cand_orel

Category:

Позитив. 1985. Лауреаты. Перестройка пока только объявлена

1985 (тысяча девятьсот восемьдесят пятый) год по григорианскому календарю — невисокосный год, начинающийся во вторник. Это 1985 год нашей эры, 985 год 2-го тысячелетия, 85 год XX века, 5 год 9-го десятилетия XX века, 6 год 1980-х годов. 

Этот год принято считать годом начала в СССР глубоких экономических и политических реформ, получивших название «перестройки». Пришедший к власти в СССР новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв действительно заявил о необходимости совершенствования («ускорения») сложившейся системы. Радикальные же реформы были провозглашены лишь на январском Пленуме ЦК КПСС 1987 года. 

Как лауреатство увязалось с перестройкой?


Бердников, Георгий Петрович, ч.-к. АН СССР, — за книгу „А. П. Чехов. Идейные и творческие искания“ (1984, 3-е издание)

Георгий Петрович Бердников (8 июня 1915 года, Ростов-на-Дону — 2 февраля 1996 года, Москва) — советский и российский литературовед, специалист по истории русской литературы XIX века (в частности по творчеству А. П. Чехова). Член-корреспондент АН СССР c 26 ноября 1974 года по Отделению литературы и языка (литературоведение). 


Ваншенкин, Константин Яковлевич — за книгу стихов „Жизнь человека“ (1980)

Константин Яковлевич Ваншенкин (17 декабря 1925, Москва — 15 декабря 2012, там же) — советский и российский поэт, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша» и других. Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Российской Федерации (2001). 

Всего Ваншенкин издал более трёх десятков книг поэзии и прозы. 

Широкому кругу людей он известен как автор многих популярных песен, авторами музыки большинства которых были Э. С. Колмановский и Я. А. Френкель. Эпизодически работал с Е. Э. Жарковским, В. С. Левашовым, А. И. Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» («организованная» Марком Бернесом, она стала визитной карточкой и поэта, и певца), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя», «Нелётная погода». 


Дементьев, Андрей Дмитриевич — за книгу стихов „Азарт“ (1983)

Андрей Дмитриевич Дементьев (16 июля 1928, Тверь — 26 июня 2018, Москва) — советский и российский поэт, радио- и телеведущий. Главный редактор журнала «Юность» (1981—1992). Лауреат Государственной премии СССР (1985). Также известен как поэт-песенник. Член Союза писателей СССР. Почётный член Российской академии художеств. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004). 

Дементьев — один из известнейших советских поэтов второй половины XX века. Диапазон его творчества — от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери» и многих других. Песни на его стихи исполнялись Евгением Мартыновым, Софией Ротару, Львом Лещенко, Иосифом Кобзоном, Валентиной Толкуновой, другими популярными артистами. 

В своём творчестве Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания.


Коротич, Виталий Алексеевич — за роман „Лицо ненависти“ (1983)

Виталий Алексеевич Коротич (укр. Віталій Олексійович Коротич; род. 1936) — русский и украинский советский писатель, поэт и сценарист, обозреватель, журналист. Общественный деятель, медиаменеджер и колумнист, редактор. Пишет на украинском и русском языках. Народный депутат СССР, депутат Верховной Рады УССР 11-го созыва. Профессор, член Академии искусства и литературы США. Достиг широкой известности в России и за её рубежом как главный редактор журнала «Огонёк» в период «перестройки»; его называли одним из «прорабов перестройки», «учитывая его роль на её идеологическом фронте». 

„Если технология лжи не будет раскрыта до конца, лжецы получат новую надежду и используют ее как оружие. А знаете, как трудно говорить лжецам, что они - лжецы, они очень обижаются…“


Овчинников, Всеволод Владимирович — за книги „Сакура и дуб“, „Горячий пепел“. (Премия за произведения художественной публицистики)

Всеволод Владимирович Овчинников (род. 17 ноября 1926, Ленинград) — советский и российский журналист и писатель-публицист, один из ведущих советских послевоенных журналистов-международников; востоковед, специалист по Японии и Китаю. На протяжении почти сорока лет был корреспондентом и политическим обозревателем газеты «Правда», в настоящее время является обозревателем «Российской газеты». Автор книг «Ветка сакуры (Рассказ о том, что за люди японцы)» (1970), «Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)» (1980), «Горячий пепел (Хроника тайной гонки за обладание ядерным оружием)». За эти книги в 1985 году был удостоен Государственной премии СССР. Почётный член российско-японского «Комитета 21 века», эксперт политической экспертной сети Кремль.org. Заслуженный работник культуры РСФСР (1982), Заслуженный журналист Российской Федерации (2018). 

Выражение «он умеет жить» японцы понимают по-своему. В их представлении, человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие проходят мимо них.


Алов (Лапскер) Александр Александрович (посмертно), Наумов, Владимир Наумович, авторы сценария и режиссёры; Железняков, Валентин Николаевич, оператор; Черняев, Евгений Александрович, художник; Венгеровский, Борис Владимирович, звукооператор; Щербаков, Борис Васильевич, исполнитель роли Вадима Никитина; Белохвостикова, Наталия Николаевна, исполнительница роли Эммы Герберт, Гостюхин, Владимир Васильевич, исполнитель роли Петра Меженина, — за художественный фильм „Берег“ (1983) производства киностудии „Мосфильм“

Советский писатель Вадим Никитин приезжает в Гамбург, где недавно был издан его роман. В памяти Никитина воскресает Германия последних отчаянных боёв за победу в 1945 году, когда был короткий отдых в маленьком немецком городке Кенигсдорф и была Эмма — молодая немка, в которую он был влюблён. Спустя двадцать шесть лет они встречаются вновь на месте расставания. 


Дашук, Виктор Никифорович, режиссёр, — за циклы документальных фильмов „Я из убитой деревни“ и „У войны не женское лицо“ производства киностудии „Беларусьфильм“


Клепиков Юрий Николаевич, автор сценария, Асанова, Динара Кулдашевна (посмертно), режиссёр; Векслер, Юрий Абрамович, оператор; Приёмыхов, Валерий Михайлович, исполнитель роли Павла Васильевича Антонова, — за художественный фильм «Пацаны» (1983) производства киностудии «Ленфильм». (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Фильм начинается как документальный: подростки — будущие герои картины отвечают на вопросы: «Мог бы ты ударить человека?», «Что такое добро?» и тому подобное. 

Затем происходит суд над 15-летним мальчиком — воришкой, которому сейчас угрожает реальный тюремный срок. По сути мальчик тоже стал жертвой неблагополучной среды. Мальчика привозят в суд в «воронке» из СИЗО. За него вступается главный герой, свидетель на суде — в миру начальник трудового лагеря. В последнем слове мальчик просит суд «дать ему поменьше», и в протоколе отмечают, что он раскаялся. 

Валерий Приёмыхов в роли начальника летнего спортивно-трудового лагеря, выпускника Ленинградского института физкультуры, собрал «трудных» подростков, многие из которых состояли на учёте в милиции, а юного героя он взял на поруки прямо из зала суда, где тому был объявлен приговор — два года лишения свободы с предоставлением отсрочки сроком на один год. Они едут поездом в лагерь, где мы увидим жизнь неблагополучных ребят, их поведение и реакции на происходящие события, отношения к родителям, женщине, взрослым, их творческую и спортивную активность, и сможем сами составить о них — сложных детях — своё мнение. 

В лагере проживают в палатках, практикуется традиционный «общественно-полезный труд» для этого сезона — прополка полей и другое. Основное развлечение в лагере — вечерние танцы, в честь которых начальник лагеря каждый раз запускает ракету. Фильм заканчивается тем, что при очередном объявлении танцев обнаруживается отсутствие ракетницы. Выясняется, что взял её главный герой фильма (Киреев) после того, как узнал, что его отец, чтобы порадовать свою сожительницу, обстриг свою дочь, сестру главного героя. Из-за этого та отравилась газом, и брат решил отомстить отцу. Весь контингент лагеря отправляется в погоню в направлении железнодорожной станции за Киреевым. 


Чейшвили, Резо Бенедиктович, автор сценария; Шенгелая, Эльдар Николаевич, режиссёр; Пааташвили, Леван Георгиевич, оператор; Цхакая, Борис Кириллович, художник; Такайшвили, Сесилия Дмитриевна (посмертно), исполнительница роли Тамары; Кахниашвили, Василий Ильич, исполнитель роли Васо; Гиоргобиани, Рамаз Дутуевич, исполнитель роли Сосо; Сакварелидзе, Иван Николаевич, исполнитель роли Маркшейдера, — за художественный фильм „Голубые горы, или Неправдоподобная история“ (1983) производства киностудии „Грузия-фильм“

Молодой автор Сосо написал рассказ «Голубые горы, или Тянь-Шань». Он несёт свой рассказ в издательство в надежде, что его напечатают. Время идёт, прошёл год, а рассказ всё не печатают. 

В издательстве все заняты чем угодно, но только не своими прямыми делами: директор всё время заседает в президиуме или на банкете, редакторы учат французский язык, заняты приготовлением обеда или всё время играют в шахматы. Рукопись, которую принёс Сосо, прочёл лишь маляр. 

Тем временем старое здание издательства постепенно покрывается трещинами и рушится то ли от постоянной игры в мотобол поблизости, то ли из-за строительства метро под ним. Редакция перебирается в новое здание, но и там всё идёт по-старому… 


Яковлев, Юрий Яковлевич, автор сценария; Бочаров, Эдуард Никандрович, режиссёр; Шумский, Вячеслав Михайлович, оператор, — за художественный фильм „Семеро солдатиков“ производства ЦКДЮФ имени М. Горького. (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

С семилетним Олежкой, которого все звали Олей, никто не хотел дружить. От скуки он написал письмо в газету с просьбой прислать ему оловянных солдатиков. И вскоре неожиданно для всех в деревне Петушки появились семеро солдат. Но солдатики — совсем не игрушечные, о которых мечтал мальчик, а самые настоящие. Они помогли мальчику разобраться, сам ли он виноват в том, что ребята с ним не дружат, а также испытать себя и понять, что в нём есть и храбрость, и находчивость, и благородство…


Дударев, Алексей Ануфриевич, автор пьесы; Раевский, Валерий Николаевич, режиссёр; Герлован, Борис Федосеевич, художник; Денисов Александр Петрович, исполнитель роли старшины Дугина; Филатов Валерий Николаевич, исполнитель роли; Минаев, Виктор Сергеевич, исполнитель роли, — за спектакль „Рядовые“ А. А. Дударева, поставленный на сцене БелДТ имени Я. Купалы

БЕЛОРУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР национальный академический имени Я. Купалы. Создан в 1920 в Минске как Белорусский государственный театр, с 1944 имени Я. Купалы, с 1955 академический, с 1993 национальный. Наиболее значительные постановки: «На Купалье» М. Чарота (1921), «Гута» Г. Коцеба (1930), «Кто смеётся последним» (1939; Государственная премия СССР, 1941) и «Поют жаворонки» (1950; Государственная премия СССР, 1952) К. Крапивы; «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1946), «Константин Заслонов» А. Мовзона (1947; Государственная премия СССР, 1948), «Люди на болоте» по И. Мележу (1966, 2012), «Разорённое гнездо» Я. Купалы (1972), «Рядовые» (1984, Государственная премия СССР, 1985), «Князь Витовт» (1997) и «Вечер» (2006) А. Дударева, «Саломея» С. Ковалёва (2001), «Похищение Европы, или Театр Урсулы Радзивилл» Ф. У. Радзивилл (2011), «Пан Тадеуш» А. Мицкевича (2014), «Арт» Я. Реза (2015), «Любовь как милитаризм» П. Гладилина и «Две души» М. Горецкого (обе 2016) и др. 


Тазетдинов, Ринат Арифзянович — за исполнение ролей Мусы Джалиля, Ильфата Биккинина, Юлия Капитоновича Карандышева в спектаклях „У совести вариантов нет“, „Здесь родились, здесь возмужали…“, Т. Миннулина, „Бесприданница“ А. Н. Островского в Татарском ГАДТ имени Г. Камала

Особенностью татарского театра было то, что в советское время Татарстану, как автономной республике, не полагалось иметь свою киностудию. Поэтому все актёрские таланты и дарования могли проявить себя исключительно на ниве театра. Каждой союзной республике СССР было разрешено иметь свою киностудию, но татарам, несмотря на то, что они самыми первыми среди мусульманских народов СССР начали создавать свою кинематографию, не разрешили открыть киностудию. Этим объясняется концентрация всех актерских творческих дарований в татарском театре. 


Темирканов, Юрий Хатуевич, музыкальный руководитель постановки, дирижёр и режиссёр; Иванов, Игорь Алексеевич, художник; Шевченко, Лариса Андреевна, исполнительница партии Лариной; Новикова, Татьяна Васильевна, исполнительница партии Татьяны; Лейферкус, Сергей Петрович, исполнитель заглавной партии; Марусин, Юрий Михайлович, исполнитель партии Ленского; Охотников, Николай Петрович, исполнитель партии Гремина, — за оперный спектакль „Евгений Онегин“ П. И. Чайковского, поставленный на сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова

Государственный академический Мариинский театр (в 1935—1992 годах — Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, часто сокращённо — Кировский театр) — театр оперы и балета в Санкт-Петербурге, один из ведущих музыкальных театров России и мира. 

Труппа, основанная ещё в XVIII веке, до революции функционировала под руководством дирекции Императорских театров. В 1784—1886 годах для балетных и оперных спектаклей использовалось преимущественно здание Большого театра (в 1896 году перестроено архитектором В. В. Николя для размещения Санкт-Петербургской консерватории), в 1859—1860 году там же, на Театральной площади, архитектором А. К. Кавосом было выстроено нынешнее здание театра, названное в честь императрицы Марии Александровны. 

Театральный комплекс включает в себя собственно основное здание на Театральной площади, концертный зал (с 2006 года), вторую сцену на Крюковом канале (с 2013 года) и филиалы во Владивостоке (с 2016 года) и Владикавказе (с 2017). 

С 1988 года художественным руководителем и директором театра является дирижёр Валерий Гергиев. 


Гаврилин, Валерий Александрович — за хоровую симфонию-действо „Перезвоны“

Валерий Александрович Гаврилин (17 августа 1939, Вологда — 28 января 1999, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985). 


Минжилкиев, Булат Абдуллаевич — за концертные программы (1981—1984)

Булат Абдуллаевич Минжилкиев (кирг. Болот Миңжылкыев; 23 апреля 1940, Фрунзе — 16 августа 1997, Санкт-Петербург) — советский, кыргызский и российский оперный певец (бас), педагог. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1985) и премии Ленинского комсомола (1975). 


Моисеев, Игорь Александрович — за новые программы (1983—1984) ГААНТ СССР

Игорь Александрович Моисеев (8 января 1906, Киев — 2 ноября 2007, Москва) — советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1976), народный артист СССР (1953), лауреат трёх Сталинских (1942, 1947, 1957), Ленинской (1967), Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии РФ (1996). Кавалер трёх орденов Ленина (1958, 1976, 1986).


Оссовский, Пётр Павлович — за цикл картин „Золотой кремлёвский холм“, „Века проходят над Кремлём“, „Солнце над Красной площадью“, „Дворцовая площадь“

Пётр Павлович Оссовский (18 мая 1925 или 1925, Малая Виска, Зиновьевский округ — 1 августа 2015, Псков) — советский и российский живописец. Академик РАХ (1995; член-корреспондент 1988). Народный художник СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1985). Член Союза художников СССР с 1956 года, лауреат Международной премии им. Шолохова (2006). 


Угаров, Борис Сергеевич — за картину „Возрождение“ (1980)

Борис Сергеевич Угаров (1922 — 1991) — советский живописец, кандидат искусствоведения, педагог, профессор. Президент АХ СССР (1983—1991). Академик АХ СССР (1978; член-корреспондент 1973). Народный художник СССР (1982). Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии РСФСР им. Репина (1976). Член КПСС с 1983 года. 


Амбразюнас, Альфонсас-Винцетас Ионович, скульптор; Баравикас Гедиминас Вацлович, Виелюс, Витаутас-Альфонсас Казимерович, архитекторы; Моркунас, Казимерас Йоно, художник, — за мемориальный комплекс IX форта в Каунасе


Карпов, Александр Петрович, Панфиль, Анатолий Семёнович, Судариков, Эдуард Павлович, Тюленин, Герман Александрович, архитекторы; Левенштейн, Ассир Абрамович, Шубин, Борис Фёдорович, инженеры-конструкторы; Лыков, Геннадий Дмитриевич, инженер-строитель, — за архитектуру научного центра и жилого района Сибирского отделения ВАСХНИЛ (под Новосибирском)


Комаровский, Александр Владимирович, руководитель работы, Кульчицкий, Генрих Станиславович, Шарапов, Вадим Михайлович, Зыбин, Александр Павлович, архитекторы; Коваль, Вадим Сергеевич, Лотоцкий, Юрий Иванович, инженеры-конструкторы; Прус, Владимир Карпович, строитель, — за архитектуру площади Октябрьской революции в Киеве


Вандалковский, Евгений Владимирович, автор сценария и режиссёр театрализованного представления „Мир победит войну!“; Генкин, Дмитрий Михайлович, автор сценария, Годенко, Михаил Семёнович, гл. балетмейстер, Михайлов, Александр Георгиевич, гл. дирижёр, Немчик, Лев Вениаминович, гл. режиссёр художественного фона, Петров Борис Николаевич, автор сценария и гл. режиссёр праздников открытия и закрытия; Григорович, Юрий Николаевич, постановщик выступления классического балета на празднике закрытия программ Международного парка искусств; Губанов, Василий Алексеевич, гл. режиссёр по спорту праздников открытия, закрытия и гала-концертов делегации СССР; Карпенко, Леонид Иванович, автор сценария и гл. режиссёр-постановщик гала-концерта делегации СССР; Лактионов, Николай Фёдорович, гл. режиссёр-постановщик программы „В волшебном мире балета“ Международного парка искусств; Михайлов, Николай Михайлович, гл. дирижёр сводного духового оркестра праздников открытия, закрытия и представления „Мир победит войну!“; Силин, Анатолий Дмитриевич, гл. режиссёр культурной программы фестиваля, автор сценария представлений „Мир победит войну!“, „Слава труду!“, „Европа — наш общий дом !“; Триадский, Владимир Александрович, гл. режиссёр-постановщик детской программы, — за создание художественно-спортивных программ XII ВФМС


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded