Всемирный день хорового пения всеми
И как-то я подумал, что сегодня хорошо бы подчеркнуть в празднике участие в хоровом пении именно всех — всем миром. Тем более, что и традиции такие сложились. Флешмоб (flash mob, дословно — мгновенная толпа [flash — миг, мгновение, mob — толпа]) — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется при помощи электронных средств связи (в основном это Интернет).

Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия. Среди возможных вариантов участники флешмобов часто ищут:
— развлечение;
— почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;
— произвести впечатление на окружающих;
— самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
— попытка получить острые ощущения;
— ощущение причастности к общему делу;
— получить эффект, как от групповой психотерапии;
— эмоциональная подзарядка;
— приобретение новых друзей.
Цели флешмоба достигаются за счёт «эффекта толпы». Участники подобных акций, в жизни часто являются вполне успешными и серьёзными людьми. Некоторые психологи объясняют участие во флешмобах тем, что обыденная жизнь и повседневные заботы их утомляют.
Основные принципы флешмоба:
1.Спонтанность в широком смысле.
2.Отсутствие централизованного руководства, избранного командира.
3.Отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей.
4. Деперсонификация; участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает.
5.Отказ от освещения флешмоба в СМИ.
Общепринятые правила флешмоба:
1.Никто из участников не платит и не получает денег.
2.Действие должно казаться спонтанным.
3.Должно сложиться впечатление, что мобберы — такие же случайные прохожие, как и все.
4.Сценарий чаще всего имеет абсурдный характер (действия мобберов не должны поддаваться логическому объяснению, за исключением танцевального флешмоба).
5.Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны делать все с серьёзным видом).
6.Флешмоб не должен содержать рекламу или же её элементы, акции не принуждают к голосованию за кого-либо.
Зарождение флешмоба связывают с выходом в октябре 2002 года книги социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умной толпы» (англ. smart mob; см. также Смартмоб) стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых, по сути своей, являются разновидностями смартмоба. В июне 2003 года Роб Зазуэта из Сан-Франциско, ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций flocksmart.com (сейчас портал недоступен).
Первый флешмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке, США, но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция. Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флешмоба, который состоялся 17 июня 2003 года. Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно 200 человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага Macy’s и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Йорка и пришли купить «коврик любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе.
Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.
Самый массовый флешмоб состоялся 8 сентября 2009 года в Чикаго на открытии 24-го сезона знаменитого шоу Опры Уинфри с концертом знаменитостей. Тот флешмоб, который устроили зрители, повергло в шок группу Black Eyed Peas, исполнявшую песню «I Gotta Feeling». Даже Опра ничего не знала об этом. Данный флешмоб занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый большой в мире. В нём участвовало около 21 тысячи человек.
Эта "официальная " версия истории флешмоба, как обычно привязана к западному авторству.
Однако ещё в Советском кинематографе, в фильме "Выше радуги" 1986 год, продемонстрирован классический сюжет флешмоба.
Первые российские акции были организованы через ЖЖ и состоялись одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16 августа 2003 года. Их участники с табличками с непонятными надписями встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров.
Первые украинские мобы прошли также 16 августа в Днепропетровске и Киеве практически одновременно. 23 августа первый флешмоб состоялся в Одессе.
В целом флешмоб в странах СНГ получил сильное развитие в плане идеологии. В Белоруссии возникли полит-мобы, на Украине и в России появился фаршинг (больше всего акций состоялось в Санкт-Петербурге), возникло движение монстрации (изначально в Новосибирске). Ежегодно проводятся флешмоб-фестивали — мобфесты.
Поучаствуем?! Я бы поучаствовал!
Journal information
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital2 124
- Friends of145
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- View all available promo