cand_orel

Category:

Музыка. ВИА. Советская Эстония


ВИА "Руя" (http://sssrviapesni.info/ruya.html)

ВИА Руя (Ruja) был создан в 1971 году. Вскоре после создания ансамблю удалось записать два трека на студии Эстонского радио. Запись этих двух песен дала толчок известности и популярности ансамбля на протяжении последующих 17 лет. 

В феврале 1972 года состав стабилизировался: Урмас Алендер (вокал), Андрус Вахт (ударные), Рейн Раннап (клавишные), Андрес Пулдруу (Andres Puldroo) (гитара) и Тийт Хаагма (Tiit Haagma) (бас-гитара). В таком составе была записана песня "Rukkilaikus". Затем Пулдруу заменил Янус Нёгисто(Jaanus Negisto) и такой состав стал классическим на ближайшие два года. В это время сформировалось своеобразное музыкальное лицо ансамбля, легко узнаваемое поклонниками. Хотя вся ранняя музыка была написана Реннапом, во многом успех композиций объяснялся жизненной энергией, которую вдохнул в песни Алендер. Тексты песен - зачастую это произведения известных поэтов как из прошлого, так и современных. Наиболее видное место среди поэтов, чьё творчество было положено на музыку, занимал Юхан Виидинг (Juhan Viiding) .  В 1979 году ансамбль получил свой шанс и записал четыре песни на грампластинке. Это стало вершиной того периода деятельности Руи. Но, к сожалению, это же событие послужило катализатором распада ансамбля в 1980 году. Каппель ушёл в поп-рок-группу Рок Отель, Нёгисто с молодым Эркки-Свен Тууру в ансамбль In Spe, а остальные трое - Алендерс, Вартс и Куулберг приняли участие в создании легендарной панк группы Propeller. В это время клавишником Олавом Эхала (Olav Ehala) был задуман и реализован амбициозный проект - рок-опера под названием "Джонни" с большим количеством участвующих. 

В 1981 году группа отметила свою десятую годовщину концертом в Таллинне в Linnahall, пригласив на него своих бывших участников, таких как гитарист Андрес Пулдруу и других. Этот концерт стал этапным для ансамбля и послужил отправной точкой для творческих изысканий во втором десятилетии. Но нестабильность состава давала о себе знать. За этот период ансамбль по-прежнему активно гастролирует, совершает несколько поездок за пределы Эстонии. Был принят на работу в ансамбль менеджер по имени Юрий Альтов. Альтов, видя потенциал Руи вне Эстонии, пытался превратить группу в нечто другое - то, что может быть популярно в СССР. Это означало, что придётся петь на русском языке. Эта идея подорвала основы принципов, на которых создавался ансамбль еще в 1971 году. В конечном итоге это привело к разногласиям внутри ансамбля и росту напряженность внутри коллектива. Алендер подготовил вокал для русской версии некоторых песен, и они вошли позже на русском языке в LP "Пусть будет всё". И это стало началом конца ансамбля. Более всех новыми веяниями был недоволен Янус Нёгисто. И группа в целом была недовольна долгими изнурительными гастролями по СССР, особенно по таким местам, как Таджикистан и Сибирь. 

В конечном итоге пришлось делать выбор - Нёгисто или Альтов. И, к сожалению, Нёгисто покинул сибирский город, в котором Руя выступала, ночью уехав на поезде обратно в Эстонию. Руя, как известно, с этого момента перестала существовать. 


ВИА "Лайне"


ВИА "Электра" (http://sssrviapesni.info/elektraest.html)

«Электра» образовалась как женский вокальный ансамбль, состав которого постоянно менялся и сопровождался различными инструментальными ансамблями. Когда в конце 70-х клавишник Аарне Салувеэр стал руководителем, он пригласил в ансамбль друзей-музыкантов: Агу Таммеорга, Меелиса Пандера и Яана Карпа. В то время вокальный ансамбль старшеклассниц Кооли-Прии, организованный Кадри Хант, дочерью первого руководителя вокального ансамбля "Электра" Марта Ханта, и ее одноклассниками, выступал с ансамблем "Элга". В 1981 году девушки из Кооли-Прии сменили бывших вокалистов "Электры".

Любимой музыкой девушек были афро-американские песни, которые они исполняли на концертах. Новая музыка звучала по радио и на нескольких виниловых пластинках. Вокал девушкам преподавала певица Марью Куут. Девочки, обучающиеся на уроках английского языка, в основном пели на английском языке, но чтобы получить разрешение на запись, им приходилось писать тексты на эстонском языке. В 1981 году было записано несколько дискотечных треков. Больше не было возможности, потому что в Таллине для этого было очень мало студий. Например, в студии Eesti Raadio свободное время находилось только ночью, но записываться можно было с помощью великолепного 8-дорожечного магнитофона.

В течение следующих нескольких лет диско-музыка в Эстонии вышла из моды, и репертуар ансамбля пополнился музыкой кантри. Также произошли изменения в составе, ушли все вокалистки, осталась только Кадри Хант. В 1985 году ансамблем была выпущена единственная пластинка-миньон и после этого почти все музыканты перешли в недавно образованный ВИА "Караван" п/у Карла Мадиса. 


ВИА "Махавок" (http://sssrviapesni.info/mahavok.html)

Одна из популярнейших групп 80-х, признанный флагман эстонского синтипопа, Махавок впервые выступил на сцене в 1982 году на разогреве у группы Радар (Radar). Его предшественником был ансамбль Спираль (Spiraal), с конца 70-х игравший прог и джаз-рок. Когда к Спирали присоединился Хейни Вайкмаа (из Magnetic Band), собственно и родился Махавок, его название составили начальные буквы фамилий участников. Главным композитором и лидером группы стал Вайкмаа. Его главными музыкальными ориентирами были Джон Маклафлин, Джефф Бек и Джо Завинул. 

В 1984 на «Мелодии» был выпущен миньон группы. Осенью 1986 в Махавок пришла молодая и талантливая джазовая певица Каре Каукс. Это ознаменовало новый этап в жизни ансамбля: он переходит в разряд популярнейших коллективов не только Эстонии, но и всего СССР. В 1988 «Московский Комсомолец» опубликовал общесоюзный рейтинг групп. Махавок, певший только по-эстонски, был 4-м по Союзу. Каре Каукс стала обладателем Гран-при конкурса эстрадной песни «Юрмала-1987».

Кроме конкурса, по центральному ТВ показывают фильм о Махавок. Это обеспечивает группе успешные гастроли по просторам Союза, которые идут непрерывно два года, в среднем по десять концертов в месяц. 

В 1987 на «Мелодии» также выходит диск-гигант, на котором представлены песни разных лет. В 1988 Махавок принимает участие в очередном Тартуском рок-фестивале. 

В 2002 году к 20-летию Махавок был выпущен двойной CD-сборник, группа собралась для нескольких юбилейных концертов. В 2008 году состоялось представление новой программы из новых и классических вещей, приуроченное к 50-летнему юбилею Вайкмаа. 

Осенью 2009 года Вайкмаа в интервью говорил, что хотел бы поехать с концертами в Россию, надеясь, что там о Махавок ещё помнят. Он говорил: «пусть политики сами находят причины нынешних не очень хороших отношений, но люди искусства всегда хорошо относились друг к другу». 


ВИА "Рок-Отель" (http://sssrviapesni.info/rokotel.html)

Ансамбль возник благодаря некоторому стечению обстоятельств. Как-то весной 1978 года после празднования дня рождения одного из коллег в одном из таллиннских баров несколько музыкантов пошли "добирать" домой к Хейго Мирка. У того оказалась большая коллекция записей 50-х годов, в основном рок-н-роллы. Мужики (всем было под 30) всю ночь колбасились под "старьё". Кончилось это тем, что в октябре в Художественном институте состоялось первое выступление нового ансамбля. 

«Рок-Отель» очень быстро начал завоёвывать популярность. Известную роль, конечно, сыграло то, что в его составе были уже популярные и многими любимые музыканты. Но главное - он появился в нужное время, когда во всём мире вновь вошёл в моду старый рок-н-ролл. 

Первый этап деятельности ансамбля закончился в 1983 году, когда группу покинул гитарист Андрес Пылдруу, один из лучших за всю историю эстонской музыки. Он эмигрировал сперва в Швецию, а затем в США. Там он со временем стал одним из руководителей Нью-Йоркского отделения концерна IBM. Андреса Пылдруу заменил другой отличный гитарист, пионер эстонской бит-музыки Тийт Кырвитс. Сформировавшаяся пятёрка музыкантов без потерь действует до настоящего времени. Иво Линна такое постоянство объясняет тем, что в ансамбле собрались единомышленники и друзья. К 1983 году "Рок-Отель" завоевал популярность во всём Союзе, попав в ежегодную десятку лучших советских рок-групп по версии газеты "Московский комсомолец" вместе с "Магнетик Бэнд" и "Руя". 

В 1984 году на "Мелодии" вышел гигант "Поёт Иво Линна", но фактически это был второй альбом Рок-Отеля: группа задействована практически во всех номерах.

В 1986 году «Рок-Отель», впервые после 1981 года, принял участие в Тартуских днях музыки. Выступление, построенное исключительно на классике рок-н-ролла и ритм-энд-блюза, своим драйвом и точным попаданием в стиль покорило как зрителей, так и членов жюри. Из Москвы с другого фланга подливал масла "главный эксперт по советскому року" Артемий Троицкий, постоянно приезжавший на фестивали в Тарту и единственно правильной музыкой считавший тогда панк-экспериментаторов. В тартуской газете "Edasi" были напечатаны его слова: "Большая популярность "Рок-Отеля" косвенно подтверждает мой тезис: ностальгия побеждает тогда, когда нет новых идей". В 1986 году к группе присоединился саксофонист Юлари Кирсипуу, в течение 86-87 годов с ансамблем выступал духовой квартет. В 1986 году вышел ещё один LP на "Мелодии". Общий тираж пластинок по неофициальным данным составил более миллиона экземпляров. 

За годы независимости к ним добавились 4CD. За более чем 30-летнюю историю ансамбль выступал во многих странах, самыми дальними и экзотичными из которых стали США, Ангола, Лаос. 


ВИА Апельсин (эст. Apelsin) — советская и эстонская музыкальная группа, созданная в 1974 году и существующая до настоящего времени. Музыка представляет смесь разных стилей: джаза, кантри, рок-н-ролла, блюза и многих других с добавлением достаточно нетрадиционных инструментов. 

В 1974 году несколько энтузиастов современной музыки впервые выступили по эстонскому телевидению с юмористической композицией, стилизованной под кантри. Так как зрителям выступление понравилось, музыканты решили создать ансамбль, получивший название «Апельсин». 

Группа приняла участие в джазовом фестивале в Тбилиси, неоднократно приглашалась на запись новогоднего шоу «Голубой огонёк», программы «Вокруг смеха», ездила на гастроли в ГДР, записывалась на студии «Мелодия». 

В 80-е годы «Апельсин» переходит от создания музыкальных пародий в стиле «Вестерн» (и по сей день самая узнаваемая мелодия группы) к написанию собственных произведений. Тем не менее, юмор остаётся важной составляющей творчества этого коллектива, при этом на концертах музыканты стоят чуть ли не по стойке «смирно» с очень серьёзными лицами. Несмотря на языковой барьер (практически все тексты написаны на эстонском языке) слушателям пришлись по вкусу задорная манера исполнения и юмористический характер исполняемых композиций. 

Группа «Апельсин» становится частым гостем в шоу «Вокруг смеха», издано четыре грампластинки на фирме «Мелодия», а силами т/о «Экран» к Олимпиаде-80 создан телевизионный фильм-концерт «Вокально-инструментальный ансамбль „Апельсин“» . 

Позже песня «Старый локомотив» (эст. «Viimane Lokomotiv») вошла в сборник «Eesti Populaarseid Lauljaid» (эст. «Эстонские популярные певцы»), изданный в Швеции фирмой Terra Records. 

С распадом СССР группа практически полностью исчезает с российской сцены. Тем не менее «Апельсин» существует и до настоящего времени, периодически выступая с концертами и принимая участие в фестивалях у себя на родине и в других странах Балтии. 


ВИА "Витамин" (http://sssrviapesni.info/vitamin.html)

В разное время в коллективе работали музыканты: Йоэль Штейнфелдт, барабанщик Мик Тарго, певица Марью Лянник, гитарист Рейн Лаанорг, басист Кульно Лухт, барабанщик Ян Кирст (экс-"Апельсин"), певец Матти Нуде (экс-"Апельсин"), певец Майт Мальтис, певица Анне Вески, певцы Йоел Штейнфелд и Раул Сеппер. 

Ансамбль много гастролировал по стране, неоднократно бывал с концертами в Москве (УСЗ "Дружба", "Центральный дом туриста"), участвовал в съемках фильма "Сегодня и всегда", музыку к которому написал Максим Дунаевский. Стиль коллектива определить сложно - это исполняемый в несколько иронично-пародийной манере синтез самых различных музыкальных направлений - озорные рок-н-роллы, подвижные "рокабилли", композиции в стиле "кантри", эстонский фольклор. Также в репертуаре ансамбля есть и обработки класических произведений. 

"Витамин" исполнял песни на эстонском, русском и английском языках. Музыку писали в основном сами участники ансамбля - руководитель и пианист Пеетер Вяхи, гитарист Кульно Лухт, а также пришедший в ансамбль позже органист Март Метсала. В середине 80-х годов Пеетер Вяхи покинул пост руководителя и стал заниматься классической музыкой, композиторским сольным творчеством для клавишных электронных инструментов и музыковедением (в частности исследованием восточной музыки). Руководителем ВИА стал гитарист Рейн Лаанеорг. 

Фирма «Мелодия» выпустила несколько пластинок коллектива, в том числе три диска-гиганта.

promo cand_orel июль 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded