cand_orel

Categories:

Позитив. Кино XХV - III

Продолжаем знакомится с нашими фильмами  1960-го года... Начало здесь:

Продолжение здесь:

Окончание ниже...

«Простая история» — советский художественный фильм 1960 года. 

Женщина, потеряв на войне мужа, посвятила свою жизнь колхозу. За прямоту и бескомпромиссность нрава многие невзлюбили Александру Потапову, однако выбрали председателем колхоза. Неожиданная любовь к секретарю райкома Данилову сделала её жизнь счастливой и трудной. Роль Александры Потаповой была написана специально для Нонны Мордюковой. 


«Прощайте, голуби» — советский фильм-мелодрама 1960 года, снятый в духе оттепели Яковом Сегелем. 

Генка Сахненко учится в училище и работает. Но у него, практически взрослого и самостоятельного человека, есть одна тайна: после работы он залезает на голубятню. Увлечение голубями у него с детства. Генка доволен работой (он даже обхитрит своего коллегу, мастера Максима Петровича, любящего брать с жильцов за работу), но однажды, поранив руку, он попал в больницу, где подружился с медсестрой Таней. Однако через некоторое время по комсомольской путёвке Генке пришлось уехать работать в другой город, а своих голубей он подарил первокласснику. 


«Пять дней — пять ночей» — советско-германский художественный фильм 1960 года о Второй мировой войне. Совместное производство киностудий Мосфильм (СССР) и ДЕФА (ГДР). 

О спасении воинами Красной Армии сокровищ Дрезденской картинной галереи во время Второй мировой войны.  В фильме звучит музыка Дмитрия Шостаковича. Для написания музыки композитор был командирован в Дрезден, но вместо выполнения задания за три дня написал Восьмой струнный квартет. Это произведение композитор создал не для фильма, хотя посвящён он памяти жертв войны. В военной теме композитор провёл через все пять частей квартета реалии своей собственной судьбы, в каком-то смысле это реквием композитора по самому себе, своего рода «автонекролог». 


«Рождённые жить» (арм. Կոչված են ապրելու) — чёрно-белый советский художественный фильм 1960 года, снятый на киностудии Арменфильм режиссёром Лаэртом Вагаршяном. Этот фильм в своё время вызвал огромный интерес и зрителей и прессы. Пресса официальная, а тогда не официальной не было, активно не приняла фильм из-за якобы не выдержанной в нём по форме и содержанию нашей отечественной идеологии. Фильм был впервые показан на экране 6 июня 1961 года. 

Фильм состоит из четырёх новелл. Новеллы, переплетаясь драматургией, сюжетами и действующими героями, создают единое целое. Это был фильм так не понравившийся прессе и киновластям тех смутных годов, что с тех пор его так и не показывают. В фильме снялись такие известные советские артисты кино, как Павел Луспекаев, Александр Бениаминов, Давид Малян, Гурген Тонунц и Роза Макагонова. 

Одна из новелл рассказывает историю двух братьев. Они оказались разлучёнными после резни армян, произошедшей в 1915 году. Один из братьев погибает во время Великой Отечественной войны, а второй оказывается за рубежом, за океаном. Оставшийся в живых брат приезжает в Армению, для того чтобы найти детей своего погибшего брата. 


«Роман и Франческа» — фильм советского режиссёра Владимира Денисенко, снятый в 1960 году в жанре мелодрамы.

Накануне 22 июня 1941 года в итальянский порт пришёл торговый советский корабль «Тарас Шевченко». Моряк Роман (его роль исполняет Павел Морозенко) сошёл на берег. Он услышал пение простой итальянской девушки Франчески (роль исполняет Людмила Гурченко), и молодые люди влюбляются друг в друга. Однако наутро началась война, и советское судно вынуждено срочно возвращаться на родину. Влюблённые верят, что обязательно встретятся вновь. 

На пути домой советское судно было потоплено. Из всего экипажа спастись удалось только Роману и боцману. На берегу двух советских моряков приютили простые люди, они становятся участниками движения Сопротивления. В дальнейшем боцман погибает, а Роман считается погибшим. Его фотография помещена на памятнике погибшим героям. 

Однако Роман остаётся жив и возвращается на Родину. После войны он снова работает моряком. Однажды его корабль заходит в знакомый порт. Роман ищет свою итальянскую подругу, в поисках ему помогают его друзья по партизанскому отряду. Роман приходит на концерт Франчески, он зовёт её, но ей становится плохо, она думает, что это было видение. Тогда Роман пишет письмо, что он жив и его корабль скоро уходит. Франческа получает письмо и спешит на пристань, но Роман смог увидеть её только с борта уходящего корабля. 


«Русский сувенир» — советский кинофильм режиссёра Григория Александрова, вышедший на экраны 27 июня 1960 года. Александров планировал, что этот фильм вернет ему былую славу великого режиссера, но картина с треском провалилась. Фильм очень много критиковали, и в конечном итоге он «лёг на полку». 

На берегу Байкала совершает вынужденную посадку самолёт, летевший в Москву из Владивостока. Здесь магистр теологии Джон Пиблс (Эраст Гарин), которого интересует вопрос «чем они заменили Бога», американский миллионер Эдлай Скотт (Андрей Попов), которого волнует проблема «можно ли Россию вернуть к капитализму», со своим секретарём Гомером Джонсом (Павел Кадочников), и итальянская «графиня» Пандора Монтези (Элина Быстрицкая), и, наконец, таинственный доктор Адамс. Единственный советский пассажир — инженер Варвара Комарова (Любовь Орлова) — вынуждена быть и гидом, и дипломатом, и снабженцем, и массовиком-затейником. 

Герои фильма попадают в новый город в Сибири, видят строительство Братской ГЭС, запуск ракеты на Луну… Их представление о Советском Союзе становится совершенно иным. 

В финале фильма перевоспитавшийся американский миллионер даёт сенсационное интервью. Главная героиня призывает к миру во всем мире на фоне фресок с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьём змея. 


«Рыжик» — советский чёрно-белый художественный фильм, экранизация одноимённой повести Алексея Свирского. 

Подкидыш Санька сбегает от приёмных родителей. Познакомившись с весёлым бродячим актёром Полфунта, он отправляется с ним в Одессу. Но обстоятельства разлучают их, и Санька уезжает на поезде в тёмную жизнь воровского притона Одессы. Через некоторое время Санька и актёр встречаются в Санкт-Петербурге. Во время выполнения трюков на канате на уличной сцене Полфунта срывается вниз. Артист смертельно ранен и умирает в ярмарочном бараке. Перед смертью он раскаивается в прожитой жизни и просит Саньку вернуться к родителям, «сделаться человеком» и «жить для жизни».


«Северная повесть» — художественный фильм по одноименной повести К. Паустовского. 

Две новеллы о любви, чести и достоинстве. Первая — о русском офицере Павле Бестужеве, вторая — о художнике, ленинградце 1960-х годов. Незадолго до декабрьского восстания 1825 года Павел Бестужев был сослан за дерзость в далекий гарнизон на Аландские острова. Вскоре ему представляется случай помочь раненому декабристу, который намеревался перейти границу. Ценой своей жизни Бестужев спасает беглеца и свою возлюбленную. 

Через полтора столетия эта романтическая и трагическая история получает поистине удивительное продолжение… 


«Серёжа» — советский художественный фильм 1960 года, дебютная полнометражная работа режиссёров Игоря Таланкина и Георгия Данелии по одноимённой повести Веры Пановой. 

Мама пятилетнего Серёжи вышла замуж, и теперь Дмитрий Корнеевич Коростелёв стал его папой. Мальчик так и называет его по фамилии — Коростелёв, так как отчим становится лучшим другом, который помогает мальчику решать маленькие, но очень важные проблемы. Серёжа чувствует, что взрослый человек воспринимает его самостоятельной личностью, может общаться с ним на равных, уважает его мысли и поступки. Коростелёв воплощает самую большую мечту мальчика: покупает велосипед. Когда же в семье ожидается рождение ребёнка, Коростелёв с Серёжей советуется и обсуждает планы на будущее. 

Появившийся маленький брат Лёня переключает на себя всё мамино внимание и заботы, и Серёжа начинает чувствовать себя одиноким и заброшенным. Вдобавок его родители, переезжающие в другой город (Холмогоры Архангельской области) на новое место работы отца, из-за заболевания Серёжи собираются оставить мальчика с соседкой. Но неожиданно всё счастливым образом разрешается в день отъезда. 


«Слепой музыкант» — художественный фильм киностудии «Мосфильм» 1960 года. Экранизация одноимённой повести Владимира Короленко.

В богатой дворянской семье Попельских единственный сын Петрик слеп от рождения. Его мать Анна Михайловна, бесконечно любя и жалея мальчика, воспитывает его как редкостный хрупкий цветок. И только дядя Максим, в юности сражавшийся под знаменем Гарибальди, пытается приучить мальчика к самостоятельности. Мальчик начинает узнавать мир на ощупь, и однажды его пальцы находят клавиши фортепиано. Но, ещё не зная цену своему таланту, он уходит с бродягами «искать правду». И теперь только любовь способна примирить его с миром зрячих. 


«Три рассказа Чехова» — советский киноальманах совместного производства «Мосфильма» и Киностудии имени Горького по мотивам рассказов А. П. Чехова, приуроченный к столетию со дня рождения писателя. Состоит из трёх новелл: «Ванька», «Анюта» и «Месть». Дебютные работы режиссёров Мери Анджапаридзе и Ирины Поплавской, одна из первых ролей Евгения Евстигнеева в кино. Съёмки проходили с 1959 по 1960 год. 

Драма по мотивам рассказа «Ванька» (1886) производства Киностудии имени М. Горького, творческая мастерская Леонида Лукова. Чёрно-белый. 30 минут. 1959 год. 

Крестьянин приводит внука, сироту Ивана Жукова, в город на заработки и пристраивает учеником сапожника Аляхина. Сапожник, его жена и подмастерья — жестокие люди, которые помыкают «Ванькой», как все его кличут. Ванька живёт впроголодь и терпит постоянные побои и унижения. В ночь перед Рождеством домашние уходят на празднования. Ваньку оставляют присматривать за младенцем в люльке, и он садиться за письмо деду, в котором изливает все свои обиды и горести, время от времени проваливаясь в сон. Зрителю показывают как грустные страницы жизни, так и редкие минуты радости мальчика, а также непростую крестьянскую судьбу деда, прислуживающего барину. Закончив письмо, Ванька вместо адреса пишет на конверте «На деревню дедушке» и видит последний сон, в котором Дед Мороз доставляет письмо деду, и тот, прочитав его, отправляется в город за внуком. 

Драма по мотивам рассказа «Анюта» (1886) производства студии «Мосфильм». Чёрно-белый. 20 минут. 1959 год. 

Девушка Анюта и студент медицинского института Степан Клочков делят номер в дешёвой гостинице «Лиссабон». Она подрабатывает вышиванием, он занят учёбой и использует покорную сожительницу как анатомическую модель. В номер заглядывает сосед-художник и просит «одолжить» девушку, чтобы та позировала ему в образе Психеи. Анюта отказывается, но Клочков уговаривает её. Когда она, уставшая, возвращается от художника, Клочков решает начать новую жизнь и гонит её прочь. Но, пожалев, разрешает ей пожить ещё недолго. 

Комедия по мотивам рассказа «Месть» (1886) производства студии «Мосфильм». Цветной. 25 минут. 1960 год (с 1961 года показывали отдельно в качестве телефильма). 

Лев Саввич Турманов, проигравшись в карты, возвращается домой и слышит, как за дверью молодая жена кокетничает с очередным ухажёром. Им оказывается его друг Дегтярёв, который договаривается с Полиной Григорьевной о том, чтобы она оставила ему записку в мраморной вазе, что в городском саду, попутно раздавая её мужу обидные прозвища. Этого Турманов уже стерпеть не может и задумывает месть: «обыграть его рублей на 200». Вновь проигравшись, он планирует ещё более коварную месть: он пишет анонимное письмо купцу Дулинову с угрозой взорвать его лавку, если тот не положит 200 рублей в ту самую вазу. Купец тут же бежит в полицию. В назначенный день двое городовых поджидают «террориста» в саду, за ними из кустов наблюдает Турманов. Размечтавшись, он грезит о грядущей расправе: как Дегтярёва ловят с поличным, как на шум сбегаются их жёны и сам Турманов, которые «распознают» почерк Дегтяёрва на записке, и тот, не вынеся позора, стреляется. Однако развязка выходит совсем неожиданной. 


«Трижды воскресший» — киноповесть (1960) Леонида Гайдая по пьесе Александра Галича «Пароход зовут „Орлёнок“». 

Включиться в работу над фильмом на патриотическую тему Гайдаю предложил И. Пырьев. В это время Гайдай остро переживал неудачу своего предыдущего фильма «Жених с того света», и этой работой учитель Гайдая Пырьев надеялся вернуть ученику репутацию успешного режиссёра. Фильм был снят в несвойственной Гайдаю манере и не был любим им. 

В 1919 году на буксирном пароходе комсомольцы отправились бить белых. В годы Великой Отечественной войны во время героической битвы на Волге на этом пароходе перевозили детей и раненых бойцов. А теперь поломанный «Орлёнок» стоит на приколе и является любимым местом пионеров, которые вместе с детским врачом Аркадием Шмелёвым тайно устраивают там музей истории Октябрьской революции… 

Общественницы Светлана Сергеевна и Любаша везут подарки к празднику строителям Комсомольской ГЭС. Машина отстаёт от колонны, и они вместо порта попадают в строящийся волжский город Сергиев Посад, где нет даже железной дороги. Остаётся одна надежда на старенький «Орлёнок». Ребята, комсомольцы и партийные работники города, вдохновлённые Светланой Сергеевной, восстанавливают буксирный пароход и отправляются на нём в третье плавание… 


«Тучи над Борском» — советский художественный фильм на антирелигиозную тему режиссёра Василия Ордынского, снятый в 1960 году и ставший одним из инструментов хрущёвской антирелигиозной кампании. В фильме снимались сразу нескольких известных впоследствии киноактёров: Никита Михалков, Владимир Ивашов, Инна Чурикова, Инна Гулая, Роман Хомятов. Съёмки проходили в городе Бор Горьковской области, а также в Касимове Рязанской области, хотя по сюжету действие происходит где-то под Курском.


«Хрустальный башмачок» — фильм-балет, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1960 году кинорежиссёром Александром Роу и режиссёром-балетмейстером Ростиславом Захаровым. Экранизация балета Сергея Прокофьева «Золушка» в постановке Ростислава Захарова (Большой театр, 1945). 

Традиционная сказка о Золушке, рассказанная с помощью танца. 


«Человек не сдаётся» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1960 году режиссёром Иосифом Шульманом. 

«Мы расскажем вам невыдуманную историю, которая произошла в первые дни Великой Отечественной войны. Возможно отдельные герои этих событий узнают себя на экране, а некоторых... узнают только их родные и близкие...»


«Человек с будущим» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1960 году режиссёром Николаем Розанцевым. 

Киноповесть о становлении характера шахтёра Ивана Кондакова, превращении его из наивного чудака-изобретателя в уважаемого инженера. 


«Чудотворная» — художественный фильм на антирелигиозную тему режиссёра Владимира Скуйбина, снят на киностудии Мосфильм в 1960 году. В основу сценария легла одноимённая повесть Владимира Тендрякова 1958 года, который и переработал её в сценарий фильма. По отзыву историка Андрея Костюкова, данный фильм снятый в период хрущёвской антирелигиозной кампании, содержал в себе «полный арсенал советской антирелигиозной пропаганды: карикатурно-кощунственное изображение чудотворной иконы Спасителя, лицемеры-верующие, священник, по его же признанию „верующий в Бога с оговорками“, честная учительница-атеистка, спасающая ребёнка от „религиозного дурмана“». 

Ученик Гумнищенской неполной средней сельской школы Родька Гуляев находит в тайнике у заброшенной церкви древнюю потемневшую икону, и его бабка Авдотья распускает слух, что эта икона — чудотворная, а её внук Родька — святой. И это событие меняет его жизнь, ибо верующие сельчане объявляют мальчика «Божьим избранником». Но мальчик не хотел быть святым. 


«Шумный день» — советский чёрно-белый художественный фильм 1960 года, снятый совместно режиссёрами Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом на киностудии «Мосфильм» по мотивам комедии Виктора Розова «В поисках радости» (впервые произведение было опубликовано в журнале «Театр» в 1957 году). Проблематика фильма: вещизм в советском обществе, конфликты между поколениями и внутри молодой семьи. За первые два месяца проката фильм посмотрело 18 миллионов зрителей. 

Один день из жизни советской семьи. В старой московской квартире живёт Клавдия Васильевна Савина (Валентина Сперантова). У неё четверо детей, все живут с ней. Старший Фёдор (Геннадий Печников) — химик, кандидат наук, недавно женился; его жену зовут Лена (Лилия Толмачёва). Дочь Татьяна (Татьяна Надеждина) — ей девятнадцать лет — учится в институте. Восемнадцатилетний Николай (Владимир Земляникин) работает в ремонтных мастерских. Младшему — Олегу (Олег Табаков) — пятнадцать. 

Утром Лена спешит на распродажу чешских сервантов. Им скоро должны дать отдельную квартиру, и поэтому Лена целыми днями простаивает в очередях за ними. Большая центральная комната, где за столом собирается семья, вся заставлена уже купленной мебелью. Мебель закрыта чехлами и тряпками, и к ней никто не прикасается, так как Лена боится, что её могут испортить. Она говорит с мужем только о мебели и о деньгах, не переставая его «точить». 

К Савиным заходят Иван Никитич Лапшин (Евгений Перов) и его сын Гена (Лев Круглый). Они не один год приезжают в Москву к брату Ивана Никитича, который Савиным — сосед. Гена влюблён в Таню и стесняется своего отца, который предпочитает занять у другого, чем потратить своё. Иван Никитич пытается женить сына и для этого купил ему аккордеон, так как с инструментом «уважение будет». Он считает, что молодёжь растёт слишком умная, много стала рассуждать. За завтраком он смеётся над сыном, при всех рассказывая о нём разные смешные и нелепые подробности. Олег сочувствует Гене и, когда Лапшин пытается поучать и его, взрывается и делает Лапшину замечание. Тот обижается и уходит. 

К Фёдору заходит Леонид Павлович. Ему 32 года, он аспирант, хорошо зарабатывает, родители сейчас в Китае. Леонид ухаживает за Таней. Гена, увидев его, хочет уйти, но Олег останавливает его, чтобы тот посмотрел на рыбок в аквариуме. Отходя от него, Олег задевает пузырёк с чернилами, стоящий на новом письменном столе, купленном Леной, и опрокидывает его. Чернила заливают стол. Олег в ужасе. Они с Геной тщетно пытаются вытереть лужу. Гена собирается взять вину на себя, но Олег не соглашается: должна же Лена понять, что он сделал это нечаянно. 

Лена привозит сервант. Она любуется вещью и рассказывает, что она из-за него вынесла. Олег пытается заговорить с ней, но она отмахивается, заводит разговор с Таней о Леониде, уговаривает её выйти за него замуж, так как он — блестящая партия. Олегу наконец удаётся всё рассказать. Перед этим он берёт с Лены слово, что та не будет его ругать. Но Лена взрывается и обзывает Олега, а узнав, что это произошло из-за рыб, хватает аквариум и швыряет его в окно. Олег, плача, срывает чехлы с мебели, хватает шашку своего покойного отца, начинает рубить вещи и убегает. Гена и Коля бросаются за ним. Лена, как безумная, мечется от вещи к вещи. Часть вещей выносят. Лене становится плохо. Клавдия Васильевна беспокоится, что Олег убежал из дома. 

Леонид и Таня остаются одни. Леонид использует момент, чтобы ещё раз напомнить Тане о своих чувствах. Таня его не слушает. Она вспоминает, как дружно и счастливо они жили когда-то. Теперь всё это изменилось, так как изменился Фёдор, которого все очень любили. Таня интересуется, как к Фёдору относятся на работе. По словам Леонида, Фёдор вырабатывает своё поведение в жизни. Таня поражена и разочарована. Фёдор пытается успокоить Лену. Та упрекает мужа, что ему на неё наплевать, что все её оскорбляют и ненавидят и что она больше здесь жить не желает ни одного дня. Фёдор пытается оправдать Лену перед матерью. Но она только сожалеет, что сын становится другим, мещанином. 

Приходят Олег и Геннадий, который прятал Олега в своей комнате, пока не улёгся скандал. Гену уводит отец — собираться домой. Входят Фёдор и Лена. Завязывается обмен репликами, Лена в ответ на неосторожное замечание начинает гнаться за Олегом и пытается побить его, Олег убегает на чердак. Фёдор разнимает их там. Когда Лена уходит, Олег говорит, что отдаст все деньги за мебель, когда вырастет и тоже начнёт писать стихи за деньги и замечает, что Фёдор плачет. Приходит Гена и дарит Олегу новый аквариум. Олег сначала радуется, но, поняв, что рыбы куплены на украденную Геннадием у отца сотню, отказывается от подарка. 

Лена просит Леонида пустить их с Фёдором до осени пожить у него. Леонид согласен. Фёдор не рад переезду. Гена просит у Фёдора взаймы сто рублей. Лена ему отказывает, но под уговорами мужа всё же даёт деньги. Гена приносит ей в залог аккордеон. Когда Гена и Таня остаются одни, тот дарит Тане духи и признаётся в любви. Таня удивлена красноречием Гены. Она зовёт его с отцом выпить чаю перед отъездом. Неожиданно Гена публично заявляет отцу, что украл у него деньги, и отдаёт ему сотню. Олег бежит в коридор и приносит аквариум, подаренный Геной, ставит его на место прежнего. 

За столом опять завязывается спор. Клавдия Васильевна уверена, что Лена за вещи продаёт лучшие человеческие качества, что жизнь слишком коротка, чтобы оставлять всё, к чему стремишься, только для того, чтобы обставить квартиру. Таня называет Лену «прорвой». Лена в шоке, она говорит, что они её никогда не поймут и что им лучше жить врозь. Клавдия Васильевна против Фединого переезда. Фёдор колеблется, но под давлением Лены и Леонида уступает им. Он отдаёт матери свою главную рукопись и просит сохранить её. Лапшин в гневе, что Гена признался о деньгах при всех, хочет его побить, но тот в первый раз не даётся ему. Таня зовёт Гену на будущий год в Москву, обещает написать. Леонид, Фёдор и Лена уезжают. 


Первый случай, когда я сам из подборки все фильмы уже видел в детстве и юности.


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded