко за осыпкою черепицы тож и всю на ней крышку за крайнею нынешней ветхостию вновь подлежит учинить. А в алтаре за учинившимся в своде расселинами, оной свод перебрать и устроить».В 1710 г. игум. Евфимий был возведен в сан архимандрита. В 1-й пол. XVIII в. в Успенский монастырь ставились на довольствие отставные военные. Так, в 1741 г. «на содержании» у 21 монаха и 14 послушников проживали 6 ветеранов. По штатам 1764 г. Успенский монастырь был отнесен к 3-му классу, в 1766 г. переведен из Коломенской епархии во вновь образованную Севскую.При настоятеле архим. Арсении (1764-1774) была составлена первая из известных описей монастыря.В 1772 — 1779 гг. в Успенском монастыре была надстроена ограда, каменные настоятельские кельи обращены в братские, а трапезная часть Петропавловской церкви с примыкавшими к ней помещениями обращена в настоятельский корпус.

Настоятель игум. Иероним (ок. 1780-1796) руководил строительством здания Орловского Духовного училища и был там префектом, в 1789 г. написал в духовную консисторию рапорт, в котором обосновал существование монастыря до литовского разорения нач. XVII в.Настоятель игум. Модест (1796-1800) 17 сентября 1798 г. был возведён в сан архимандрита, поскольку часто заменял архиерея при «торжествах и прочих церковных собраниях», а также «в духовных правлениях и в консистории» к 1798 г. присутствовал «около 10 лет».

Первоначально Успенский монастырь не имел земли и жалования, «братия кормилась на миру». Однако к нач. XVIII в. Успенский монастырь владел с. Архангельское (Монастырское), дер. Орлица и Подмонастырской слободой. Монастырские крестьяне ежегодно обрабатывали более 120 дес. земли, с которой собирали ржи до 985 копен, ячменя 120 копен, проса 27 копен, гречки 400 копен, конопли 34 копны.

На 1741 г. за Успенским монастырем числилось 482 крепостных. В 1764 г. в монастыре проживали 13 монахов и 17 отставных военных. В вотчинах обители было 480 крестьян, 817 четв. земли, 2 заказные рощи и 2 мельницы. К 1766 г. вместо переведенных в государственное ведение вотчин и угодий Успенский монастырь установили ежегодное государственное содержание 806 руб., а число братии было определено в 12 чел.

Жертвователями Успенского монастыря были думный дворянин Н. И. Акинфов, стольник А. А. Юшков, ген. П. П. Воейков, майор И. Т. Шеншин, стольник В. А. Опухтин, ген. Ф. М. Каменский. Среди вкладов упоминается «животворящий Господень крест», пожертвованный Акинфовым и установленный ок. 1693 г. на Успенском соборе. Под 1754 г. среди важнейших вкладчиков упоминаются купцы И. Коровников, И. Коньков, Н. Набоков, солидные пожертвования на поминовения которых составляли одну из главных статей дохода обители.

В 1725 г. Успенский монастырь приписан к Коломенскому архиерейскому дому. В обители была открыта школа для детей духовенства, в которой в 1727 г. обучалось 25 учеников. 15 сентября 1779 г. в Орле открыто духовное училище, подчиненное ректору Севской Духовной Семинарии, для которого на средства купца С. Малыгина был надстроен корпус, примыкавший к св. воротам. В 1780 г. в училище было 285 учеников, в 1790 г. – 382. Для помещения воспитанников близ Успенского монастыря был построен деревянный дом. Настоятели монастыря являлись префектами училища. Одним из преподавателей училища был Иван Тодоровский, выпускник Московского Императорского университета – педагог, историк и поэт, впоследствии служивший в Правительствующем Сенате. Среди учеников училища – Ф. Г. Амфитеатров (1779-1857), впоследствии митр. Киевский и Галицкий святитель Филарет (1837-1857).В результате пожара в ночь с 3 на 4 ноября 1794 г. были повреждены Петропавловская церковь и помещения классов; здание храма было обращено в жилое помещение, в 1798 г. училище закрыто, а ученики переведены в Севскую семинарию. Средоточием духовного управления в г. Орле и уезде был Орловский духовный приказ, переименованный в середине XVIII в. в духовное правление. Здесь присутствовали 2 лица, именовавшиеся судьями, а затем управителями. Должность главного судьи обычно занимали игумены и архимандриты Богоявленского и Успенского монастырей. Второй судья, или судящий, избирался из белого духовенства. До перенесения Богоявленского монастыря за город Орловский духовный приказ находился в каменном здании в городе, затем переведен в Успенский монастырь.

Постепенно формируется некрополь монастыря. Еще в челобитной настоятеля Евфимия упоминается существование на Ввозной горе «старого монастырского погоста». Первое достоверное упоминание о захоронениях на территории Успенского монастыря оставлено архим. Арсением, который в 1774 г. сообщал, что «знатных и именитых людей в монастыре не хоронено» и упомянул захоронения благотворителей: жен помещиков Жилина и Опочинина, канцеляриста Житкова, купца Я. Акулова, сыновей богоявленского прот. Алексея и покровского свящ. Симеона (Орловский краеведческий музей, № 8986, Лл 1-4). Позже, у алтаря Успенского храма, был похоронен герой Бородинской битвы генерал-лейтенант барон Ф. К. Корф (1773-1823). Памятник на его могиле был воздвигнут на средства офицеров Резервного кавалерийского корпуса и выполнен скульптором И.П. Мартосом (1754-1835). На Успенском кладбище были погребены обер-шенк Двора Его имп. величества гр. Г.И. Чернышев (1762-1831), тайная советница кнг. Т.С. Урусова (1830), а также благотворительница обители С.И. Сабурова (1816-1864), жена председателя Орловской губернской палаты уголовного суда Д.Н. Клушина, адресат нескольких стихотворений М.Ю. Лермонтова. Здесь же похоронена семья (мать, жена и двое детей) орловского губернатора, действительного тайного советник А.В. Кочубея (1790-1878). По его инициативе над прахом родственников была построена в готическом стиле в виде однонефной базилики и 13 ноября 1845 г. освящена небольшая церковь Св. Троицы (предположительно архит. Н.Т. Ефимов). Храм венчали 2 главки с крестами и четыре шпиля по углам. В склеп под криптой храма были перенесены останки членов семьи Кочубея. По его завещанию три раза в неделю в память об усопших должна была совершаться Божественная литургия.

Вокруг Успенского монастыря формируется Монастырская слобода, улицы и переулки этого района обозначаются как монастырские (улицы Верхне-Монастырская, Средне-Монастырская, Нижне-Монастырская, Садово-Монастырская, Монастырская набережная), а просторечное название «Монастырка», закрепившееся за районом, употреблялось в течение всего XIX и XX веков.

С августа 1817 г. по август 1818 г. Успенский монастырь возглавлял архимандрит, будущий святитель, Гавриил (Городков).22 декабря 1819 г. Орловский Успенский монастырь был упразднен, а его штат в 1820 г. переведен во Мценский во имя Апостолов Петра и Павла монастырь. Последний настоятель архим. Владимир, являвшийся и ректором Орловской Духовной Семинарии в Севске, в январе 1820 г. стал настоятелем мценской обители.Все строения и территория бывшего Успенского монастыря преобразовываются в Архиерейский дом – новую резиденцию архиереев Орловских и Севских. При переводе часть братии осталась проживать при Архиерейском доме. В нем служили: духовник, эконом, служащий священник, иеродиакон и 4 послушника (2 псаломщика, пономарь и звонарь).

Епископ Иона (Павинский) (1817-1821), с февраля 1820 г. проживавший в Архиерейском доме, инициировал начало строительных работ в новой архиерейской резиденции.К 1828 г. при епископе Гаврииле (Розанове) (1821-1828) завершилось сооружение 2-этажного здания для проживания архиерея с 6-колонным классицистическим портиком и голландскими печами и с домовой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы («по представленному плану, на который по смете исчислено 59135 рублей»). К существовавшей ранее надвратной Петропавловской церкви теперь примыкало одноэтажное здание консистории, продолженное линией монастырских стен. Для нужд архиерея были сооружены деревянные службы: каретный сарай, конюшня, баня, людской корпус.В 1845-1858 гг. при архиепископе Смарагде (Крыжановском) (1845-1858) на пожертвования помещиков Мальцева, Апраксина, Скарятина, Шеншина и др. построены новое 2-этажное здание консистории, достроены каменные стены вокруг всего комплекса, площадка у въезда на территорию устлана камнем, по проекту орловского садовника П.С. Шушпанова разбиты верхний и нижний сады.

В период управления епископа Поликарпа (Радкевича) (1858-1867) в нескольких метрах севернее Троицкой церкви-усыпальницы 5 июня 1860 г. был заложен, а 29 июня 1879 г. епископом Ювеналием (Карюковым) (1876-1882) освящен архиерейский 5-главый кирпичный собор во имя Святой Троицы (архит. Ефимов). Общая сумма затрат составила 200 тыс. руб.Около 1899-1900 г. были отремонтированы все постройки Архиерейского дома, значительно перестроена Успенская церковь., именовавшаяся «Владычной усыпальницей».В ней были погребены епископы: Никодим (Быстрицкий; ум. 1839), Поликарп (Радкевич; ум. 1867), Ювеналий (Карюков; ум. 1882), Ириней (Орда; ум. 1904).Последним архипастырем, похороненным во Владычной усыпальнице, был викарный епископ Елецкий Митрофан (Землянский; ум. 1914).В 20-е гг. XX в. могилы архиереев были осквернены и разграблены. После того, как в 1990 г. в ходе строительных работ были обнаружены архиерейские захоронения, останки епископов были собраны и захоронены на территории монастыря.

В ризнице Архиерейского дома хранились 18 экз. напрестольных Евангелий, в т. ч. Евангелие (1830) в серебряном позолоченном окладе с чеканной каймой на верхней доске (все «финифтияные изображения» осыпаны стразами), 12 напрестольных крестов, 5 потиров, в т. ч. серебряный позолоченный, весом более 6 фунтов, 4 серебряных вызолоченных ковчега, серебряная водосвятная чаша (более 8 фунтов), отлитая в 1777 г. Среди 12 архиерейских панагий хранилась привезенная из Севска серебряная панагия на синей финифти с «золотыми разводами», украшенная 32 бриллиантами и 4 яхонтами. На исподней серебряной доске панагии было вырезано изображение свт. Кирилла Александрийского. В ризнице находились 7 наперсных архиерейских крестов, в т. ч. привезенный из Севска серебряный вызлащенный крест, украшенный мелкими яхонтами, алмазами и 5 голубыми сапфирами, а также серебряный, местами вызолоченный архиерейский жезл с верхушкой, украшенной драгоценными камешками (более 5 фунтов). 8 архиерейских митр и 14 архиерейских саккосов собрание ризницы.При епископах Симеоне (Линькове) (1883-1889), Мисаиле (Крылове) (1889-1896) и Митрофане (Невском) (1896- 1899) в Архиерейском доме действовала ремесленная детская школа.В 1900 г. епископ Никанор (Каменский) (1899-1902) образовал историко-археологический комитет и организовал в Архиерейском доме Орловские церковно-исторический музей и в основу музея, первоначально размещавшегося в 2 комнатах бывшей Петропавловской церкви, легли коллекции, собранные епископом, а также предметы из монастырской ризницы.При епископе Иринее (Орде) (1902-1904) в 1904 г. музей был переведен в 3 верхние комнаты Архиерейского дома и, частично, в Троицкую церковь-усыпальницу.27 августа 1905 г. в связи с расширением состава и рода деятельности комитет был преобразован в Орловское Церковное историко-археологическое общество.

Архиерейский дом неоднократно посещали члены императорской фамилии. 26 августа 1903 г. Архиерейский дом впервые посетил великий князь Михаил Александрович Романов (1878-1918), брат императора св. Николая II Александровича. Позже, проживая в Орле, он неоднократно бывал в Архиерейском доме. 27 августа 1913 г., во время празднования 800-летия преставления сщмч. Кукши Киево-Печерского Архиерейский дом посетила великая княгиня Елисавета Федоровна (1864-1918). Архиерейский дом описан в произведениях Н.С. Лескова (1831-1895) («Соборяне», «Мелочи архиерейской жизни») и И.А. Бунина (1870-1953) («Жизнь Арсеньева»).К нач. XX в. Архиерейский дом владел 7 дес. 1356 кв. саж. земли (в т. ч. по р. Оке), каменной мясной лавкой близ Очного моста, пожертвованной в 1853 г. женой коллежского советника А.Д. Никольского, переправой через реку Оку, от сдачи которой в аренду получал 100 руб. В городе Севске имелась мукомольная мельница на р. Севе с сенокосом, за нее Архиерейский дом получал в год 900 руб. Там же, в Севске, Архиерейский Дом имел Спасский луг, отдававшийся в аренду за 234 руб. в год, а также Бандинскую лесную дачу с сенокосом в Севском уезде.

Прежний Севский Архиерейский загородный дом назывался Юшинская дача и имел 16 дес. 1200 кв. саж. земли. Орловский архиерейский дом с этой дачи за аренду получал 52 руб. в год. Архиерейский дом имел денежное вознаграждение и за отправление богослужений, в так называемой «Ливенской пещере», близ Сергиевского храма г. Ливны. Часть средств шла на довольствие священника и псаломщика, служивших в пещере. Архиерейскому дому принадлежало Клетнянское архиерейское подворье в Брянском уезде, основанное в 1851 г. и имевшее 2 церкви, несколько келий, трапезную, гостиницу для приезжих и хозяйственные постройки. Земли с лесом у подворья было 688 дес. 840 кв. саж.

Продолжение следует.

promo cand_orel июль 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded