cand_orel

Позитив. Кино XХVIII - I

1963 год — год моего рождения. В этом году закладываются основы мирного сосуществования, которые ныне близки к краху.

Чем же омрачилось или порадовало моё появление на свет?


7 января — советско-китайский раскол: в СССР газета «Правда» опубликовала передовую статью Укрепим единство коммунистического движения с критикой руководства Албании, но не коснулась разногласий с Китаем.

5 февраля — родился я.

22 марта — The Beatles выпускают альбом «Please Please Me», свой первый долгоиграющий альбом в Великобритании, который сразу же занимает лидирующие позиции в британских хит-парадах.

17 апреля — после переговоров лидеров трёх стран в Каире объявлено о предстоящем объединении ОАР, Сирии и Ирака в новую Объединённую Арабскую Республику. В июле Гамаль Абдель Насер заявил, что объединение не состоится, пока у власти в Сирии и Ираке находится партия БААС.

23 мая — Фиделю Кастро присвоено звание Героя Советского Союза.

16 июня — в СССР стартовал «Восток-6» c первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. Посадка 19 июня.

20 июня — СССР и США подписали Меморандум об установлении линии прямой связи.

24 июня — в студии Би-Би-Си в Лондоне впервые продемонстрирован бытовой видеомагнитофон.

5 августа — в Москве подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

28 августа — речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» во время демонстрации в защиту гражданских прав в Вашингтоне.

17 октября — Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 1884, призывающую все нации воздержаться от выведения на орбиты вокруг Земли или размещения в космосе ядерных вооружений или любых других видов оружия массового уничтожения.

22 ноября — в Далласе был убит 35-й президент США Джон Кеннеди. Новым президентом, согласно конституции США, стал Линдон Джонсон, бывший при Кеннеди вице-президентом. По обвинению в покушении на Дж. Кеннеди арестован Ли Х. Освальд.

30 декабря — Король Бурунди Мвамбутса IV на неопределённое время запретил в стране митинги и демонстрации, после того, как 28 декабря в столице прошли выступления против введения налога на крупный рогатый скот.


И что же происходит  в кино на фоне этой мировой оперетты?!


«Белый караван» (груз. თეთრი ქარავანი, Tetri karavani) — советский чёрно-белый художественный фильм-драма 1963 года режиссёров Эльдара Шенгелая и Тамаза Мелиава, созданная на киностудии Грузия-фильм. На Каннском кинофестивале в мае 1964 года картина была номинирована на Золотую пальмовую ветвь. Главные роли исполнили Имеда Кахиани и Ариадна Шенгелая. 

Каждый год осенью из Грузии в прикаспийские степи отправляется белый караван. Это пастухи гонят своих овец. Один из чабанов молодой парень Гела, сын Мартия Ахлоури, старейшего чабана. На берегу Каспийского моря Гела знакомится с рыбачкой Марией. Они влюбляются друг в друга и думают о новых встречах. У каждого из молодых есть своя мечта: Мария мечтает о том, что они с Гелой будут жить в доме её умершего отца, у них родятся дети и все в их семье будут счастливы. Гела же мечтает об оседлой спокойной городской жизни, ему надоело постоянно скитаться. И никто, даже Мария, не может отобрать у него эту мечту. 


«Большие и маленькие» — советский художественный фильм 1963 года, киноповесть. 

Психологическая семейная драма. Фильм снят по мотивам «Книги для родителей» Антона Макаренко, посвящённой жизни трудных детей. Начинается действие фильма на родительском собрании. Сам фильм состоит из трёх новелл. В каждой новелле представлена история из жизни ребёнка-подростка в своей семье. Первая новелла повествует о талантливом ребёнке-художнике; вторая — о сильно избалованной девочке, которая своими прихотями ставит мать на грань отчаяния; в третьей — о переживаниях мальчика, отец которого лжёт, а родители в итоге разводятся. 


«Большой фитиль» — советский полнометражный комедийный сатирический киноальманах, состоящий из восьми новелл и одной интермедии. Снят редакцией всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» на нескольких киностудиях страны в 1963 году. Художественный руководитель — Сергей Михалков. 

«Дачурка» — о начальнике базы Иване, сменившем много должностей и рабочих мест, но ухитрившемся с каждого из них взять хоть что-нибудь для своей дачи.

«Влип» — о воре-домушнике Пете-Петушке, ставшем невольным заложником в закрывшейся квартире, сданной с недоделками бригадой строителей-бракоделов. Спустя время Петя-Петушок, «завязавший» с этим ремеслом и ставший честным строителем, мастерски помог открыть соседке по купе поезда чемодан без ключей.

«Сон в руку» — о начальнике-взяточнике, который, увидев сон про взятку за подпись, умудрился раздеть до последней нитки хитрого посетителя-кавказца, пришедшего за резолюцией.

«Гудок» — о председателе колхоза Степане Лукиче, вся деловая энергия которого ушла в обыкновенную показуху, выразившуюся в новом пароходике «Степан Лукич», который не смог тронуться с места, так как весь пар вышёл в мощный гудок. В итоге Степан Лукич получил контузию на оба уха и взыскание по партийной линии.

«Шашки» — о необычном способе игры в купе поезда между попутчиками, где вместо шашек на доске стоят стопки с водкой и коньяком, выпиваемые соперниками после каждой съеденной шашки (смотрите Пьяные шашки).

«Увертюра» — о дирижёре, который забыл дома манжету и во время выступления неожиданно вспомнил об оставленном в квартире включённом утюге на манжете, вообразив, как из-за этого возник пожар, который он лихо потушил. Из окна проходящего поезда дежурной по переезду была брошена записка с просьбой позвонить в Москву по телефону «01» из-за оставленного включённым электрочайника.

«Расплата» — о председателе месткома, собиравшем нетрадиционным методом «разбойника с большой дороги» профсоюзные взносы у своих задолжавших коллег.

«Жалкий жребий» — о бесполезности борьбы с хамовитыми чиновниками, привыкшими затягивать приём посетителей так, что даже вызов на дуэль обиженным посетителем могут утопить в рутине бюрократических проволочек.

Интермедия с шимпанзе о сатире того времени на джаз и абстрактную живопись, как бессмысленном и вредном направлении для советской культуры.

«Миллионер» — мультфильм о бульдоге, получившем миллионное наследство от своей усопшей хозяйки в одной из капиталистических стран, и ставшим уважаемым банкиром и влиятельным политиком.


«Внимание! В городе волшебник!» — советская эксцентрическая сказка режиссёра Владимира Бычкова. Экранизация повести Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Кукольная комедия». Полнометражный мультипликационно-игровой фильм, поставленный совместно киностудиями «Беларусьфильм» и «Союзмультфильм» в 1963 году. 

Действие фильма происходит в добром и весёлом сказочном городе. Среди жителей этого города попадаются плохие люди, думающие только о себе и доставляющие всем неприятности и неудобства; они позволяют себе делать работу спустя рукава. Бессовестный частный доктор-шарлатан Кракс прописывает больной девочке Тате бесполезное дорогостоящее лекарство. Соседский мальчик Вася нарочно не даёт ей уснуть, громко играя в коридоре мячом. 

Городской волшебник превращает нерадивых людей в кукол и продаёт их среди обычных игрушек в своём магазине. Три заколдованных куклы — ленивый повар, Вася и управдом-неваляшка Мария Ивановна встречаются в комнате Таты. Услышав от микстур и лекарств вердикт, что время упущено, и теперь девочке может помочь только кукарекуин — сделанное из утренних криков петухов средство для полоскания горла, — куклы решают отправиться к Краксу, а затем в аптеку за чудотворным средством. В пути им помогает ещё одна заколдованная кукла — шофёр такси Валентина. Благодаря вмешательству кукол Тата встаёт ноги. Волшебник возвращает им человеческий облик, а безнадёжный доктор Кракс превращается в надувного резинового уродца, который тут же лопается.


«Всё остаётся людям» — советский художественный фильм 1963 года. По мотивам одноимённой пьесы Самуила Алёшина. 

Известный учёный Дронов работает в Новосибирске над созданием сверхсовременного двигателя. У него очень больное сердце, в связи с чем он боится не успеть довести дело до конца, а испытание двигателя на заводе в Москве, как назло, уже не в первый раз проходит неудачно. Дронов отказывается от всей остальной работы, даже перепоручает руководство институтом своему ученику Морозову…


«Вступление» — художественный фильм режиссёра Игоря Таланкина, снятый по мотивам рассказов Веры Пановой «Валя» и «Володя». Премьера состоялась 6 мая 1963 года. Позиционируется режиссёром как первая часть художественной кинематографической трилогии («Вступление», «Дневные звёзды», «Звездопад»). 

Близится к завершению Великая Отечественная война. В поезде на несколько минут пересекаются жизненные пути двух совсем ещё юных Володи и Вали, возвращающихся после эвакуации в Ленинград. Сюжет переносит их к первой случайной встрече, произошедшей летом 1941 года на переполненном беженцами вокзале. Период взросления подростков, вступление их во взрослую жизнь происходит в тяжёлые военные годы. Во время бомбёжки железнодорожного эвакуационного состава около станции Мга у Вали и её младшей сестры Люси гибнет мать. После долгих скитаний по детским домам девочек находит родная тётя, и они обретают приют в её доме. 

Сложно складывается судьба Володи Якубовского. Мать разведена с его родным отцом, у которого давно другая жена и сын Олег — единокровный брат Володи. В эвакуации мать пытается устроить личную жизнь и сближается с армейским капитаном. Не желая её обременять, подросток устраивается на оборонный авиационный завод и переезжает в общежитие. Там он обретает хорошего друга — Ромку. Узнав о беременности, капитан бросает мать Володи. Неблагоприятная репутация «доступной» женщины, родившей не от мужа, и отсутствие средств не позволяют ей снять достойное жильё. Подросток тяжело переживает неудачу матери в личной жизни и уезжает в Ленинград, прося отца оформить ему надлежащий вызов в город, с которого лишь недавно была снята блокада. Якубовский-старший сначала отказывает в помощи, ссылаясь на супружескую неверность бывшей жены, но возмужавший Володя твёрдо добивается своего. А первоначальные возражения отца против общения Володи и Олега не помешают подросткам познакомиться и стать друзьями. 


«Выстрел в тумане» — советский приключенческий фильм о шпионах 1963 года.

Первая же работа молодого учёного Игоря Пантелеева произвела сенсацию. Неудивительно, что им заинтересовалась иностранная разведка. Советские чекисты предпринимают меры по защите учёного. Имя Пантелеева исчезает со страниц газет и журналов. Учёного переводят на работу в другой НИИ, сменив фамилию на Евдокимова. Но благодаря случайности, заграничные шпионы нашли научного сотрудника. Во время охоты, любителем которой был Пантелеев-Евдокимов, был похищен ботинок учёного с остатками почвы с полигона, где проводились испытания под его руководством, а также записка с формулами, которые противник мог бы использовать в своих целях. Офицер госбезопасности, сопровождавший учёного, погнался за похитителем, но был тяжело ранен. Чекисты раскрывают преступление и обезвреживают врага. 


«Где Ахмед?» (азерб. Əhməd Haradadır?) — советская кинокомедия. Сюжет рассказывает о двух молодых людях, которые, выступив против старых традиций и обычаев, получили возможность строить свою личную жизнь по собственному желанию. 

Герои фильма мастер Ахмед и доярка Лейла выступают против старых традиций и обычаев, желая по своему строить свою личную жизнь. Приехавший в гости к родителям Ахмед, узнаёт, что его намереваются женить, не спросив его мнения. Возмущённый этим, он покидает родительский дом. Такая же ситуация складывается и у Лейлы, которую хотят насильно выдать замуж, и она уезжает в город. Родители Ахмеда отправляются на поиски своих детей, встречаясь во время скитаний со множеством людей. Между тем Ахмед и Лейла встретились, познакомились и полюбили друг друга. Нашедшие их родители были счастливы, узнав об этом, поскольку они хотели поженить именно Ахмеда и Лейлу. 


«Два воскресенья» — советский художественный фильм Владимира Шределя, снятый в 1963 году.

Люся, служащая сберкассы маленького города Радиозаводска, выигрывает в лотерею модную вещь — нейлоновую шубку. Сослуживицы советуют девушке получить выигрыш деньгами и купить какую-нибудь полезную вещь. Люся едет в областной город, получает деньги и улетает на выходные в Москву, где знакомится с Володей, снимающим на кинокамеру сюжеты из жизни столицы. Люся попадает в водоворот событий, молодые люди проводят вместе весь день и договариваются встретиться. В следующее воскресенье Люся опять прилетает в Москву, но Володи там уже нет — он был в столице в командировке и уже уехал обратно в Ангарск. Люся гуляет по вечерней Москве и возвращается в Радиозаводск. В конце фильма она пишет Володе письмо. 


«День счастья» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1963 году режиссёром Иосифом Хейфицем по повести Юрия Германа.

Врач скорой помощи Александр встречается в автобусе с прекрасной незнакомкой и тёзкой Александрой. Влюбившись, Александр проводит со спутницей целый вечер, но теряет её в толпе. Не в силах забыть незнакомку, он пытается найти её вновь. Муж Александры становится невольным виновником трагедии, отказавшись от экспедиции. Он устраивает себе «день счастья», который проводит с любимой женой. Измученная пьянством мужа и бездельем, Александра решает изменить свою жизнь, уехать в деревню и вернуться к работе в школе. 


«Домик в дюнах» — советский художественный фильм, снятый на Рижской киностудии в 1963 году. 

Мастер судовых двигателей, отработав своё, решил уйти на пенсию. Мечтая о тихой и спокойной жизни, он хочет поселиться с женой и внуком Володей у моря. Казалось мечта реализовалась, найден уютный домик выставленный на продажу пенсионером, бывшим рыбаком. Но дедушке и внуку становится известно, что хозяин домика готов расстаться с ним только потому, что его семья попала в тяжелое положение. Подумав, дедушка с Володей решают деньги, собранные на покупку дома, отдать взаймы старому рыбаку.


«Если ты прав…» — художественный фильм. В фильме использован рассказ Георгия Шелеста «Самородок». 

Галя «положила глаз» на телефонного мастера Алексея Гончарова и частенько названивает в бюро ремонта, прося, чтобы его прислали. Между молодыми людьми возникает взаимное чувство, и Алексей знакомит Галю со своими «стариками», представляя её как свою невесту. Обслуживая очередных клиентов, Алексей сталкивается с недоверием: клиенты опасаются, что он их «обчистит». Алексей обижается и отказывается у них работать. Непонятый начальством, он уходит с работы. Галя не поддерживает его, и отношения с ней также дают трещину. Дедушка Гали — репрессированный комбриг войск ВЧК-ОГПУ — после реабилитации становится писателем. Он проводит с парнем беседу и даёт ему почитать своё произведение. В нём описывается случай, произошедший с ним в 1942 году, когда он со своими товарищами мыл золото на Колыме: они находят самородок весом в полтора килограмма. 


Есть и такой остров (азерб. Möcüzələr adası) — советская мелодрама с элементами драмы 1963 года производства киностудии Азербайджанфильм.

Фильм рассказывает о труде и быте нефтяников, работающих на нефтяных камнях на берегу Каспийского моря. Стальные опоры, построенные на море пролегают за сотни километров и уходят вглубь. В фильме сказано то, что часто сюда приезжает молодёжь и влюбляются друг в друга. 


«Знакомьтесь, Балуев» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1963 году режиссёром Виктором Комиссаржевским по одноимённой повести Вадима Кожевникова. Единственный кинофильм театрального режиссёра Виктора Комиссаржевского. Фильм был участником конкурсной программы Московского международного кинофестиваля в 1963 году, где его основным конкурентом был фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной», но председателю жюри Григорию Чухраю удалось убедить советское партийное руководство в том, что невозможно наградить главным призом слабую советскую производственную драму. 

1960-е годы. Павел Гаврилович Балуев, начальник участка строительства магистрального газопровода, решает проложить трассу напрямик, через болото, наплевав на утверждённый проект. Помимо своих основных обязанностей начальника и руководителя, Балуев активно занимается воспитательной работой среди своих подчинённых. 


«Зной» — художественный фильм, снятый Ларисой Шепитько в 1963 году по мотивам повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Картина, являющаяся дипломной работой выпускницы ВГИКа, была замечена прессой и получила премию за режиссуру на Всесоюзном кинофестивале (1964). 

Отправляясь по комсомольской путёвке на освоение целины, семнадцатилетний Кемель (Болотбек Шамшиев) искренне верит, что его энтузиазм и трудолюбие будут востребованы. Однако бригада, в которую попадает юноша, имеет сложившийся формат отношений. Лидером небольшого коллектива является тракторист Абакир Джураев — человек жёсткий, властный, требующий от всех беспрекословного подчинения. 

Наблюдая за Абакиром, Кемель испытывает двойственные чувства: он, с одной стороны, восхищается профессионализмом и самоотверженностью тракториста, с другой — возмущается нетерпимостью Джураева к любой точке зрения, кроме собственной. Задевает юношу и потребительское отношение Абакира к влюблённой в него Калипе. 

После одной из ссор Кемель не выдерживает, забирает рюкзак с вещами и покидает бригаду. Но уйти слишком далеко не может: какая-то сила возвращает юношу — то ли мысли о красивой девушке-пастушке, которую он встретил возле источника, то ли внутреннее чувство ответственности за тех, к кому успел привыкнуть. 


«Им покоряется небо» — советский художественный черно-белый фильм, снятый кинорежиссёром Татьяной Лиозновой в 1963 году. Фильм посвящён погибшим летчикам-испытателям. Сюжет основан на реальной истории создания первого советского реактивного истребителя МиГ-9 в КБ Микояна. Картина стала лауреатом первой премии Международного кинофестиваля фильмов об авиации и аэронавтике в Довиле (1963). 

Начало 1960-х. Проходит воздушный парад современной авиатехники. Лежит на свалке МиГ-9, который создавали герои фильма…  

Конец 1940-х. Лётчику-испытателю Алексею Колчину (прототип — Алексей Николаевич Гринчик) поручено впервые поднять в воздух первый советский реактивный истребитель. Испытания проходят успешно, но необходимо совершенствовать самолёт. При выполнении испытательного полета Колчин погибает, его последние слова записаны на магнитофонную ленту. Изучив их, друг Колчина Сергей Шаров делает новую попытку и доводит испытания самолёта до конца. 

Сюжет картины повторен в повести Анатолия Аграновского «Открытые глаза», которая вышла в свет одновременно с фильмом. 


«Именем революции» — советская историко-революционная драма режиссёра Генриха Габая, поставленная по одноимённой пьесе Михаила Шатрова на киностудии Мосфильм в 1963 году об одном из эпизодов Гражданской войны, когда судьба молодого Советского государства находилась под угрозой. 

1918 год. После смерти матери отец семейства решает отвезти детей в Москву к дальней родственнице. По дороге те переживают налёт на поезд белогвардейцев, гибель отца, знакомятся с беспризорником Яшкой. Тот едет в Москву с важной миссией — доставить Ленину свой план спасения страны от буржуев и контры. Ребята приобщаются к намерениям мальчишки, всеми правдами и неправдами добираются до Москвы, где встречаются с вождём мировой революции и Феликсом Дзержинским. Их ждёт нелёгкая борьба за идеи Революции. 


«Иоланта» — экранизация одноимённой оперы П. И. Чайковского, либретто М. И. Чайковского по драме датского поэта и драматурга Генрика Герца «Дочь короля Рене». 

Слепая от рождения дочь короля Прованса Рене не знает стараниями отца о своём недуге. Она помолвлена с герцогом Бургундским Робертом. Отец надеется вернуть зрение дочери до свадьбы, с помощью мавританского врача. В замок прибывают Роберт и его друг — Готфрид Водемон, граф Иссодюна, Шампани, Клерво и Монтаржи. Роберт влюблён в графиню Лотарингии Матильду и хочет просить короля Рене вернуть данное ему слово. Водемон видит спящую Иоланту, восхищается ею и просит у короля руки его дочери. Узнав, что Роберт любит другую, король даёт согласие на свадьбу. Усилия доктора не пропали даром: к девушке вернулось зрение, и она, счастливая, идёт под венец. 


Продолжение следует.

promo nemihail 16:00, вчера 33
Buy for 20 tokens
По поводу моего вчерашнего поста "Я разорён", каюсь, был не прав, однако получил очень полезный фитбек. Об этом подробно... (фото: Яндекс Картинки, кадр из к/ф Во все тяжкие) Возможно было глупо использовать стандартную подачу информации, а именно "кликбейт", когда пишу…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded