cand_orel

Позитив. 1989. Лауреаты. Гордость

1989 (тысяча девятьсот восемьдесят девятый) год по григорианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в воскресенье. Это 1989 год нашей эры, 989 год 2-го тысячелетия, 89 год XX века, 9 год 9-го десятилетия XX века, 10 год 1980-х годов. Этот год стал историческим рубежом в связи с волной революций, разрушивших блок Варшавского договора, начавшейся в Польше. Эти события известны под общим названием «Революций 1989 года», обозначивших закат СССР и первенство США в мире после окончания холодной войны. В США объявлен «годом юного читателя». 

А что же наши лауреаты — нашим юным читателям?


Ахмадулина Белла Ахатовна — за стихотворный сборник «Сад» (1987)

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина; 10 апреля 1937, Москва, РСФСР, СССР — 29 ноября 2010, Переделкино, Ленинский район, Московская область, Россия) — русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза писателей СССР, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации. 

По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.


Искандер, Фазиль Абдулович — за роман «Сандро из Чегема» (1973—1988)

Фазиль Абдулович Искандер (абх. Фазиль Абдул-иҧа Искандер; 6 марта 1929, Сухум, Социалистическая Советская Республика Абхазия, ЗСФСР, СССР — 31 июля 2016, Переделкино, Москва, Российская Федерация) — советский, абхазский и русский прозаик, журналист, поэт и сценарист, общественный деятель. 

«Сандро из Чегема» — роман в рассказах Фазиля Искандера, который сам автор отнёс к жанру плутовского романа. Центральное произведение в творчестве писателя. Впервые одна из новелл цикла была опубликована в 1966 году. Первое журнальное издание в СССР, сильно купированное цензурой, вышло в свет в 1973 году, после чего Фазиль Искандер продолжил работу над циклом. Роман переведён на многие иностранные языки.

В первой главе «от автора» писатель вспоминает о том, что идея книги, «воспевающей поэзию народной жизни», родилась у него ещё в детстве. Из Чегема родом была мать Искандера, и в детстве он провёл там много времени. Работа над произведением продолжалась много лет, дополняясь автобиографическими мотивами, новыми образами и подробностями, подсказанными самой жизнью. 

Исследователи творчества Искандера не относили его к литературным диссидентам, таким как Александр Солженицын, однако судьба центрального произведения в творчестве писателя была трудной. В 1966 году после серии рассказов и стихотворных произведений Фазиль Искандер переходит к более крупной литературной форме — выходит его повесть «Созвездие Козлотура». В этом же году на страницах газеты «Неделя» (литературное приложение к «Известиям») появилась одноимённая новелла «Сандро из Чегема». После этого почти ежегодно в различных советских изданиях выходили отдельные новеллы будущего романа. Первая публикация его как самостоятельного произведения увидела свет в 1973 г. («Новый мир», № 8-11) и составила не более трети от написанного к тому времени материала, будучи сильно обрезана цензурой. 

Издательство «Ардис» осуществило публикацию полного текста «Сандро из Чегема» в 1979 и 1981 годах в США (перевод Сьюзан Браунсбергер). С началом перестройки начали выходить ранее не печатавшиеся в полном объёме новеллы из романа («О, Марат!», 1988). Полное издание на русском языке в трёх томах увидело свет в 1989 г.

 «Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости»


Можаев, Борис Андреевич — за роман «Мужики и бабы» (1976—1987)

Борис Андреевич Можаев (1 июня 1923, село Пителино, Елатомский уезд, Рязанская губерния — 2 марта 1996, Москва) — советский и российский писатель. Героями своих образно и увлекательно написанных книг Можаев делает своих современников — охотников, сплавщиков леса, колхозников, агрономов, художников, милиционеров и людей многих других профессий. Можаев предпочитает писать о сильных характерах, подчиняя в человеческом и политическом плане своё творчество отрицанию недемократических форм правления и призыву к жизни по совести.

Одни безумствуют, сеют ненависть, другие мечутся, страдают, прячутся. И все несчастливы: одни страдают от ненасытности в злобе своей и мстительности, другие от страха и неизвестности дрожат. И выход из этой кутерьмы только один — в спокойствии и любви.


Тарковский, Арсений Александрович (посмертно) — за книгу стихов «От юности до старости» (1987)

Арсений Александрович Тарковский (25 июня 1907, Елисаветград, Херсонская губерния — 27 мая 1989, Москва) — русский поэт и переводчик с восточных языков. Сторонник классического стиля в русской поэзии.

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло.
Только этого мало.


Прошкин, Александр Анатольевич, режиссёр; Дубровский, Эдгар Борисович, автор сценария; Брожовский, Борис Львович, оператор; Филиппов, Валерий Николаевич, художник; Приёмыхов, Валерий Михайлович, исполнитель роли Сергея Басаргина; Папанов, Анатолий Дмитриевич (посмертно), исполнитель роли Николая Павловича Старобогатова, — за художественный фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987) производства киностудии «Мосфильм»

Действие фильма происходит летом 1953 года, вскоре после ареста Л. П. Берия. 27 марта 1953 года, через три недели после смерти И. В. Сталина, Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «Об амнистии». Из лагерей освобождают десятки тысяч уголовников. В стране резко вырастает уровень преступности. 

В глухой деревне на Русском Севере влачат существование двое политических ссыльных: Копалыч (бывший главный инженер Николай Павлович Старобогатов, «английский шпион») и Лузга (капитан полковой разведки Сергей Басаргин, осуждённый за то, что попал в окружение и плен). Из города возвращается милиционер Манков, принимавший участие в облаве на уголовников. Шестерым бандитам удалось уйти. Они проникают в факторию и захватывают управляющего Ивана Зотова. Бандиты опасаются штурмовать дом Манкова, вооружённого автоматом ППШ, и решают его выманить. Зотов просит пришедшую за керосином старуху передать Манкову, чтобы тот зашёл, тайком пишет на бумажке просьбу о помощи и закрывает ею бутылку с керосином. Однако старуха по пути выбрасывает записку. 

Манков идёт к фактории; у уголовника Шурупа не выдерживают нервы, и он стреляет в милиционера. Истекающий кровью Манков бежит к своему дому, но на самом его пороге падает, сражённый пулей старика-чалдона Михалыча. Уголовники захватывают деревню и пристань и запирают всех жителей на складе фактории. 

Лидия выпускает свою дочь Шуру из убежища, та убегает в тайгу, но обезумевший от похоти Витёк догоняет её и пытается изнасиловать. Верно оценив ситуацию, Лузга выслеживает и закалывает Витька и завладевает его пистолетом. Глава шайки Барон посылает Муху и Михалыча в лес на поиски. Лузга подбирается к Михалычу, ведущему беседу со Старобогатовым, однако хитрый таежник, прячась за Копалычем, подпускает Лузгу поближе и внезапно стреляет в него. Раненый Лузга, притворившись убитым, пристреливает Михалыча, а затем и подоспевшего Муху. 

Оставшиеся трое бандитов выходят из деревни. Лузга устраивает засаду. Он приказывает Копалычу выстрелом из укрытия отвлечь внимание бандитов, но категорически запрещает ему высовываться. Пуля Копалыча скашивает Барона, но Крюк прошивает очередью вставшего в полный рост Копалыча. Лузга убивает Крюка и расстреливает уплывающего на лодке Шурупа. 

Вечером, когда жители приносят на ледник тела убитых, обнаруживается, что один из бандитов остался жив. Слышатся душераздирающие крики Лиды: оставшийся в живых Барон задушил Шуру. Безоружный Лузга настигает и топит бандита в озере. 

Прошло два года. Сергей Басаргин находит в Москве семью Старобогатова, сообщает семье о его гибели и месте захоронения и передаёт вдове его очки. Сын объясняет, почему семья отреклась от отца. 

Сергей идёт по многолюдной, украшенной в честь праздника 7 ноября Москве. Знаменитая финальная сцена: на Покровском бульваре Сергей встречает безымянного пожилого прохожего с таким же чемоданом. Они останавливаются посреди бульвара и закуривают. Сергей идёт дальше и удаляется по осеннему бульвару. 

Заключительный эпизод: повтор сцены с героем Папанова и голосом Папанова. Голос Валерия Приёмыхова за кадром сообщает, что это последний кадр и последняя роль актёра. 


Стреляный, Анатолий Иванович, автор сценария; Голдовская, Марина Евсеевна, режиссёр и оператор, — за телевизионный художественно-публицистический фильм «Архангельский мужик» производства ТО «Экран» Гостелерадио СССР


Вайткус, Йонас, режиссёр, — за спектакль «Голгофа», поставленный на сцене Каунасского ГДТ

Йонас Вейткус  (лит. Jonas Vaitkus; род. 20 мая 1944 года) — советский, литовский режиссёр театра и кино, также актёр и театральный педагог; лауреат Государственной премии Литовской ССР (1987), Государственной премии СССР (1989), Национальной премии Литвы по культуре и искусству (2003). 


Габриадзе, Реваз Леванович, режиссёр, — за спектакль «Осень нашей весны» (1985), поставленном на сцене Тбилисского ГТМ

Реваз (Резо) Леванович Габриадзе (груз. რევაზ (რეზო) ლევანის ძე გაბრიაძე; род. 29 июня 1936, Кутаиси) — советский и грузинский сценарист, драматург, режиссёр, художник, скульптор, основатель Тбилисского театра марионеток.


Спиваков, Владимир Теодорович, дирижёр и художественный руководитель ГКО «Виртуозы Москвы», — за концертные программы (1986—1988)

Владимир Теодорович Спиваков (род. 12 сентября 1944, Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) — советский, российский дирижёр, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1990). Народный артист Украины (1999). «Артист мира ЮНЕСКО» (2006). Лауреат премии Ленинского комсомола (1982), Государственной премии СССР (1989) и РФ (2012). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Президент Московского международного Дома музыки. 


Федосеев, Владимир Иванович, главный дирижёр и художественный руководитель БСО Гостелерадио СССР, — за концертные программы (1986—1988)

Владимир Иванович Федосеев (род. 5 августа 1932, Ленинград, СССР) — советский и российский дирижёр, баянист, педагог. Народный артист СССР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1970). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского с 1974 года. 


Греков Александр Петрович, художник; Грекова, Валентина Борисовна, искусствовед, — за восстановление фресок XIV века в памятнике новгородской архитектуры и книгу А. П. Грекова «Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве» (1987)

Александр Петрович Греков (1909 — 19 апреля 2000) — реставратор, художник, иконописец. Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1989 года, заслуженный деятель искусств Российской Федерации с 1993 года, почётный гражданин Новгорода с 1992 года. 

Валентина Борисовна Грекова (6 мая 1931, Самара — 2 апреля 2019) — советский и российский художник-реставратор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993). 


Обросов, Игорь Павлович — за живописный триптих «Посвящение отцу» (1986—1988)

Игорь Павлович Обросов (23 мая 1930 года, Москва — 5 августа 2010 года, там же) — советский и российский художник-живописец, педагог. Действительный член Российской академии художеств (1997). Народный художник РСФСР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии Российской Федерации (2000).


Пологова, Аделаида Германовна — за скульптурные композиции из цикла «Материнство»: «Успевайте петь колыбельные песни» (1983), «Иди и след мой сохрани» (1987)

Аделаида (Алла) Германовна Пологова (1923—2008) — русский и советский скульптор. Лауреат государственной премии СССР (1989), президентской премии в области литературы и искусства (1999), действительный член Российской академии художеств (2001). 


Жлобо, Николай Фёдорович, Юртин, Борис Олегович, Шильниковская, Василиса Павловна, Жлобо, Людмила Александровна, Геращенко, Дмитрий Васильевич, Белякова, Людмила Владимировна, архитекторы; Самончик, Александр Георгиевич, инженер, — за архитектурно-ландшафтные комплексы восточных районов Минска


Кондратский, Леонид Степанович, Собчук, Николай Яковлевич, Сорокин, Роман Иванович, Ренькас, Александр Станиславович, Фурсенко, Сергей Михайлович, Харьков, Анатолий Васильевич, архитекторы; Кравченко, Владимир Иванович, председатель колхоза «Коммунист», — за архитектуру центральной части села Матусов Шполянского района Черкасской области УССР


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded