cand_orel

Category:

Позитив. 1987. Лауреаты. А ведь сдвинулось!

1987 (тысяча девятьсот восемьдесят седьмой) год по григорианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в четверг. Это 1987 год нашей эры, 987 год 2-го тысячелетия, 87 год XX века, 7 год 9-го десятилетия XX века, 8 год 1980-х годов. 

Объявлен ООН Международным годом обеспечения жильём бездомного населения. 

В связи со столетием со дня рождения Николая Ивановича Вавилова год объявлен ЮНЕСКО годом Вавилова. 

В СССР — год начала активной фазы горбачёвских реформ. В общественной жизни — провозглашение гласности, в экономике — появление негосударственных форм хозяйствования (совместные предприятия, кооперативы) и расширение самостоятельности государственных предприятий. В международной политике в этом году также произошёл существенный сдвиг — отношения СССР и США заметно улучшились. 

Столько многих событий мирового масштаба! И как на их фоне смотрятся наши лауреаты государственной премии?


Бурсов, Борис Иванович — за книгу „Судьба Пушкина“

Борис Иванович Бурсов (1 ноября 1905, д. Новосёловка Воронежской губернии — 12 апреля 1997, Санкт-Петербург) — русский советский литературовед, литературный критик, член Союза писателей СССР (1938), сотрудник Института русской литературы (1938—1941), доктор филологических наук (1951), профессор (1951) Ленинградского государственного университета (1948—1966) и Ленинградского педагогического института им. Герцена (1966—1997), Заслуженный деятель науки РСФСР (1976).


Винокуров, Евгений Михайлович — за книги стихов „Бытие“ (1982) и „Ипостась“ (1984)

Евгений Михайлович Винокуров (22 октября 1925, Брянск — 23 января 1993, Москва) — русский советский поэт, переводчик и педагог. Член Союза писателей СССР. 

Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга. В 1951 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького, тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году — сборник «Синева», вызвавший одобрение Бориса Пастернака. «Серёжка с Малой Бронной» — созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, — одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века, положенное в 1958 году на музыку Андреем Эшпаем. Член КПСС с 1952 года. Винокуров возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», печатал юную Беллу Ахмадулину, лучшие стихи Леонида Мартынова, Бориса Слуцкого, вернувшихся из лагерей Николая Заболоцкого и Ярослава Смелякова, редактировал первый поэтический сборник Наума Коржавина «Годы». 

Присядет есть, кусочек половиня,
Прикрикнет: «Ешь!»
Я сдался. Произвол!
Она гремит кастрюлями… Богиня!
Читает книжку, подметает пол.
Бредёт босая, в мой пиджак одета.
Она поет на кухне поутру.
Любовь?! Да нет! Откуда? Вряд ли это!
А просто так: уйдет и я умру.


Давыдов, Юрий Владимирович — за роман „Соломенная сторожка (Две связки писем)“ (1986)

Юрий Владимирович Давыдов (20 ноября 1924, Москва, СССР — 17 января 2002, Москва, Россия) — русский писатель, мастер исторической прозы. Широкое признание получили его книги о дореволюционном подпольном движении. 

С годами внимание писателя переключилось на проблематику «Бесов»: вопросы идейно-морального вырождения деятелей освободительного движения. В романах «Глухая пора листопада» (1968) и «Соломенная сторожка» (1986) Давыдов, прибегая к использованию малоизвестных архивных документов и сенсационно-уголовным сюжетам, художественно исследует развитие системы провокации, сложные отношения и взаимное переплетение полицейских и революционных кругов в пореформенной России. В этих двух книгах, центральных для Давыдова, созданы ёмкие художественно-психологические портреты Дегаева и Азефа, соответственно. 


Мушкетик, Юрий Михайлович — за роман „Рубеж“ (1986)

Юрий Михайлович Мушкетик (21 марта 1929, Веркиевка, Нежинский округ — 6 июня 2019, Киев) — советский и украинский писатель, Герой Украины (2009). 

Окончив среднюю школу, поступил на филологический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко, окончил который в 1953 году, а в 1956 году окончил аспирантуру на кафедре украинской литературы. Работал главным редактором журнала «Дніпро». В 1986—2001 годах был руководителем Национального союза писателей Украины. 


Распутин, Валентин Григорьевич — за повесть „Пожар“ (1985)

Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область — 14 марта 2015, Москва) — русский советский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года. В 1991 году стал одним из вдохновителей создания Петровской академии наук и искусств. В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск). 

Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» (1973). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты». Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве. 

Дураком и управлять много ума не надо. Подсунь ему, прямо сказать, в телевизоре права человека, а корку хлеба в натуре подсунуть забудь — ему и этого по гроб жизни хватит.


Шкляревский, Игорь Иванович — за книгу стихов и поэм „Слушаю небо и землю“ (1985)

Игорь Иванович Шкляревский (род. 25 июня 1938, Белыничи, Могилёвская область) — советский и российский поэт, переводчик. Проживает в Москве. 

Донашиваю пиджаки, рубахи, 

живу в каком-то полудетском страхе, 

не умереть боюсь – боюсь не быть. 

Донашиваю жизнь свою земную, 

но мокрый клён и лужу золотую 

так не умеет молодость любить.


Высоцкий, Владимир Семёнович (посмертно), — за создание образа Жеглова в телесериале „Место встречи изменить нельзя“ (1979) производства Одесской киностудии и авторское исполнение песен

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, там же) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. 

Как поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы. Творческая эволюция Высоцкого прошла несколько этапов. В его раннем творчестве преобладали уличные и дворовые песни. С середины 1960-х годов тематика произведений начала расширяться, а песенные циклы — складываться в новую «энциклопедию русской жизни». В 1970-х годах значительную часть творчества Высоцкого составляли песни и стихотворения исповедально-философского характера, поэт часто обращался к вечным вопросам бытия. 

Театральная биография Высоцкого, окончившего в 1960 году Школу-студию МХАТ, связана главным образом с работой в Театре на Таганке. На его сцене актёр играл Галилея (спектакль «Жизнь Галилея», 1966), Хлопушу («Пугачёв», 1967), Гамлета («Гамлет», 1971), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979). 

Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме «Сверстницы». За годы работы в кинематографе актёр снялся в более чем двадцати пяти фильмах. Кинобиография Высоцкого включает роли подпольщика Бродского («Интервенция», 1968), зоолога фон Корена («Плохой хороший человек», 1973), капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя», 1979), Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979) и другие. Исследователи отмечали, что в сценических и экранных работах Высоцкого экспрессивность сочеталась с психологической достоверностью. В ряде спектаклей, а также в художественных фильмах, теле- и радиопостановках он выступал и как автор песен. 

При жизни Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания. В 1968 году в печати была развёрнута кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» (составитель — Роберт Рождественский). Тем не менее цензорский контроль за публикациями стихов и песен Высоцкого, а также посвящённых ему газетно-журнальных статей продолжал действовать вплоть до перестройки. Легализация его творчества началась в Советском Союзе в 1986 году, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. Со второй половины 1980-х годов начался выпуск книг и собраний сочинений поэта, ведётся исследовательская работа, посвящённая его творчеству. По некоторым оценкам, Высоцкий, занимающий одно из центральных мест в истории русской культуры XX века, «оказал сильное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений». 


Мережко, Виктор Иванович, автор сценария, Балаян, Роман Гургенович, режиссёр, Калюта, Вилен Александрович, оператор, Янковский, Олег Иванович, исполнитель роли Сергея Макарова, — за художественный фильм „Полёты во сне и наяву“ (1982) производства Киностудии имени А. П. Довженко

«Полёты во сне и наяву́» — художественный фильм в жанре трагикомедии режиссёра Романа Балаяна по сценарию Виктора Мережко. Картина находилась в производстве в 1981—1982 годах. Натурные съёмки прошли во Владимире и окрестностях города. Фильм вышел на экраны в 1983 году. 

Картина повествует о трёх днях из жизни сотрудника архитектурного бюро Сергея Макарова накануне его сорокалетия, переосмыслении прожитых лет. Лента получила высокую оценку критики за сценарий и режиссёрскую работу. Полемику в среде специалистов вызвал образ главного героя и его воплощение Олегом Янковским. «Полёты во сне и наяву» стали современным размышлением на тему лермонтовского и чеховского «лишнего человека», кризиса среднего возраста и кризиса целого поколения эпохи развитого социализма. Наряду с «Отпуском в сентябре» и «Осенним марафоном», картина прозвучала как манифест поколения 1970—1980-х годов, затронув острые социальные и философские вопросы современности. Киноведы отмечали скрытый социальный подтекст, называя фильм «тихим диссидентством», который, по выражению Виктора Матизена, стал «характеристикой эпохи». 

Олег Янковский, исполнивший в фильме главную роль, считал «Полёты во сне и наяву» своей лучшей работой. В прокате картину посмотрело 6,4 млн зрителей. В 1987 году творческий коллектив ленты был награждён Государственной премией СССР. Картина попала в зарубежный прокат и заслужила благосклонные отзывы иностранной прессы. Роман Балаян рассматривал возможность продолжения фильма. Сюжетно тема картины была продолжена в драме 2008 года «Райские птицы», а её название устойчиво вошло в современный русский язык. 


Уралов, Олег Владимирович, автор сценария и режиссёр, Иванов, Вячеслав Анатольевич, звукооператор, Фрейлих, Семён Израилевич, автор сценария, Цинеман, Аркадий Львович, режиссёр, Згуриди, Олег Александрович, оператор, — за документально-биографические фильмы „Ю. В. Андропов. Страницы жизни“ производства ЦСДФ и „Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссёра“ производства студии „Центрнаучфильм“. (Премия за произведения художественной публицистики)


Шептунова, Марина Игоревна, автор сценария, Лайус, Лейда Рихардовна, режиссёр, Ихо, Арво Эйнович, режиссёр и оператор, — за художественный фильм „Игры для детей школьного возраста“ (1985) производства киностудии „Таллинфильм“. (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Картина, рассказывающая о жизни воспитанников детского дома, получила ряд призов на всесоюзном и международных кинофестивалях.


Захаров, Марк Анатольевич — за постановку спектаклей „Юнона и Авось“ А. А. Вознесенского и „Диктатура совести“ М. Ф. Шатрова в МДТ имени Ленинского комсомола

В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Слово «рок-опера» авторы заменили на «современная опера», поскольку за рок-музыкой в то время был строгий контроль со стороны властей. Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене. 


Сондецкис, Саулюс, дирижёр, — за концертные программы Литовского камерного оркестра 1983—1986 годов.

Саулюс Сондецкис (лит. Saulius Sondeckis; 11 октября 1928, Шяуляй — 3 февраля 2016, Вильнюс) — литовский, советский скрипач, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1980). 

Основатель и бессменный руководитель Литовского камерного оркестра (1960—2004) и оркестра «Санкт-Петербург Камерата» в Ленинграде (с 1989 года, ныне Оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата»), с которыми гастролировал во многих странах. На VI Берлинской биеннале современной музыки в 1977 году Литовский камерный оркестр и его руководитель были удостоены приза критики «За лучшую интерпретацию». Один из основателей программы «Эрмитажная академия музыки» и президентом Фонда «Эрмитажной академии музыки» (с 1997, Санкт-Петербург). С 2004 года — главный приглашённый дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы». В 2005 году — руководитель Литовского Балтийского камерного оркестра. В 2010 году имя С. Сондецкиса было присвоено Шяуляйской консерватории (ныне Шяуляйская школа искусств). 


Дурова, Наталья Юрьевна — за спектакли последних лет в Театре зверей имени В. Л. Дурова». (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Наталья Юрьевна Дурова (1934—2007) — советская и российская артистка цирка, дрессировщица, писательница, общественный деятель; лауреат премии Ленинского комсомола (1982) и Государственной премии СССР (1987), народная артистка СССР (1989). 

На арене работала с самыми разными животными и птицами: попугаи, пеликаны, морские львы, моржи, обезьяны, жирафы, слон, бегемот и даже такими, с которыми до неё никто не работал — рысь, кинкажу, носуха, цапля. 


Сличенко, Николай Алексеевич — за постановку и исполнение роли в театрализованном представлении «Мы — цыгане» в МЦТ «Ромэн»

Николай Алексеевич Сличенко (род. 27 декабря 1934, Белгород, Курская область, РСФСР, СССР) — советский и российский актёр, театральный режиссёр, певец, педагог, общественный деятель. С 1951 года — артист театра «Ромэн», с 1977 года — художественный руководитель театра. Единственный из цыган, удостоенный звания Народный артист СССР (1981), лауреат Государственной премии СССР (1987) и премии Правительства РФ (2013). 


Гадоев, Хашим — за исполнение заглавной роли в спектакле «Эдип» Софокла на сцене Таджикского ГАДТ имени А. А. Лахути

Хашим Гадоев (тадж. Ҳошим Гадоев, род. 10 мая 1937, Куляб, Таджикская ССР) — советский, таджикский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, писатель. Народный артист СССР (1988). 


Кобекин, Владимир Александрович, композитор; Бражник, Евгений Владимирович, дирижёр; Титель, Александр Борухович, режиссёр; Тюменцев, Валерий Иванович, Бобровицкая, Татьяна Ивановна, исполнители партий, — за оперный спектакль «Пророк» В. Кобекина в Свердловском ГАТОБ имени А. В. Луначарского


Некрошюс, Эймунтас Пятрович, режиссёр; Латенас, Альгирдас Антанович, Пяткявичюс, Видас Пятрович, Сморгинас, Костас Костович, Багдонас, Владас Ленгинович, исполнители ролей, — за спектакли «И дольше века длится день» Ч. Т. Айтматова (1983) и «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1986), поставленные на сцене ГМТ Литовской ССР


Нурымов, Чары, композитор, — за «Дастан-концерт» № 1 для флейты, гобоя и камерного оркестра и струнный квартет № 2 «Памяти Индиры Ганди»

Родился 1 января 1941 в колхозе им. В. Чкалова Марыйской обл. ТССР. Композитор. Окончил в 1964 Ин-т им. Гнесиных по кл. композиции Г. И. Литинского, в 1972—там же аспирантуру (рук. тот же). В 1965—1966 гл. редактор муз. вещания Республиканского радио в Ашхабаде. Преподаватель муз. училища (1964—1965, 1966—1969, 1970—1972), ст. преподаватель Ин-та искусств (с 1972) в Ашхабаде. Премия Ленинского комсомола ТССР (1968). Премия Всесоюзного Ленинского комсомола (1976). 

(https://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/255662/bio/)


Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович — за картины «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот»

Гелий Михайлович Коржев ( 7 июля 1925, Москва — 27 августа 2012, Москва) — советский, российский художник-живописец, педагог. Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени Репина (1966). Представитель «сурового стиля». 

«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу», — основа жизненной философии мастера. 


Пылдроос, Энн Иоханнесович — за гобелен-занавес «Жизнь людей» в ДКС имени В. И. Ленина в Таллине

Живописец, общественный деятель. Заслуженный художник Эстонии. Учился в Художественном институте Эстонии в Таллине (1952-1958); преподавал там же (с 1973). (https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/pildroos_enn_iohannesovich_mr/index.php)


Акопян, Корюн Арутюнович, Мушегян, Гурген Нерсесович, Погосян, Грачья Григорьевич, Тарханян, Артур Артаваздович, Хачикян, Спартак Еремович, архитекторы; Азизян, Григор Степанович, Цатурян, Игорь Гургенович, конструкторы; Казарян, Спартак Вирабович, строитель, — за архитектуру СКК в Ереване


Батиашвили, Георгий Ираклиевич, Кавлашвили, Шота Дмитриевич, архитекторы, — за организацию градостроительной среды исторической части Тбилиси


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded