cand_orel

Позитив. 1988. Лауреаты. Супер!

1988 (тысяча девятьсот восемьдесят восьмой) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в пятницу. Это 1988 год нашей эры, 988 год 2-го тысячелетия, 88 год XX века, 8 год 9-го десятилетия XX века, 9 год 1980-х годов. В США объявлен «годом читателя». Год тысячелетия Крещения Руси.

Есть ли соответствующие заслуги датам этого года?


Вангели, Спиридон Степанович — за книгу «Гугуцэ и его друзья». (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Спиридон Степанович Вангели (рум. Spiridon Vangheli; род. 14 июня 1932, село Гринэуць, Бельцкий уезд, Бессарабия) — молдавский детский писатель и переводчик. 

Годы работы в школе совпали с первыми литературными опытами. Произведения молодого писателя часто и охотно печатали в периодических изданиях. В 1955 году рассказы Вангелия вошли в состав сборника «Молодые голоса». Первая книга — «В стране бабочек» — увидела свет в 1962 году. В 1966 году была напечатана сказка «Приключения Гугуцэ», которая принесла писателю заслуженную славу. В 1970 году она была отмечена Второй Всесоюзной премией по детской литературе. С молдавского языка на русский произведения Вангели переводили Яков Аким, Валентин Берестов, Юрий Коваль, Валерий Медведев. Позже книги Вангели были изданы на немецком, английском, японском, болгарском, армянском языках. Спиридон Вангели перевёл на молдавский язык произведения С. Маршака, Б. Заходера, В. Берестова, А. Линдгрен, Ю. Тувима, Н. Гильена.


Герман, Алексей Георгиевич, режиссёр; Володарский, Эдуард Яковлевич, автор сценария; Юркевич, Валерий Николаевич, художник; Силаев, Тигран Григорьевич (посмертно), звукооператор; Заманский, Владимир Петрович, исполнитель роли Александра Лазарева, — за художественный фильм «Проверка на дорогах» (1971) производства киностудии «Ленфильм»

«Проверка на дорогах» — советский военный фильм 1971 года, самостоятельный режиссёрский дебют Алексея Германа. Сценарий Эдуарда Володарского основан на повести Юрия Германа (отца режиссёра) «Операция „С Новым годом!“» о коллаборационисте, который присоединился к советским партизанам с целью искупить свою вину за переход на сторону противника. Снятый в 1970 году фильм «Операция „С Новым годом!“» отправился «на полку», так как чиновники Госкино посчитали фильм дегероизирующим народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны. Картина вышла на большой экран только в 1985 году под названием «Проверка на дорогах». Создатели фильма были отмечены призами разных кинофестивалей, а также Государственной премией СССР. 

События фильма происходят в декабре 1942 года в оккупированной фашистами Псковской области. В тылу немецких войск действует партизанский отряд под командованием бывшего сельского участкового милиционера Ивана Локоткова. В плен бойцу отряда сдаётся бывший военнопленный Александр Лазарев, добровольно перешедший на службу к немцам. Он готов кровью искупить измену Родине, если ему поверят. 

Отряд в тяжёлом положении — бойцам нечего есть. Командование отряда решается на рискованную операцию по захвату эшелона с продовольствием на железнодорожной станции, контролируемой нацистами. Помочь может только Лазарев, которого охрана станции знает в лицо. Локотков верит Лазареву, хотя предупреждает: « И погибнуть, Лазарев, нельзя, и без вести пропасть тоже нельзя. Тебе эшелон пригнать надо. И чтобы люди подтвердить могли. » 

Политрук отряда — майор Петушков — считает, что при любых обстоятельствах единожды оступившемуся доверия нет. Операция становится последней проверкой человека, который готов пойти на всё ради того, чтобы сохранить свою честь. 

Группа переодетых в немцев партизан проникает на станцию. Лазарев видит на пулемётной вышке своего знакомого и поднимается к нему. Один из полицаев узнаёт партизанку, и та открывает огонь, поднимается тревога. Партизаны уводят поезд, Лазарев закалывает пулемётчика и открывает огонь из пулемёта, отсекая немцев от путей. Эшелон угнан, но немцы, подогнав броневик, прошивают Лазарева пулемётной очередью. 


Гинзбург, Лидия Яковлевна, литературовед, — за книги «О литературном герое» (1979), «Литература в поисках реальности» (1987)

Лидия Яковлевна Гинзбург (18 марта 1902, Одесса — 17 июля 1990, Ленинград) — советский литературовед, писатель, мемуарист, доктор филологических наук (1957). 

Пережила блокаду Ленинграда, потеряла мать (1942), умершую от дистрофии. Работала штатным редактором городского радиокомитета. Доцент кафедры литературы Карело-Финского университета (1947—1950). 

В 1957 году вышла монография «„Былое и думы“ Герцена», которая легла в основу докторской диссертации учёного. Значительным вкладом в теоретическое литературоведение стали книги Л. Я. Гинзбург «О лирике» (1964) и «О психологической прозе» (1971). 

Лично знала Ахматову, Маяковского, Шкловского, Эйхенбаума, Тынянова, Н. Я. Мандельштам и оставила воспоминания о них. Автор многих работ о Бенедиктове, Вяземском, Веневитинове и др. 

Известность за пределами круга литературоведов пришла к 82-летней Гинзбург после публикации журналом «Нева» первой части «Записок блокадного человека» (1984). Вторая и третья части «Записок» увидели свет в сборниках прозы Гинзбург «Литература в поисках реальности» (1987) и «Человек за письменным столом» (1989). «Записки блокадного человека» переведены на английский, французский, испанский, немецкий, нидерландский, шведский языки. 


Дудинцев, Владимир Дмитриевич — за роман «Белые одежды» (1987)

Владимир Дмитриевич Дудинцев (настоящее имя Владимир Семёнович Байков; 29 июля 1918, Купянск, Харьковская область — 22 июля 1998, Москва) — русский советский писатель. 

После окончания войны вернулся в Москву и работал корреспондентом в газете «Комсомольская правда» (1946—1951). 

В 1956 году в журнале «Новый мир» опубликовал роман «Не хлебом единым» (по мотивам романа в 2005 году снят фильм С. Говорухина), вызвавший большой резонанс и дискуссии. Это роман об изобретателе, который во времена Сталина ведёт тщетную борьбу с засильем чиновничества и заурядной бюрократией, пока с ним самим не расправляются, прибегнув к клевете. «Этот роман выделяется не художественными достоинствами, а открытым изображением разрыва, существовавшего в СССР между изолированным правящим слоем и народом» (Вольфганг Казак). 

Роман стал одним из основных литературных событий «оттепели» и вехой в процессе десталинизации. После восстания в Венгрии 1956 года роман начали изымать из обращения. 

Дудинцев считается трагической фигурой послевоенной советской литературы: «Это случай, когда человек осуществил явный прорыв, и за этот прорыв поплатился, потому что его не печатали потом» (Дм. Быков). Лишь в 1987 году вышел роман «Белые одежды» (экранизирован в 1992 году), написанный за 20 лет до этого и посвящённый периоду борьбы с лысенковщиной в биологии и вокруг неё. 

Идея равенства позволяет бесплодному негодяю с криком забираться на шею трудолюбивому и увлеченному работяге и брать себе лучшее из того, что тот создает.


Котёночкин, Вячеслав Михайлович, режиссёр; Курляндский, Александр Ефимович, автор сценариев; Русаков, Светозар Кузьмич, художник, — за сериал мультипликационных фильмов «Ну, погоди!» производства студии «Союзмультфильм». (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

«Ну, погоди!» — культовый советский и российский мультсериал. Пилотный выпуск мультсериала был снят в 1969 году режиссёром Геннадием Сокольским, в том же году вышел первый выпуск основного мультсериала. В основе сюжета лежит постоянно оканчивающаяся неудачей погоня Волка за Зайцем в надежде его съесть. В итоге Заяц всегда оказывается невредим, а Волк говорит или кричит ему: «Ну, Заяц, погоди!». 


Микивер, Микк Арнольдович, режиссёр, — за спектакль «Цвета облаков» в Таллинском ГАДТ имени В. Э. Кингисеппа

Микк Арнольдович Микивер (эст. Mikk Mikiver; 1937—2006) — советский, эстонский актёр, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1990). Ставил спектакли в Финляндии, Венгрии, России, Латвии и Литве. Снимался в кино, в т.ч. в Норвегии, Швеции, Финляндии, Англии, Армении, Литве и России, был телевизионным актёром. Поставил несколько фильмов. Преподавал на кафедре театрального искусства Таллинской консерватории (ныне драматическая школа при Эстонской академии музыки и театра). 

Избранная фильмография: Бриллианты для диктатуры пролетариата, Цену смерти спроси у мёртвых , Отель «У погибшего альпиниста» , ТАСС уполномочен заявить… , Битва за Москву , Заклятие долины змей и др.


Очиаури, Георгий Алексеевич, скульптор, Алекси-Месхишвили, Владимир Шалвович (посмертно), Литанишвили, Отар Антонович, Нахуцришвили, Киазо Соломонович, архитекторы, — за мемориальный комплекс в парке Победы Тбилиси


Подниекс, Юрис Борисович, автор сценария и режиссёр; Клецкин, Абрам Язепович и Марголин, Евгений Израилевич, авторы сценария; Залцманис, Калвис Петрович, оператор, — за документальный фильм «Легко ли быть молодым?» (1987) производства Рижской киностудии

«Легко ли быть молодым?» (латыш. «Vai viegli būt jaunam?») — латвийский советский документальный фильм 1986 года режиссёра Юриса Подниекса. Фильм рассказывает о проблемах советской молодёжи времён начала «Перестройки». Премьера фильма состоялась 17 января 1987 года в Москве, а 26 января в Риге. Фильм вызвал резонанс в обществе. Был закуплен телекомпаниями десятков стран мира, имеет отечественные и зарубежные награды. 

Фильм рассказывает о проблемах молодых людей середины 1980-х годов, об их конфликтах с родителями и обществом, о поиске себя и смысла жизни, о их желаниях и мечтах. Фильм начинается со съёмок рок-концерта и перемежается кадрами суда над подростками, разгромившими несколько вагонов по возвращении домой с этого концерта. Затем юноша, несущий почётную вахту у памятника латышским стрелкам, рассуждает об отсутствии сейчас идей, ради которых нужно жить и бороться, о «закостенелости» общества. Молодой панк озвучивает предположение, что их — панков и металлистов, порождает само же общество своей двуличностью. Молодые люди уходят в эти движения, чтобы уйти от обыденности и играть в «свой театр». На экране мелькают молодой работник морга; девушка, решившая покончить с собой; парень-кришнаит. Человек с длинными волосами рассказывает, за что его задержали. Поднимаются темы наркомании и токсикомании, которые стали актуальны во время антиалкогольной кампании. Молодая мама обеспокоена будущим своей дочери после аварии на Чернобыльской АЭС, а воины-афганцы чувствуют себя чужими дома и в свои 20 лет сильно «постаревшими». Фильм заканчивается символическими кадрами — людьми, стоящими в «синем море надежды» — любительского фильма молодого латышского режиссёра.


Покровский, Дмитрий Викторович, художественный руководитель МАНМ, — за концертные программы «Русская протяжная песня», «Композиторы и фольклористы»

Дмитрий Викторович Покровский (3 мая 1944, Москва — 29 июня 1996, там же) — советский музыкант, композитор, артист, педагог, исследователь и исполнитель русского фольклора, лауреат Государственной премии СССР (1988), председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО. 


Приставкин, Анатолий Игнатьевич — за повесть «Ночевала тучка золотая» (1987)

Анатолий Игнатьевич Приставкин (17 октября 1931, Люберцы, Московская область — 11 июля 2008, Москва) — советский и российский писатель, общественный деятель. 

Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченцев и ингушей в 1944 г. В своём произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков. В мае 1990 года на экраны вышел одноимённый фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая» (Киностудия им. Горького, 1989 год, режиссёр Суламбек Мамилов). 


Самойлов (Кауфман) Давид Самойлович — за книгу стихов «Голоса за холмами» (1985)

Давид Самойлов (настоящее имя — Давид Самуилович Кауфман; 1 июня 1920, Москва — 23 февраля 1990, Таллин) — советский поэт и переводчик. Один из крупнейших представителей поколения поэтов, ушедших со студенческой скамьи на фронт. 

В лирико-философских сборниках Самойлова много сюжетных стихов о военных годах, современном поколении, назначении искусства, а также на исторические темы. Через них красной нитью проходит пушкинская тема. Самойлов сочетает традиционность формы и содержания с непринуждённостью игрового начала, осваивает разговорные интонации, экспериментирует с разнообразными метрами, демонстрирует бесконечную гибкость рифмы. Он отвергает любые культурные мифологии, попытки классифицировать «ртутно-неустойчивую природу творчества» и вписать художника в заданные рамки. В широко известных стихотворениях «Дом-музей» и «Болдинская осень» звучит мысль о том, что подлинная культура синонимична (внутренней) свободе. Десятки стихов Самойлова стали песнями, исполняемыми в том числе бардами. Он автор стихотворения «Песенка гусара» («Когда мы были на войне…»), положенного на музыку Виктором Столяровым в начале 1980-х годов. «Гусарская песенка» Самойлова-Столярова стала в начале XXI века популярной среди казаков Кубани. Стихотворение «Ты моей никогда не будешь» (авторское название — «Баллада») в конце 1980-х годов получило широкую известность благодаря песне Дмитрия Маликова, исполненной по его мотивам. Среди других песен на стихи Самойлова — «Память», написанная М. Таривердиевым для И. Кобзона, и романс «За городом», исполняемый С. и Т. Никитиными. 


Туманишвили, Михаил Иванович, режиссёр, — за спектакль «Наш городок» Т. Н. Уайлдера в Театре киноактёра при киностудии «Грузия-фильм»

Михаил Иванович Туманишвили (груз. მიხეილ ივანეს ძეთუმანიშვილი; 1921—1996) — грузинский, советский театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1981). 

С 1975 года — главный режиссёр театральной мастерской при киностудии «Грузия-фильм», а с 1978 — первый художественный руководитель созданного Тбилисского Театра киноактёра при киностудии, членами труппы которого стали выпускники его экспериментального курса. 


Чегодаев, Андрей Дмитриевич, доктор искусствоведения, — за книгу «Эдуард Мане» (1985)

Андрей Дмитриевич Чегодев (25 февраля 1905, Саратов — 8 апреля 1994, Москва) — советский и российский историк искусства, художественный критик, музейный работник, педагог, доктор искусствоведения. Специалист в области русского и западного искусства Нового времени, коллекционер. 


Шевченко, Владимир Никитович (посмертно), автор сценария и режиссёр; Крипченко, Виктор Иванович и Таранченко, Владимир Васильевич, операторы, — за документально-публицистический фильм «Чернобыль. Хроника трудных недель» (1987) производства Украинской СХДФ

Много фильмов созданы уже через годы после взрыва четвертого блока Чернобыльской АЭС. Но лишь немногие люди были свидетелями самой трагедии.

Лишь две киногруппы прорвались через чиновничьи препятствия, одной из них была команда режиссера «Укркинохроники» Владимира Шевченко. 14 мая 1986 года они выехали на съемки на станцию и следующие сто дней провели рядом с пожарниками, энергетиками, военными, дозиметристами и атомщиками, которые ликвидировали последствия взрыва на ЧАЭС. Все они понимали опасность, которой подвергались. Кто-то выполнял приказ, кто-то не имел выбора, но среди кинематографистов были только те, кто приехал сюда по собственной воле. Более того, Шевченко вел настоящую осаду многочисленных, но необходимых инстанций, чтобы попасть в эпицентр катастрофы. Уже в больничной палате, получив большую дозу радиации, режиссер записал в дневнике: "Если кто-то скажет мне, что если бы не лез, был бы с легким, немедленно отвечу: Лучше без легкого, чем, как некоторые, без чести."

Съемки велись непрерывно в самых опасных зонах, где под ногами еще дымились обломки графита. Всего было отнято двадцать тысяч метров пленки.Снятые с вертолета кадры над разрушенным реактором были засвечены радиацией и пленку забраковали. Но режиссер поставил кадры с засветкой в монтаж и на экране они появляются под частые удары счетчика Гейгера.

Все, что имело отношение к Чернобылю, тщательно отфильтровалось властью: все печатные, аудио-, фото - и видеоматериалы должны были проходить специально созданную Межведомственную группу экспертов, в которую входили представители тридцати трех министерств и ведомств. После этого свое разрешение должны были дать ЦК, Политбюро, Главлит и Госкино. Конечно, госструктуры рассчитывали на то, что советские творцы будут прославлять героический труд ликвидаторов и свое руководство, которое их направляет на путь подвига. Режиссер отстаивал право на честный взгляд, потому что по отношению к людям, которые работали и умирали там, на ЧАЭС, другая позиция была бы преступлением. В результате длительной борьбы, фильм таки вышел на экран, порезанный, но не фальшивый. И последний.

Создатель кинопрецедента, закупленного впоследствии 132 странами мира, который получил призы девяти международных кинофестивалей и вошел в историю украинской и мировой кинопублицистики XX века, умер от лучевой болезни буквально через месяц после премьеры.

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded