cand_orel

Categories:

Позитив. Кино XХVII - I

1962 год - множество событий, претендующих на сюжет неплохого кино, и придумывать не надо.

Что-то помните? Вспомним...

7 января — по дороге из Москвы в Дубну попал в автокатастрофу Лев Ландау. После аварии Ландау до самой смерти в 1968 г. не занимался научной деятельностью.

2 февраля — парад планет, в котором участвовали семь из восьми планет солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, а также Плутон).

10 февраля — на границе Западного и Восточного Берлина состоялся обмен сбитого над территорией СССР американского лётчика Фрэнсиса Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля.

1—2 июня — массовая забастовка рабочих в Новочеркасске.

20 июня — США предприняли попытку ядерного взрыва в космическом пространстве. Ракета «Тор», запущенная с острова Джонстон в Тихом океане, уничтожена по команде с земли после обнаружения неполадок. Ядерного взрыва не произошло.

17 июля — американский самолёт X-15, пилотируемый Робертом Уайтом, впервые пересёк границу космоса (50 миль, согласно классификации Военно-воздушных сил США).

22 августа — неудавшееся покушение на президента Франции генерала де Голля.

1 сентября — землетрясение в иранском остане Казвин разрушило более 21 тысячи домов и унесло жизни свыше 12 тысяч человек.

15 октября — началось противостояние между США и СССР из-за советских ядерных ракет, размещённых на Кубе (Карибский кризис). Конфликт поставил весь мир на грань ядерной войны (кризис был разрешён через 13 дней). Убраны советские ракеты с Кубы и американские из Турции.

1 ноября — в СССР произведён запуск АМС «Марс-1», первого космического аппарата, запущенного к Марсу.

18 ноября — в журнале «Новый мир» № 11 опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

9 декабря — Танганьика провозглашена Республикой. Джулиус Ньерере стал президентом; пост премьер-министра, который занимал Рашиди Кавава, упразднён.


Но фильмы-то по этим событиям снимут потом, а что же было в шестьдесят втором в снятом кино?!


«49 дней» — советский художественный фильм режиссёра Генриха Габая по мотивам реальной истории. 

Баржу с четырьмя молодыми солдатами младшим сержантом Асхатом Зиганшиным и рядовыми — Филиппом Поплавским, Анатолием Крючковским и Иваном Федотовым унесло в открытый океан. Семь недель они дрейфовали на судне, пока их не заметили американские лётчики. 


«713-й просит посадку» — первый советский фильм-катастрофа, снятый режиссёром Григорием Никулиным на киностудии «Ленфильм» в 1962 году.

Экипаж самолёта «одной из западных авиакомпаний», совершающего трансатлантический перелёт, усыплён сильнодействующим наркотиком, подмешанным в кофе в аэропорту, и теперь управляемому автопилотом самолёту угрожает опасность. Первый салон был свободен — в последний момент задержался вылет советской делегации, которая, по всей видимости, и была объектом теракта. Во втором салоне находились очень разные люди: миссионер (И. Конопацкий), морской пехотинец (В. Высоцкий), адвокат, известная киноактриса (Л. Абрамова) с сыном, коммивояжёр, вьетнамская студентка, врач-антифашист Рихард Гюнтер (представившийся ювелиром Филиппом Дюбуа и преследуемый властями за левые политические взгляды), агент спецслужбы, охотящийся за ним, и другие. В критической ситуации каждый проявил себя по-своему. Спасти пассажиров мог бы только врач, установив диагноз и приведя в сознание экипаж. Исполняя свой долг, Рихард Гюнтер выдаёт себя. Уже на земле его, фактически спасшего лайнер, арестовывают власти… 


«Армагеддон» — советский художественный фильм антирелигиозной направленности.


«Без страха и упрёка» — детский художественный фильм. 

Московские мальчишки Вадик (Виктор Глазков), Юра (Николай Бурляев) и девчонка Тоша (Алла Витрук) находят деньги, потерянные в московской сутолоке одним из командированных. 


«Бей, барабан!» — фильм режиссёра Алексея Салтыкова. Рассказывает о создании первых пионерских отрядов в России. Снят на киностудии Мосфильм в 1962 году. Имеет выраженную политическую оценку происходящих событий с точки зрения действующей в этот период официальной идеологии. Рассчитан на детскую и юношескую аудиторию. 

Россия, начало двадцатых годов. У Леонида Казакова (Крыченков) на его глазах кулаки убивают отца — председателя колхоза. Подросток примыкает к кавалерийскому полку Красной армии. Спустя некоторое время командир отправляет Лёньку в Москву с «секретным» пакетом в адрес районного комитета комсомола. Как выяснилось, это — уловка, широко применяемая для того, чтобы отправить несовершеннолетних из действующей армии и заставить их сесть за парту. Молодой красноармеец подчиняется приказу, озвученному в газетах самим Лениным и идёт, уже достаточно взрослый, в первый класс. Вместе с молодым рабочим Митькой Лбачом (Демьяненко) они организуют первую в районе пионерскую организацию. Всё больше и больше подростков втягивается в политическое движение. На пути к новому им оказывают сопротивление скауты, скрыто противодействуют некоторые учителя. Но перемены уже остановить нельзя. Лёнька совместно с друзьями делает жизнь интересной и насыщенной, товарищи помогают ему в учёбе. Но однажды, когда юноша возвращается с экзамена по математике сразу за два класса, враг подло убивает его. Похороны Лёньки Казакова становятся демонстрацией силы и объединения пионерии, комсомола и рабочего класса. 


«Большая дорога» — советско-чехословацкий художественный фильм режиссёра Юрия Озерова, снятый в 1962 году на киностудии «Мосфильм», при участии студии «Баррандов». В основе сценария литературный вариант биографии чешского писателя Ярослава Гашека. 

Фильм начинается с анимационной вставки, в которой бравый солдат Швейк с классической иллюстрации Йозефа Лады под задорный насвистываемый мотив бодро шагает по вращающемуся земному шару. 

И фильм заканчивается той же анимационной вставкой, что и начинается — Швейк бодро шагает под насвистываемую песенку-лейтмотив фильма по вращающемся миру, переходя через время и пространство… 


«В мёртвой петле» — художественный фильм о Сергее Уточкине и первых русских авиаторах, поставленный Николаем Ильинским и Суламифью Цыбульник на Киностудии имени А. Довженко, дебют Ильинского. Один из лидеров советского проката за 1963 год: 20-е место среди отечественных картин при 21,1 млн зрителей. 

Фильм повествует о любимце Одессы начала XX века, одном из первых российских лётчиков — Сергее Уточкине. С идеей развития отечественного воздухоплавания Уточкин обращался к высшим чиновникам, но его не приняли всерьёз и поместили в психиатрическую лечебницу. 


«Вашингтонская история» — телевизионный фильм-спектакль, снятый в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения Гостелерадио СССР в 1962 году по мотивам романа американского писателя Джея Дайса. Автор сценария и режиссёр-постановщик Исидор Анненский. 

Роман Джея Дайса (1912—1999) вышел в свет в 1950 г. и принёс автору известность в стране и за рубежом. Речь в книге шла о непростых временах политической нетерпимости и репрессий в послевоенных Соединённых Штатах, вошедших в историю страны как «эпоха маккартизма» (по фамилии сенатора крайне правых взглядов Джозефа Рэймонда Маккарти). 

Служащая одного из отделов Госдепартамента США Фэйс Вэнс неожиданно получает вызов в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. И её вполне благополучная и спокойная жизнь типичной американки из «среднего класса» начинает быстро рушиться, обрываются дружеские и семейные связи, самые близкие люди отворачиваются от неё, даже не дожидаясь итогов начатого Комиссией расследования. Но, преодолевая охватившее её отчаяние, Фэйс с помощью появившегося рядом любимого мужчины всё же находит в себе силы не опустить руки, она начинает борьбу за свои права. 

Работая над фильмом-спектаклем в условиях существовавшей тогда на Центральном телевидении строгой цензуры и крайней ограниченности средств художественного выражения, создатели телеэкранизации стремятся преодолеть некоторую политическую заданность характеров героев книги за счёт драматургической динамики действия и углублённой режиссёрской работы с приглашёнными известными театральными актёрами. 


«Великая опора» (азерб. Böyük dayaq) — художественный фильм азербайджанского режиссёра Абиба Исмайлова, снятый в 1962 году на киностудии «Азербайджанфильм» на основе романа Мирзы Ибрагимова «Великая опора» (в русском переводе — «Слияние вод»). 

Председатель муганского колхоза в Рустам-киши известен на весь Азербайджан. Но слава вскружила ему голову. Постепенно он верит в свою непогрешимость и перестаёт считаться с мнением людей. Колхозники (трактористы Ширзад и Наджаф, заведующий фермой Кярам, Телли) открыто говорят, что недовольны методом его руководства, но Рустам считает, что те стремятся подорвать его авторитет. В кругу же Рустама находятся лицемеры. И когда те уже чуть было не погубили Рустама, ему помогли именно те люди, от которых он отвернулся. Рустам-киши понял, что великая опора для настоящего руководителя — это народ. 


«Весёлые истории» — советский детский фильм режиссёра Вениамина Дормана по сценарию Виктора Драгунского на основе его рассказов о Денисе Кораблёве. Продолжением этого фильма является фильм «Девочка на шаре». 

Герои фильма — фантазёр и поэт Дениска Кораблёв, озорной Мишка, мечтательная Леночка и чрезмерно любопытная Алёнка — живут в обыкновенном московском дворе. Они, как и все дети, любят цирк и зоопарк, но не любят манную кашу и домоуправа, который вечно следит за ними и мешает исполнять во дворе всевозможные цирковые номера. 


«Где-то есть сын» — драма режиссёра Артура Войтецкого, снятая на Ялтинской киностудии в 1962 году по сценарию Дмитрия Холендро. 

Харлампий — старый рыбак — живёт один в рыбацком посёлке на берегу моря. Ему очень одиноко, он скучает по своему единственному сыну, который однажды уехав, не подаёт никаких вестей. Он всё ждёт, когда его сын приедет к нему или хотя бы напишет письмо.


«Генерал и маргаритки» — советский фильм 1962 года режиссёра Михаила Чиаурели, по роману Николая Шпанова «Ураган». 

После Второй мировой войны бывший лётчик — простой польский парень Владек Леховский, по воле нелепой случайности оказывается на Западе в эмиграции… 


«Грешный ангел» — советский детский драматический фильм 1962 года режиссёра Геннадия Казанского. 

Фильм о том, как девочке, чьи родители были репрессированы, а сама она чуть не попалась в сети религиозных сектантов, помогают обрести веру в жизнь друзья и педагоги. Снятый в конце «оттепели», в ходе развенчания «культа личности» и антирелигиозной кампании, фильм вскоре был негласно запрещён.

Киновед Михаил Трофименков так оценил фильм: «Установку партии и правительства режиссёр Казанский всё же реализовал, но вполне анекдотическим образом. Фильм получился „антикультовым“ вдвойне… Казанский был добрым режиссёром: добрым без соплей, понимающим и чувствующим детей, с которыми работать умел отменно. И получилась у него не экранизация актуальных директив ЦК, а серьёзное и благородное детское кино про жизнь, которая — а для детей особенно — не чёрная и не белая, а разная». 


«Гусарская баллада» — советская кинокомедия, поставленная на киностудии «Мосфильм» в 1962 году Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно» (1941). Дебют в кино актрисы Ларисы Голубкиной. 

Летом 1812 года в поместье отставного штаб-майора Азарова, где вовсю идёт подготовка к балу-маскараду, приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский (Юрий Яковлев). Он заочно помолвлен с племянницей штаб-майора, Шурочкой (Лариса Голубкина), которую никогда не видел, и не очень рад предстоящей встрече с невестой, рисуя её себе жеманной пустоголовой модницей. На самом деле Александра Азарова, воспитанница майора и его денщика, заменившего ей няньку, сильно отличается от обычных девушек своего времени: она умеет ездить верхом и фехтовать. Желая показать своему дяде маскарадный костюм для предстоящего бала, она выбегает в сад, одетая корнетом, и сталкивается нос к носу с будущим женихом. Последний принимает Шурочку за её двоюродного брата и пытается выяснить, насколько та глупа и жеманна...


«Девять дней одного года» — советский художественный фильм, драма 1962 года режиссёра Михаила Ромма. Сюжет посвящён работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях. Одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов. Лучший фильм 1962 года по опросу журнала «Советский экран», исполнитель главной роли Алексей Баталов признан лучшим актёром года. 

Действие киноповести происходит в 1960-е годы. Молодые учёные-ядерщики — одержимый экспериментатор Дмитрий Гусев и скептически настроенный теоретик Илья Куликов — давние друзья, влюблённые в одну девушку по имени Лёля. Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым, который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучён и Гусев. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы, учёный продолжает опыты. После ряда неудач он обращается за помощью к Куликову, талантливому теоретику. Гусев верит, что его новая установка станет прорывом на пути к управляемому термоядерному синтезу. При проведении эксперимента, закончившегося успешно, Гусев получает новую дозу облучения около 200 рентген. Он скрывает это ото всех, даже от Лёли, ставшей его женой, которая неверно истолковывает его замкнутость. Работу продолжает Куликов. Он полагает, что открытый Гусевым эффект — значительный вклад в науку. Тем не менее анализ результатов экспериментов показывает, что к термоядерному синтезу открытие имеет косвенное отношение, хотя стало важным событием для астрофизики. Гусев решает бороться до конца и настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга. 


«Деловые люди» — советская кинокомедия, снятая по новеллам О. Генри в 1962 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Название фильма заимствовано у сборника рассказов О. Генри «Деловые люди» (англ. Strictly Business; 1910) и открывающего этот сборник одноимённого рассказа. При этом ни одна из экранизированных новелл не входит в этот сборник: «Дороги, которые мы выбираем» и «Вождь краснокожих» вышли в сборнике «Коловращение» (англ. The Whirligigs; 1910), а «Родственные души» — в сборнике «Шестёрки-семёрки» (англ. Sixes and Sevens; 1911). 

Дороги, которые мы выбираем. Америка времён Дикого Запада. Трое бандитов нападают на почтовый экспресс. Одного из них убивает проводник, но двум другим — Бобу Тидболу и Додсону по кличке «Акула» — удаётся скрыться с добычей в 30 тысяч долларов. Однако, когда налётчики спасались от погони, лошадь Тидбола поскользнулась, сломала ногу и хозяину пришлось её пристрелить. У бандитов возникает проблема, как им поступить дальше. Тидбол предлагает погрузить добычу на коня по кличке Боливар, принадлежащего Акуле Додсону, и ехать на нём вдвоём, пока им не подвернётся какая-нибудь лошадь. Додсон же после некоторых раздумий убивает своего друга Тидбола, которого знал много лет, произнеся при этом фразу «Боливар выдохся. Он не выдержит двоих». Забрав долю убитого, он на Боливаре уносится прочь. Выясняется, что эта история про бандитов всего лишь приснилась главе маклерской конторы Додсону. Его, заснувшего в кресле, будит доверенный клерк, спрашивая, стоит ли дать отсрочку или снизить цену для старого друга Додсона — Уильямса, так как иначе тот полностью разорится. Додсон отказывает другу и произносит фразу: «Боливар не выдержит двоих». Смысл названия проясняется из рассказа Акулы Додсона Бобу Тидболу о своей судьбе: уйдя в юности из родительского дома, Додсон собирался в Нью-Йорк, чтобы стать финансовым воротилой, но на развилке свернул в противоположную сторону и после часто думал, «что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу». «По-моему, было бы то же самое» — отвечает уже обречённый Тидбол. 

Вождь краснокожих. Действие рассказа происходит в одном из городков в американском штате Алабама. Двое мошенников, Сэм и Билл Дрисколл, остро нуждаются в деньгах. Для того, чтобы раздобыть их, они похищают девятилетнего мальчишку — сына богатого по местным меркам горожанина Эбенезера Дорсета, прячут ребёнка в пещере в лесу, а отцу намереваются отправить письмо с требованием выкупа в 2000 долларов. Однако мальчишка, называющий себя Вождём Краснокожих, принимает всё это за игру и считает, что находится в увлекательном походе, — он вовсе не стремится вернуться домой. Более того, он вовлекает Билла и Сэма в свою игру в индейцев — да так, что просто навязывает им свои правила. Комичность ситуации ещё больше возрастает от того, что злодеи оказываются совершенно беспомощными перед детской непосредственностью. Доведённый чуть ли не до отчаяния Билл, на которого в отсутствие Сэма сыплются все шишки, уже и не знает, как от этого Вождя избавиться и просто прогоняет паренька домой. Однако мальчик и не думает уходить и возвращается к Сэму с Биллом. Тогда они решают снизить сумму выкупа до 1500 долларов и спешно отсылают письмо с угрозами, — уверенные, что родители парня деньги им выплатят, и мальчишку заберут. Но происходит невозможное: мистер Дорсет не только отказывается платить выкуп за своего enfant terrible, но предлагает двум «злодеям» самим заплатить ему 250 долларов за то, что он примет Джонни назад. В довершение всего оказывается, что передавать ребёнка необходимо только ночью, чтобы соседи, которым Джонни также успел надоесть своим поведением, этому не воспрепятствовали. Сэм с Биллом соглашаются. 

Родственные души. В особняк состоятельного гражданина проникает вор. Оценив обстановку, он подымается на второй этаж, где находит в постели спящего хозяина дома. Тот просыпается, и вор, угрожая револьвером тридцать восьмого калибра, требует поднять руки. Однако хозяин поднимает только одну руку — вторую из-за прихватившего плечо ревматизма он поднять не в состоянии. Тут прихватывает и самого вора — выясняется, что оба ревматики. Позабыв о том, что один из них — жертва, а другой — преступник, случайные собратья по несчастью начинают увлеченно обсуждать в разной степени не помогающие обоим средства от ревматизма. В конце концов оба соглашаются, что наиболее действенное средство — это спиртное. Чувствуя в хозяине особняка родственную душу, жулик приглашает его в паб пропустить стаканчик-другой. Одевшись с помощью вора, у выхода хозяин вспоминает, что выложил все свои деньги на туалетный столик. «Бросьте это, — отвечает несостоявшийся вор. — Я вас приглашаю. На выпивку хватит. А вы никогда не пробовали „Чудодейственный орех“ и мазь из сосновых иголок?» 


«День без вечера» (латыш. Diena bez vakara) — киноповесть, фильм режиссёра Мариса Рудзитиса, снятый по сценарию Миервалдиса Бирзе на Рижской киностудии в 1962 году. 

В туберкулёзном санатории идут работы над созданием нового лекарства. Главный врач Эгле облучился при контакте с радиационными материалами. Помочь, по его мнению, должны те образцы, которые были получены при эксперименте. Большая дружба связывает Эгле со скульптором Мурашкой. В тяжёлые минуты он находит успокоение в общении с близким ему по духу человеком. Приезд из Москвы профессора Дубнова — старого друга Эгле — вселил надежду на выздоровление, но проведённая операция не дала ожидаемого результата. Перед смертью Эгле успевает передать материалы своих научных работ коллеге. Есть надежда, что они помогут бороться с подобными болезнями в недалёком будущем. 


«Дети Памира» — фильм режиссёра Владимира Мотыля, снятый в 1962 году. Экранизация поэмы Мирсаида Миршакара «Ленин на Памире». 

Фабула фильма необычайно проста и трогательна. Действие происходит в начале 20-х годов в высокогорном ауле на Памире, где люди живут в почти первобытной нищете и скудности. Сюда приходит отряд красноармейцев. Командир рассказывает жителям о том, что отныне они будут жить по законам советской власти. Отряд вскоре уходит, оставив только одного человека. Он организует для ребят школу и становится ее первым учителем. ...Впервые видят дети глобус и узнают, что земля круглая. И впервые учатся грамоте. И открывается им огромный мир, над которым прошла очистительная гроза великой Революции. Но приходит горестная весть о смерти Ленина… По вызову райкома уезжает в Хорог учитель. Дети, которые от него узнали, что и их новая жизнь, и их школа, и их собственное счастливое будущее связаны с именем Ленина, убиты горем. А тут еще и школу внезапно закрыли. Они отправляются вслед за учителем в город, потому что не могут быть без школы. В пути они едва не погибают. Их удается спасти. «Вот и все» — так гласит последняя надпись на экране. Для воплощения несложного, несколько прямолинейного, и поэтому еще более трудного для экранизации сценария режиссер нашел свежую, необычную форму. Фильм в чем-то родственен детской книжке. В кадре внезапно появляются надписи, сделанные неумелым детским почерком, рисунки, мультипликации. 


«Дикая собака динго» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный в 1962 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Юлием Карасиком по повести советского детского писателя Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» (1939). Фильм посмотрели 21,8 млн зрителей. Кинолента входит в собрание фильмов «Госфильмофонда СССР». 

В дальневосточный городок Приморск, где живёт Таня Сабанеева со своей мамой, на службу переводом из Москвы приезжает её отец, полковник, которого она никогда не видела, со своей новой женой и её племянником Колей. Таня и Коля познакомились и подружились. При этом Таня открыла для своего друга удивительный мир, где водится дикая собака динго. 


«Ехали мы, ехали…» — комедийный художественный фильм. 

Фильм о том, как Тарапунька и Штепсель едут на концерт в Москву. Тринадцатый вагон, в который они сели, забыли прицепить к поезду. И вот они и их друзья потащили вагон сами. На пути их ждёт немало удивительных приключений. Фильм снят на основе эстрадной программы «Везли эстраду на декаду». 


Buy for 20 tokens
Да-да, речь про помощника Навального, который сейчас находится в изгнании. (фото-скрин: Канал Навальный LIVE) Тут прям серия настоящих шедевров, вскрывающая правду про реальное отношение к нашей стране. Благодарить за такое нужно наших пранкеров Вована и Лексуса, Владимира Кузнецова и…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded