cand_orel

Categories:

Музыка. ВИА. Песняры

«Песняры» — советский и белорусский вокально-инструментальный ансамбль под управлением Народного артиста СССР Владимира Мулявина, созданный в Минске в 1969 году. Известен широкой аудитории по песням «Косил Ясь конюшину», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны» и многим другим. В основе стиля «Песняров» лежит белорусский фольклор: они включают в репертуар эстрадные обработки народных песен, а тексты были посвящены белорусской культуре и истории.

Не знаю, как кто и куда, а для меня Песняры связаны только с Мулявиным. После него под этим названием было чёрт-те что и чёрт-те как. 

Владимир Георгиевич Мулявин (белор. Уладзімір Георгіевіч Мулявін; 12 января 1941, Свердловск — 26 января 2003, Москва) — советский и белорусский музыкант, эстрадный певец (лирический тенор), гитарист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Народный артист СССР (1991). 

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Рано увлёкся музыкой — начал играть на гитаре в 12-летнем возрасте. В 1956 году поступил в Свердловское музыкальное училище, на отделение струнных инструментов. Отчислялся из училища за увлечение джазом; несмотря на то, что впоследствии был восстановлен, ушёл из училища по собственному желанию. В 1958—1963 годы работал артистом-инструменталистом в Тюменском областном концертно-эстрадном бюро, Томской, Кемеровской, Читинской областных филармониях, Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске. В 1963 году был приглашён на работу в Белорусскую государственную филармонию. 

В 1965—1967 годы проходил службу в рядах Вооружённых сил СССР под Минском. Создал в роте вокальный квартет, принял участие в организации ансамбля Белорусского военного округа. После демобилизации из армии вернулся в Белорусскую государственную филармонию, где работал одно время гитаристом в коллективе Ю. М. Антонова. В 1968 году в филармонии был создан вокально-инструментальный ансамбль «Лявоны» в составе: Владимир Мулявин, Валерий Мулявин (родной брат), Л. Тышко, В. Мисевич, В. Яшкин, А. Демешко. В 1970 году ансамбль, художественным руководителем которого стал В. Мулявин, был переименован в «Песняры».

А если говорить уже конкретно по Песнярам в эпоху их творческого расцвета, то, наверное, неким памятником стал фильм "Диск".

Фильм-концерт 1977 года о белорусском вокально-инструментальном ансамбле "Песняры" под руководством Владимира Мулявина. В основе - создание новой грампластинки. Зритель знакомится с участниками ансамбля и песнями А.Пахмутовой, В.Добрынина, Б.Мокроусова и др. (https://www.kino-teatr.ru/doc/movie/sov/87727/annot/)

Итак Песняры, их история...

Началом хронологии «Песняров» можно считать 1 сентября 1969 года, когда решением художественного совета минской филармонии группа «Лявоны» получила право называться вокально-инструментальным ансамблем, хотя ещё в 1968 году «Лявоны» были аккомпанирующей группой певицы Нелли Богуславской, а также выступали с собственной программой. С таким названием группа просуществовала около года, до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970 года, когда группе посоветовали сменить название. ВИА (теперь уже выступающий под названием «Песняры») разделил на конкурсе II место с певцом Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве. В конце 1970 года в коллектив приглашен бывший солист самодеятельной группы «Золотые яблоки» Леонид Борткевич, а летом 1971 года фирма «Мелодия» выпускает первый виниловый диск-гигант «Песняров» (записан весной 1971 года). 

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля — в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (ПНР) в конкурсе фирм грамзаписи. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни. 

В 1976 в одном из промежуточных выпусков фестиваля «Песня-76» впервые прозвучала песня «Вологда», затем она стала настолько популярной, что была выбрана в финал фестиваля (став лауреатом), как объявила ведущая Светлана Жильцова, «единодушно», то есть была названа лучшей во всех десятках тысяч присланных открыток единственный раз в истории фестиваля «Песня года». 

После исполнения «Вологды» в финале, публика устроила длительную бурную овацию с многочисленными криками «браво». «Песняры» обретают всесоюзную популярность, в 1976-79, согласно хит-параду «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца», занимая первое место среди ансамблей. 

В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США. В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране. 

В 1976 году «Песняры» представляют крупную форму — одноактную театрализованную кантату В. Мулявина на стихи Янки Купалы — «Песня о доле». Московская премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году последовало новое обращение к крупной форме — «Песняры» показывают рок-кантату И. Лученка и В. Мулявина «Гусляр» по поэме Янки Купалы «Курган». Эти произведения, написанные сложным музыкальным языком, относятся к направлению арт-рок, в сравнении с эстрадными песнями, по которым ансамбль больше известен широким массам. 

В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола — «за концертные программы 1975—1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи». 

В 1979 году почти весь классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов БССР: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (флейта, саксофон, жалейка, окарина); а руководитель коллектива Владимир Мулявин — звание народного артиста Белорусской ССР. 

В 1980-е годы многое поменялось: из коллектива ушёл (на учёбу в ГИТИС) в 1980 году вокалист Борткевич. Его сменил Игорь Пеня. Следом группу покинул басист Тышко, а в 1989 году — второй вокалист Кашепаров. Из группы ушёл также сыгравший важную роль в изменении стилистики ансамбля пианист и композитор, выпускник Белорусской консерватории Игорь Паливода, начавший работать аранжировщиком в Государственном оркестре Белоруссии под управлением Михаила Финберга. К моменту распада СССР из первого состава в «Песнярах» оставались только Мулявин и Мисевич.

В 1989 году звания Заслуженных артистов Белорусской ССР получили вокалисты Игорь Пеня и Валерий Дайнеко. 

«Песняры» очень часто обращались к крупным формам — концертным программам, рок-операм. Ансамбль поставил две рок-оперы на стихи Янки Купалы: «Песня о доле» и «Гусляр». Среди концертных программ особенно следует отметить «Весёлые нищие» на стихи Роберта Бёрнса, «Через всю войну». Особняком среди всего творчества стоит программа на стихи Владимира Маяковского «Во весь голос», написанная в стиле арт-рок. 

Первый серьёзный раскол группы случился в 1998 году и имел под собой достаточно причин: затяжной кризис жанра советской эстрады на постсоветском пространстве, личные проблемы участников ансамбля, статус «Песняров» как государственного творческого коллектива. Приказом министра культуры Белоруссии на должность директора «Песняров» вместо Владимира Мулявина был назначен Владислав Мисевич (Мулявин был оставлен художественным руководителем). По официальной версии, причиной была болезнь Мулявина, а по словам самого Мисевича — пристрастие лидера «Песняров» к алкоголю в последние годы жизни. В коллектив вернулся Валерий Дайнеко. Пришёл гитарист Аркадий Ивановский. Так «Песняры» проработали почти год. Но затем Мулявин обратился к президенту Белоруссии А. Г. Лукашенко, после чего старый состав (кроме О. Молчана и А. Ивановского) написал заявления об уходе и стал гастролировать как «Белорусские песняры». В Мулявин собрал новый состав «Песняров» из молодых музыкантов. 

После смерти Владимира Мулявина в 2003 году стали появляться другие группы, исполняющие песни легендарного коллектива.

Если говорить о текущих стабильных версиях Песняров... То вот песенка понравилась, но это точно — не в идеологии Песняров.


promo cand_orel июль 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded