cand_orel

Categories:

Позитив. Кино XХV - II

Продолжаем знакомится с нашими фильмами  1960-го года... Начало здесь:

1 «Ждите писем» — советский фильм 1960 года «Свердловской киностудии» режиссёра Юлия Карасика.

Юный москвич Костя, только что окончивший школу, по комсомольскому призыву отправляется на строительство нового города за Уралом и попадает в бригаду строителей трассы высоковольтной линии электропередач. Окружающие его строители оказываются отнюдь не героями комсомольцами-добровольцами, а самыми обыкновенными людьми — разные причины побудили их круто изменить свою жизнь и отправиться в глухую тайгу, за каждым их них — своё прошлое, иногда драматичное, иногда армейское, иногда тёмное. И не все они как Костя — за романтикой — приехали сюда. Вдали от городской суеты, в суровых условиях труда и неустроенного быта постепенно выстраиваются отношения между этими совершенно разными людьми, проявляется характер, кристаллизуются понятия «дружба» и «любовь», меняются судьбы. 


2 «Испытательный срок» — советский цветной художественный фильм 1960 года о работниках уголовного розыска 1920-х годов. По одноимённому рассказу Павла Нилина. 

1923 год. Зайцев и Егоров по путёвке комсомола направляются на работу в угрозыск. Новички — один застенчивый и нерешительный, другой уверенный и упорный — приняты на испытательный срок. 


3 «Кёр-оглы» (азерб. Koroğlu) — азербайджанский советский фильм 1960 года.

Сюжет заимствован из азербайджанской версии тюркского (огузского) народного эпоса Кёроглы, в котором происходит борьба с иноземными захватчиками и местными угнетателями. 


4 «Конец старой Берёзовки» — советский художественный фильм 1960 года. 

Борька — молодой проказник и непоседа. Его друг, бывший моряк Иван Дегтярёв, работает строителем. Решив помочь Борьке встать на ноги, Иван берёт его помощником. Вскоре в семье Борьки произошло событие, поменявшее их жизнь — сестра Борьки Лиза забеременела, а отец ребёнка не хочет его признать. Иван решил помочь соединить семью, но вскоре понял, что влюбился в Лизу. 


5 «Крепость на колёсах» — советский художественный чёрно-белый фильм, снятый режиссёром Олегом Ленциусом в 1960 году на киностудии имени Довженко. 

Фильм снят по реальным событиям. Один из легендарных эпизодов первых дней Великой Отечественной войны. В районе Канева, в августе 1941 года, прикрывая переправы через Днепр, героически сражается с оккупантами, неся большие потери, бронепоезд № 56 под командованием капитана П. К. Ищенко. Его задача — остановить продвижение фашистов и прорвать кольцо осады, создав спасительный коридор для советских солдат. После того, как вражеская бомбардировка вывела бронепоезд из строя, экипаж уничтожил матчасть и влился в состав обороняющихся стрелковых частей. 


6 «Кроткая» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1960 году режиссёром Александром Борисовым по одноимённому рассказу Ф. М. Достоевского. 

От безденежья девушка-бесприданница выходит замуж за ростовщика. Но впоследствии узнает о прошлом мужа: о том, при каких обстоятельствах он ушёл из полка. Кроткая пытается взбунтоваться против жизни с презираемым ею мужем. 


7 «Леон Гаррос ищет друга» — советско-французский художественный фильм 1960 года. Имеет два варианта названия: русское — «Леон Гаррос ищет друга», и французское — «Двадцать тысяч льё по земле» (фр. «Vingt mille lieues sur la terre»). 

Во время Второй мировой войны француз Леон Гаррос и Борис Ваганов совершают побег из фашистского концлагеря. Через 15 лет ставший журналистом Леон с приятелями приезжает в СССР, чтобы сделать репортаж и между делом найти Бориса. В Москве того не оказывается и ради встречи с другом Гарросу приходится объехать на автомобиле полстраны… Иностранцев в пути сопровождает переводчик Николай, который в свою очередь ищет сбежавшую невесту своего брата — Наташу. 


8 «Люблю тебя, жизнь!» — советский художественный полнометражный чёрно-белый фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1960 году режиссёром Михаилом Ершовым по оригинальному сценарию Михаила Берестинского. 

Ленинград конца 1950-х годов. Молодой инженер Тимофей Корнеев работает на кондитерской фабрике. Недавно вступивший в партию, он старается наладить культуру производства, облегчить работу на самых сложных участках. Его начинания находят поддержку у директора, хотя у них разный подход к решению проблем. 

Случайно Тимофей знакомится с Егоркой и его находящимся при смерти дедушкой. Вскоре он понимает, что в доме собираются свидетели Иеговы, и делает всё возможное, чтобы забрать мальчика. За Егором следит приехавший на место деда Терентий, но он не может помешать Корнееву забрать ребёнка. 

На этой же фабрике в цехе шоколадных конфет работает Груня, глубоко религиозная девушка, ходившая на собрания в доме Егора и попавшая под влияние иеговистов. В неё влюбляется Женя Сухоруков — фабричный снабженец, романтичный и надёжный товарищ Тимофея. Он пытается добиться взаимности Груни, с деликатностью и тактом старается показать ей другую жизнь. Груня преодолевает первоначальное недоверие к своему новому знакомому и бесповоротно уходит от заблуждений прошлого. 


9 «Мёртвые души» — советский фильм режиссёра Леонида Трауберга. По спектаклю «Мёртвые души» МХАТ, поставленному в 1932 году К. С. Станиславским и В. Г. Сахновским. Инсценировка М. А. Булгакова по одноимённой поэме Н. В. Гоголя. На Международном кинофестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло (1961) картине присуждён Приз критики. 

Экранизация известной поэмы Н. В. Гоголя. В уездной городок приезжает отставной чиновник Чичиков, задумавший экстравагантную финансовую аферу. Его странные действия по скупке «мёртвых душ» (виртуальных ревизских крепостных крестьян, числящихся за помещиками) вносят изрядное смущение в тихую жизнь русской провинции первой половины XIX века…


10 «Мичман Панин» — художественный фильм Михаила Швейцера. 

Фильм о революционной деятельности моряков Балтийского флота в годы, предшествующие первой мировой войне. Моряки крейсера «Елизавета» во главе с мичманом Паниным (прототип — Василий Лукич Панюшкин) спасают приговорённых к смертной казни революционеров и помогают им бежать за границу. 

В мае 1912 года в военной крепости Кронштадт судили тринадцать революционеров-подпольщиков. Суд приговорил всех обвиняемых в политических преступлениях к смертной казни через повешение. Руководители кронштадтского большевистского подполья приняли решение помочь своим товарищам избежать виселицы. Был составлен план, согласно которому спасти заключенных предстояло во время транспортировки их к месту казни. 

Одним из тех, кто участвовал в этой рискованной операции, стал юнкер Морского инженерного училища Василий Панин (Вячеслав Тихонов). В день, на который было назначено освобождение арестантов, Панин был произведен в мичманы и получил назначение на крейсер «Елизавета», отправлявшийся к французским берегам. 

Политзаключённых, вышедших после своего освобождения в море на рыбацкой шхуне, Панин и его товарищи-большевики тайно приняли на борт своего корабля, спрятав в одном из нерабочих котлов. Через несколько дней беглецы были обнаружены унтер-офицером Савичевым (Леонид Кмит), которого Панин, опасаясь разоблачения, столкнул за борт. 

По прибытии «Елизаветы» в Гавр освобождённые подпольщики вместе с отправившимися в увольнение матросами сошли на берег. Их уход прикрывал Панин, который был разводящим команды. Когда же вечером вернулось на тринадцать человек меньше, чем ушло, капитан крейсера Сергеев (Николай Сергеев), обо всём догадавшись, предложил мичману отстать от корабля и остаться во Франции. За границей Панин наладил связь с находившимися в эмиграции революционерами, которые, снабдив его деньгами и документами, помогли вернуться в Россию. 

Получив личное письмо от Ленина, сожалеющего о том, что адресат покинул флот, Панин решает добраться до Кронштадта и продолжить службу на «Елизавете». 


11 «Операция „Кобра“» — советский односерийный художественный фильм, снятый в 1960 году режиссёром Дмитрием Васильевым.

Этот фильм рассказывает о советских пограничниках, которые рассекретили операцию под названием «Кобра», организованную иностранной разведкой. Цель этой операции — ежедневное фотографирование военного объекта… 


12 «Осторожно, бабушка!» — советский полнометражный цветной художественный фильм-комедия, поставленный на Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1960 году режиссёром Надеждой Кошеверовой. 

Молодая директриса Леночка отвечает за строительство нового Дома культуры. У неопытного руководителя всё валится из рук и выходит из-под контроля. Но у неё, к счастью, есть бабушка, которая собирает «старую гвардию» и выручает внучку из беды. 


13 «Парни музкоманды» — художественный фильм по повести Микаела Шатиряна «Музыкантская команда», снятый Генрихом Маляном на киностудии Арменфильм в 1960 году.

Накануне установления советской власти в Армении большевик Цолак Дарбинян ведёт революционную работу в музкоманде дашнакской армии и вместе с музыкантами встречает приход Красной армии в Ереван. 


14 «Первое свидание» — советский художественный фильм 1960 года. 

Находясь во время отпуска в молодёжном лагере и увидев красивую девушку, Алексей похвастался перед товарищем, что у него — первое свидание и что он на ней женится. Потом Алексей познакомился с той самой девушкой, которую звали Валей. Вскоре Алёша и Валя действительно поженились, при этом однако плохо зная друг друга. Хотя Валя была на редкость милой и доброй девушкой, между ними начались недоразумения и ссоры, которые привели их к разрыву. Вскоре умерла Валина сослуживица Тоня, у которой остались двое маленьких детей. Валя приняла на себя заботу о них. И лишь заботы об этих детях помогают ей забыть свои личные невзгоды, а Алёше — по-настоящему узнать и понять свою жену. 


15 «Пиковая дама» — советский полнометражный цветной художественный фильм-опера, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1960 году режиссёром Романом Тихомировым по одноимённой опере Петра Ильича Чайковского. 

Опера основана на одноимённой повести А. С. Пушкина. В центре повествования — молодой инженер Герман, скрытный, волевой и страстный человек. Честолюбивый Герман одержим идеей разбогатеть. Для него существует только работа. Он редко посещает дворянские собрания, не позволяет себе пить вино и тем более играть в карты. 

Его знакомые — офицер Томский — весельчак, картёжник, мот; богатый игрок Чекалинский, князь Елецкий. Последний помолвлен с Лизой, молодой дворянкой, и ждёт свадьбы. Прогуливаясь в Летнем саду, Герман признаётся Томскому, что увидел прекрасную девушку и влюбился в неё, но не смеет открыть своих чувств. 

На одном из балов Герман сидит в одиночестве за столиком. Неподалёку балагурят его приятели. Появляется Графиня — старая дама отталкивающей внешности, бабушка Лизы. Герман, Лиза, Графиня и другие охвачены безотчётной тревогой. Между тем Томский рассказывает легенду о былых похождениях графини в Версале: будто бы она, оказавшись в трудном положении, узнала от графа Сен-Жермена тайну трех карт, дающих удачу. По легенде, графине суждено погибнуть от руки того, кто, «пылко, страстно любя», придёт выведать у неё тайну. 

Наступает гроза. Герман, узнав, что «безымянная красавица» и есть Лиза, невеста Елецкого, клянётся отнять девушку. 

Вечер. У Лизы собрались подруги, среди которых Полина. Аккомпанируя себе, она поёт романс, который звучит как предвестие трагедии. Но веселья ничто больше не омрачает. Правда, в нём не принимает участие Лиза, которая стоит у балкона. Когда подруги расходятся, Полина шутливо обещает пожаловаться князю на её грусть. 

Оставшись одна, охваченная мыслями о незнакомце девушка обращается к ночи, поверяя ей «тайну души своей». Когда откровение достигает кульминации, Лиза неожиданно видит его самого и отступает в ужасе. Но Герман умоляет её не уходить, грозя убить себя «один иль при других», он достаёт пистолет. Лиза постепенно теплеет, вняв его мольбам. 

Но тут совершенно внезапно появляется графиня, обеспокоенная шумом. Она требует отворить дверь, а Герман едва успевает укрыться. Графиня отчитывает девушку за то, что она не спит, спрашивает, почему не закрыт балкон. 

Едва графиня покидает спальню, Герман выходит из своего укрытия. Девушкой вновь овладевает нерешимость, но Герман её преодолевает, и в конце концов объятая чувством Лиза отвечает ему взаимностью. 

На балу Герман получает от Лизы ключи от покоев её бабушки. Томский и приятели, дразня Германа, напевают ему мотив «Три карты, три карты, три карты». Герман в отчаянии покидает бал. 

Он ждёт в тёмной спальне графини, спрятавшись за занавеску. Вот наконец они приезжают с бала, усталые, старуха (меццо-сопрано или контральто) почти спит. Служанки её раздевают, она их прогоняет. Но сон не идёт к ней, она смотрит на свой портрет, запечатлевший её в далёкой юности, и начинает вспоминать, как она танцевала и пела в Париже, составляя конкуренцию самой мадам Помпадур. Напевая французскую песенку, она засыпает, но тут перед ней предстаёт Герман, умоляя на коленях открыть тайну трёх карт, ведь он так пылко и страстно любит Лизу. Но старуха впала в ступор от ужаса, молчит, безумно на него уставясь. Герман в отчаянии понимает, что он от старухи ничего не дождётся. Выхватывает пистолет, наводит на неё, кричит, угрожает, но, как выясняется, старуха моментально скончалась от инфаркта. 

Герман практически в помешательстве. Старуха умерла, он теперь не узнает заветные три карты. Он уходит. 

Следующая сцена застаёт Германа в его доме. Он читает письмо Лизы, где она предлагает ему вечером окончательно выяснить отношения на Зимней канавке. Он уже безумен, вспоминает похороны старухи, как пробрался в церковь и неотрывно смотрел на её мёртвое лицо. Страшный удар грома заставляет его забраться под ломберный столик. К нему является призрак (в фильме это не показано) и произносит замогильным голосом: я пришла к тебе против своей воли. Вот три карты, которые составят твоё богатство: тройка, семёрка, туз. Герман в помешательстве повторяет эти слова: «Тройка, семёрка, туз». 

Трагедия близится к развязке. Лиза, волнуясь, ждёт Германа. Уж полночь близится, а Германа всё нет… И вот он является с ударами курантов, растрёпанный, в парадном мундире, с безумными сверкающими глазами. Как бы не замечая её, он твердит, что вот теперь будет удача, что надо скорей бежать в игорный дом! Там, там груды золота лежат, и мне, мне одному принадлежат! Лиза в ужасе отшатывается от него, он кричит: кто ты? Тебя не знаю я! И убегает. 

Лиза понимает, что это убийца её бабушки и что единственное, что он хотел, так это сорвать огромный куш. Погиб он, а вместе с ним и я — и с этими словами она спускается к воде. Заключительный кадр — белый газовый шарфик Лизы на чёрной воде канала. 

В дворянском собрании кипит веселье, Томский под хохот распевает фривольные песенки. Врывается Герман, сильно удивляя всех гостей. Он желает играть, и это всех озадачивает — Чекалинский неуверенно пытается пошутить, поздравляя его с разрешеньем столь долгого поста. Выясняется, что Герман принёс все свои сбережения и ставит их на карту. Это очень крупные деньги, и только Елецкий, кипя ненавистью к сопернику, принимает вызов. Чекалинский раскладывает карты. Герман поёт знаменитое ариозо: что наша жизнь? Игра! И выигрывает на тройку. Но Елецкий идёт углом, угрожая в следующем кону отыграть всё назад. Герман выигрывает на семёрку. Елецкий просит друга быть секундантом — если Герман выиграет и в третий раз, он будет драться с ним на дуэли. Герман хватает карту, торжествуя — он думает, что это выигрышный туз. Но это пиковая дама! Графиня сыграла с ним злую шутку, он проиграл абсолютно всё. 

Тут словно бы он видит перед собой зловредную старуху и кричит, что ей ещё надо? Жизнь его? Хватает пистолет и стреляет себе в грудь. 

Перед смертью его сознание проясняется, он видит перед собой загубленную Лизу, просит у неё прощения. Падает, судорожно вцепившись в бархатную скатерть, за ним летит огромное блюдо с золотом и ассигнациями. 

Душевные терзания Германа, могучие страсти, обуревающие его, блистательно переданы в фильме мастерской игрой Олега Стриженова и пением Зураба Анджапаридзе. Анджапаридзе был одним из величайших исполнителей роли Германа в Большом театре СССР. 


16 «Повесть пламенных лет» — первый советский игровой широкоформатный фильм, снятый в 1960 году Юлией Солнцевой. В мае 1961 года фильм награждён призом за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. 

1941 год. Началась Великая Отечественная война, и колхозник с Приднепровья Иван Орлюк стал солдатом. Он был участником первых боев на Днепре и дошёл до Берлина. А вернувшись домой, принял первый сев на освобождённой земле. 


17 «Пойманный монах» — советский музыкальный телефильм по комедии Генри Филдинга, снятый в 1960 году режиссёром Григорием Никулиным. 

Католический священник отец Мартин манипулирует отцом девушки, Жюрденом, чтобы соблазнить его дочь — Изабель, которую сватает молодой Ларун. Жюрдена пытаются использовать в своих целях и другие персонажи. Но Изабелла достаточно умна, чтобы понять, что происходит, и заманивает преследующего её отца Мартина в ловушку: развратник будет разоблачён и наказан за свою похоть. 


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded