cand_orel

Categories:

День рождения фотографии

7 января 1839 года Франсуа Араго на заседании Французской академии наук подробно докладывает о первом в истории человечества оптико-химическом способе получения изображений и назвал имя его изобретателя художника Луи Дагера.

Луи Жак Дагер был талантливым художником и искусным мастером красочных видовых панорам. Начиная с 1824 года, он обзаводится отлично сделанной по его заказу камерой-обскурой и, проводит множество опытов.

Сделав как-то раз снимок на йодированной серебряной пластинке и не получив на ней хорошо видимого изображения, Дагер положил пластинку в шкаф, в котором хранил химикаты. Каково же было его удивление, когда на следующий день, открыв шкаф, он обнаружил на пластинке отлично видимое изображение того, что снял накануне. Дагер понял, что изображение возникло под действием паров какого-то из веществ, хранившихся в шкафу, но какого именно, догадаться было трудно, так как в шкафу их было очень много. Он терпеливо стал искать это вещество, помещая в шкаф снятые пластинки и поочередно удаляя из шкафа химические вещества. И каждый раз на пластинке появлялось отчетливое изображение.

Так постепенно Дагер удалил из шкафа все химикаты, а изображение продолжало появляться. Тогда Дагер тщательно исследовал пустой шкаф и обнаружил в нем немного случайно пролитой ртути. Решив, что именно она вызывает изображение, Дагер сделал темный деревянный ящик, поставил на дно его блюдце с ртутью, а поверх него на подставке поместил снятую пластинку. Спустя некоторое время, открыв ящик, Дагер убедился в правильности своего вывода - на пластинке появилось изображение. Так, впервые в истории фотографии было обнаружено, что едва заметное изображение, полученное на йодосеребряной пластинке, можно усилить и сделать хорошо видимым. Это был первый успешный опыт проявления фотоизображения.

Продолжая опыты и совершенствуя открытый им способ, Дагер спустя два года добился устойчивых и хороших, по тем временам, результатов. Тогда он сообщил о своем способе известному французскому ученому-физику, академику Франсуа Араго. Ученый высоко оценил открытие Дагера и 7 января 1839 года подробно изложил его на специальном заседании Французской Академии наук. День 7 января 1839 года и считается днем изобретения фотографии. Так родилось одно из замечательных изобретений XIX века.

Желая увековечить свое имя, Дагер назвал свой способ дагерротипией, а фотоснимки стали называть дагерротипами. Но название это просуществовало недолго. 3 июля 1839 года, когда французское правительство обсуждало вопрос о приобретении государством изобретения Дагера и Ньепса, доклад об этом изобретении делал все тот же академик Франсуа Араго. Как ученый, он не мог примириться с названием "дагерротипия", придуманным честолюбивым Дагером, так как оно никак не отражало сущности фотографии и несправедливо стирало имя Ньепса, имевшего не меньшие, а вернее еще большие права называться изобретателем фотографии, чем Дагер.

Делая свой доклад, ученый ни разу не назвал это изображение дагерротипией, но все время и много раз называл его фотографией. С тех пор в обиход вошло слово «фотография», составленное из двух греческих слов: фотос — свет и графо — пишу и в переводе означающее — светопись. Признанными же изобретателями фотографии являются Ньепс и Дагер. (https://denvistorii.ru/7-yanvarya/den-izobretenia-fotografii.html)


И в развитие темы я хотел бы чуть остановиться на своих точках пересечения с этим искусством по жизни, в качестве которых, наверное, выступали фотоаппараты.

Надо отметить, что наша страна в прошлом столетии была охвачена ещё одним здоровым увлечением. И для меня, как и для многих фанатов этого увлечения, слова — камера, пленка, кассета, проявочный бачок, увеличитель, глянцеватель — не являются пустым звуком. Речь пойдет о некоторых аспектах хобби под названием фотолюбитель. Не буду останавливаться на организационных и технологических деталях этого увлечения.  Остановлюсь на центральном звене всего этого увлечения — фотоаппарате.

Честно сказать, если залезть в Википедию по этой ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki/Фотоаппараты_СССР, то голова пойдет кругом. Я и не думал, что столько разных моделей выпускалось в нашей стране.

Поэтому я остановлюсь только на тех моделях, которые попали в круг моего зрения в процессе увлечения фотографией. А фотоаппараты были и у родственников (отец, дядя), у друзей и друзей родственников, в школе, в многочисленных кружках. Видел и могу вспомнить самые разные модели самых разных лет.

1946—1959 год

Москва-3 — советская пластиночная клапп-камера шкального типа из семейства «Москва». Производился в 1950 — 1951 году Красногорским механическим заводом в городе Красногорск Московской области. Камера создана на базе фотоаппаратов «Zeiss Super-Ikonta» немецкой фирмы Zeiss Ikon. Всего выпущено 11385 шт. 

Тип применяемого фотоматериала — фотопластинки с размером кадра 6,5×9 см. Кассеты для фотопластинок металлические, односторонние, приставные (на место задней стенки камеры).

Корпус фотоаппарата изготовлен из латунного листа и покрыт натуральной кожей. Корпус складной, после откидывания передней панели автоматически выдвигался мех с оправой объектива и центральным затвором.

Задняя стенка съёмная, в задней стенке смонтировано матовое стекло (фокусировочный экран). После открывания крышки задней стенки образовывался светозащитный дерматиновый «рукав», облегчавший кадрирование и фокусировку по матовому стеклу.

Объектив «Индустар-23», просветлённый, фокусное расстояние 110 мм, относительное отверстие 1:4,5, угол поля зрения объектива 52°. Наводка на резкость вращением передней линзы объектива, фокусировка по шкале расстояний от «бесконечности» до 1,5 метров. Диафрагма ирисовая, значения диафрагм 4,5, 5,6, 8, 11, 16, 22, 32. Затвор центральный, «Момент-5». Выдержки от 1 с до 1/250 секунды, «В» и «Д».

Резьба под спусковой тросик. Видоискатель складной рамочный, параллаксный.Синхроконтакт отсутствует. Автоспуск отсутствует. На фотоаппарате установлено два штативных гнезда с резьбой 3/8 дюйма для закрепления камеры в вертикальном и горизонтальном положении. Из дополнительного оснащения имелся адаптер для плёнки типа 120 (рольфильм) с размером кадра 6×9 см.

Любитель — советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат производства Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО). Сконструирован на основе довоенных немецких камер Voigtländer Brilliant. 

Фотоаппаратам «Любитель» и «Любитель-2» предшествовала двухобъективная шкальная камера «Комсомолец» (1946—1951 годы, на ЛОМО произведено 306 743 штуки), также основанная на конструкции одной из разновидностей «Бриллианта». У «Комсомольца» был зеркальный видоискатель, но фокусировка производилась только по шкале расстояний. 

«Любитель» выпускался с 1950 по 1956 год, произведено 1 361 110 штук; «Любитель-2» — с 1955 по 1979 год, произведено 2 232 245 штук. Основное отличие фотоаппарата «Любитель-2» от камеры «Любитель» — наличие автоспуска и синхроконтакта «Х», выдержка синхронизации с фотовспышкой — любая. 

Зоркий — первый фотоаппарат из одноимённого семейства советских малоформатных дальномерных фотоаппаратов, выпускавшийся с 1948 по 1956 год на Красногорском механическом заводе. К первым моделям «Зорких» также относятся «Зоркий-2», «Зоркий-С» и «Зоркий-2С». «Зоркий» (1948—1956) — практически точная копия довоенного аппарата «ФЭД» (1934—1955). 

Тип применяемого фотоматериала — 35-мм перфорированная фотокиноплёнка шириной 35 мм (фотоплёнка типа 135) в стандартных кассетах. Возможно применение специальных двухкорпусных кассет с расходящейся щелью. Размер кадра — 24×36 мм. Зарядка плёнкой — снизу (съёмная нижняя крышка).

Корпус — из алюминиевого сплава, вначале штампованный, а с 1952 года литой. Литой корпус гораздо более прочный и жёсткий (деформация корпуса была частой неисправностью «ФЭДов» и ранних «Зорких»).

Затвор — механический, с матерчатым шторками, с горизонтальным движением шторок. Совмещённый взвод затвора и перемотки плёнки. Установка выдержек возможна только при взведённом затворе. Вращающаяся головка выдержек. C 1950 года спусковая кнопка имела резьбу под спусковой тросик. Выдержки затвора — 1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500 с и «B» (или «Z»). В 1948 году часть фотоаппаратов выпускалась с выдержкой 1/1000 сек. С 1955 года установлен новый ряд выдержек — 1/25, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500 с. В небольшом количестве выпускались аппараты с длительными выдержками (более 1/20 с). Недокументированная функция — длительная выдержка «Д» возможна при открывании затвора на выдержке «B» и повороте рычага включения обратной перемотки плёнки.

Тип крепления объектива — резьбовое соединение M39×1. Рабочий отрезок — 28,8 мм. В отличие от довоенных «ФЭДов» рабочий отрезок стандартизирован (28,8±0,03 мм), что исключало индивидуальную юстировку сменных объективов. Штатный объектив — «Индустар-22» 3,5/50 или «Индустар-50» 3,5/50. Часть выпуска комплектовалась объективами ЗК-2/50 («Зоннар красногорский», прототип «Юпитера-8») или ЗК-1,5/50 (прототип «Юпитера-3»).

Видоискатель оптический, параллаксный, не совмещён с дальномером. База дальномера — 38 мм. Увеличение окуляра видоискателя — 0,44×, окуляра дальномера — 1×.

На фотоаппарате установлено штативное гнездо с резьбой 3/8 дюйма. 

Синхроконтакт и автоспуск отсутствует. 

1960—1969 год.

ФЭД-3 — советский дальномерный фотоаппарат. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1961 по 1979 год.  По сравнению с предыдущей моделью («ФЭД-2») был расширен диапазон выдержек, добавлены 1/15, 1/8, 1/4, 1/2 и 1 секунда, в связи с чем вертикальный размер камеры увеличился. Имелся механический автоспуск. 

Фотоаппарат имел литой алюминиевый корпус со съёмной задней стенкой, применялись как стандартные кассеты, так и двухцилиндровые с раскрывающейся широкой щелью. 

Выпускался в двух основных модификациях: 

— 1961—1965 годы — с бескурковым (барабанным) взводом затвора и перемоткой плёнки;

— с 1966 года — с курковым взводом затвора и перемоткой плёнки. С 1970 года введен механизм блокировки неполного взвода затвора.

Встречалось несколько вариантов внешнего оформления. 

Видоискатель с диоптрийной поправкой +/- 2 диоптрии. База дальномера уменьшена до 41 мм (по сравнению с «ФЭД-2»). 

Штатный объектив — «Индустар-26М» 2,8/50 или «Индустар-61» 2,8/52 или «Индустар-61Л/Д» 2,8/53 (в зависимости от года выпуска и производства объективов). 

С 1964 по 1980 год параллельно с фотоаппаратом «ФЭД-3» выпускался фотоаппарат «ФЭД-4» в бескурковом и курковом вариантах. Основное отличие — наличие несопряжённого селенового экспонометра и изменённая (редукторная) рукоятка обратной перемотки плёнки. 

Фотоаппарат «ФЭД-3» послужил основой для семейства камер «ФЭД-5», выпуск которых продолжался до середины 1990-х годов. 

Всего выпущено 2 086 825 штук В поставках за рубеж камера носила название «Revue-3» (специально для Foto-Quelle). 

В 1969—1970 годах в малом количестве выпускался фотоаппарат «ФЭД-2» четвёртого выпуска в корпусе третьей «курковой» модели, выдержки от 1/500 до 1/30 с и «В».

Смена-8 — шкальный советский фотоаппарат, выпускавшийся объединением ЛОМО с 1963 по 1971 год. Фотоаппаратов «Смена-8» и «Смена-8М» за все годы было выпущено в количестве 21 млн. 041 тыс. 191 экз. (по 1995 год включительно). 

Впервые на «Сменах» появилась головка обратной перемотки плёнки. 

Выпуски фотоаппарата отличались написанием логотипа (в том числе и на латинице). 

Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (три линзы в трёх компонентах), несменный, просветлённый. Угол поля зрения объектива — 55°. Диафрагма ирисовая. Доступные значения диафрагмы — от f/4 до f/16. Фотографический затвор — центральный, залинзовый, отрабатываемые выдержки — 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В». Имеется автоспуск. Взвод затвора не сблокирован с перемоткой плёнки. Головка обратной перемотки плёнки.

Видоискатель рамочный, параллаксный.

Синхроконтакт «Х», выдержка синхронизации — любая.

Тип применяемого фотоматериала — фотоплёнка типа 135 в кассетах. Размер кадра — 24×36 мм. Плёнка транспортируется из подающей кассеты в приёмную, обратная перемотка плёнки не обязательна.

Автоспуск.

Корпус — пластмассовый.

Зенит-3М — советский малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с ручной установкой экспозиции. В 1961—1962 году на Красногорском механическом заводе выпускался фотоаппарат «Кристалл», пришедший на смену первым «Зенитам» («Зенит», «Зенит-С» и «Зенит-3»), выпускавшимся по технологии первого «ФЭДа» и «Зоркого». У «Кристалла» был применён литой неразъёмный корпус из алюминиевого сплава; для ремонта не требовалась полная разборка фотоаппарата и юстировка рабочего отрезка после сборки. Верхняя крышка тоже была литая. 

Также была применена упрощённая система зарядки плёнки и шарнирно закреплённая задняя стенка (у ранних моделей была нижняя зарядка плёнки, как и на дальномерных фотоаппаратах семейства Leica. 

С 1962 года литая крышка заменена на штампованную из латуни, «Кристалл» переименован в «Зенит-3М», выпускавшийся до 1970 года. Всего выпущено («Кристаллов» и «Зенитов-3М») 781 678 экз. 

Тип применяемого фотоматериала — 35-мм перфорированная фотокиноплёнка шириной 35 мм (фотоплёнка типа 135) в кассетах. Размер кадра — 24×36 мм.

Корпус — литой из алюминиевого сплава, с открывающейся задней стенкой.

Курковый взвод затвора и перемотки плёнки. Обратная перемотка выдвигающейся головкой.

Затвор — механический, шторно-щелевой с горизонтальным движением матерчатых шторок. Выдержки затвора — от 1/30 до 1/500 сек, «B» и длительная. Выдержка синхронизации с фотовспышкой — 1/30 с.

Кабельный синхроконтакт с регулируемым временем упреждения. Обойма для крепления фотовспышки отсутствовала.

Штатный объектив: «Индустар-50» 3,5/50 или «Гелиос-44» 2/58 (с предварительной установкой диафрагмы)

Тип крепления объектива — резьбовое соединение M39×1/45,2.

Фокусировочный экран — матовое стекло.

Экспонометр отсутствует.

Механический автоспуск.

На фотоаппарате установлено боковое штативное гнездо с резьбой 3/8 дюйма.

Для фотоаппаратов «Зенит-3М» и «Кристалл» на КМЗ выпускалась двухцилиндровая кассета, устье которой расширялось при закрывании задней стенки. Кассета была пригодна для «Зенитов» последующих моделей, а также для дальномерных камер «Зоркий» шестой, десятой и одиннадцатой модели.

1970—1979 год.

А это был мой первый личный фотоаппарат.

Смена-8М — шкальный советский фотоаппарат, выпускавшийся объединением ЛОМО с 1970 года по 1990 год. «Смены-8» и «Смены-8М» суммарно было выпущено в количестве 21 041 191 экз. (по 1995 год включительно). «Сменой-8М» стала называться «Смена-9», но в изменённом корпусе и отличалась тем, что наводка на резкость могла осуществляться не только по шкале расстояний, но и по шкале символов. В 1990-х годах на смену «Смене-8М» пришла модель «Смена-35» в более современном корпусе и с улучшенным видоискателем

Объектив — Триплет «Т-43» 4/40 (три линзы в трёх компонентах), несменный, просветлённый. Угол поля зрения объектива — 55°. Диафрагма — ирисовая. Резьба под светофильтр М35,5×0,5.Доступные значения диафрагм — от f/4 до f/16. Затвор — центральный, залинзовый, отрабатываемые выдержки — 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В». Взвод затвора не сблокирован с перемоткой плёнки.

Тип применяемого фотоматериала — фотоплёнка типа 135 в кассетах. Размер кадра — 24×36 мм.

Корпус — пластмассовый (бакелитовый), с открывающейся задней стенкой. Приёмная катушка съёмная, возможна съёмка в пустую кассету без обратной перемотки (чаще всего так это и происходило). Счётчик кадров с ручной установкой первого кадра.

Кабельный синхроконтакт «Х», обойма для съёмного дальномера или для фотовспышки.

Зенит-TTL — советский малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) на основе фотоаппарата «Зенит-ЕМ» и выпускавшийся серийно с 1978 года по 1985 год. Всего выпущено 1 632 212 шт. на КМЗ и около 1 млн на оптико-механическом заводе в городе Вилейка (Белоруссия) Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО), а с 1983 года под названием «Зенит-15» (в том числе и без TTL-экспонометра) и экспортные партии под названием «Зенит-12». 

Благодаря этому фотоаппарату в СССР вместо термина «внутреннее светоизмерение» стала общепринятой международная аббревиатура «TTL» (Through the Lens). 

Для советского фотоаппаратостроения «Зенит-TTL» был прогрессивной моделью, собравшей множество новинок в одном корпусе. Наиболее важной из них был TTL-экспонометр, до этого уже использованный в менее массовых советских камерах «Зенит-16» и «Киев-15». Кроме того, фотоаппарат первым из «Зенитов» получил рулетку обратной перемотки и невращающуюся головку выдержек, позволившую реализовать полуавтоматическое управление экспозицией за счёт сопряжения с переменным резистором. В предыдущих моделях головка выдержек вращалась при срабатывании затвора. Ещё одним новшеством стал замок задней крышки, открывающийся при вытягивании рулетки обратной перемотки, а не отдельным поводком. Многощелевая приёмная катушка новой конструкции упрощала зарядку фотоплёнки

Штатный объектив — «Гелиос-44М» 2/58.

Тип применяемого фотоматериала — перфорированная фотокиноплёнка шириной 35 мм (фотоплёнка типа 135) в кассетах. Размер кадра — 24×36 мм.

Тип затвора — механический, шторно-щелевой с горизонтальным движением матерчатых шторок. Выдержки затвора — от 1/30 до 1/500 с (автоматические), «B» (от руки) и длительная. Выдержка синхронизации с электронной фотовспышкой — 1/30 с.

Тип крепления объектива — резьбовое соединение M42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм.

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом и микрорастром.

Увеличение окуляра — 5×.

TTL-экспонометр (заобъективная экспонометрия) с сернисто-кадмиевым (CdS) фоторезистором ФПФ-9-2, расположенным на одной из граней пентапризмы с полупрозрачным зеркальным покрытием. В более поздних моделях (выпущенных после 1982 г.) — два фоторезистора, расположенных на задней грани пентапризмы, что позволило увеличить яркость видоискателя. Стрелочный индикатор экспонометра виден в поле зрения видоискателя. Полуавтоматическая установка экспозиции на закрытой до рабочего значения диафрагме. При установленной светочувствительности фотоплёнки и выдержке вращением кольца установки диафрагмы стрелочный индикатор должен быть установлен в нейтральное положение. Диапазон светочувствительности плёнки 16—500 ед. ГОСТ. При применении светофильтров автоматически вносятся поправки на их плотность. В экспонометрическом устройстве применена схема измерительного моста.

Синхроконтакт «PC», центральный синхроконтакт только на камерах 1980-х годов.

Корпус — литой из алюминиевого сплава, с откидной задней стенкой.

Курковый взвод затвора и перемотки плёнки. Обратная перемотка рулеточного типа.

Репетир диафрагмы и включение экспонометрического устройства — от кнопки спуска.

Источник питания полуавтоматической экспонометрии — дисковый аккумулятор.

Резьба штативного гнезда — 1/4"

Механический автоспуск.

Вот такая она была моя история фотографии. Нынешние электронные игрушки — конечно совсем не то. Я по-прежнему люблю фотографировать, мне, может быть, и нравится отсутствие этого второго технологического этапа по изготовлению фотографий... Но вместе с этим ушла какая-то часть романтики из фотолюбительства.

promo cand_orel июль 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded