cand_orel

Category:

Позитив. 1984. Лауреаты. Застой

1984 (тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в воскресенье. Это 1984 год нашей эры, 984 год 2-го тысячелетия, 84 год XX века, 4 год 9-го десятилетия XX века, 5 год 1980-х годов. 


Алексеев Сергей Петрович — за книгу «Богатырские фамилии» (1978). (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Сергей Петрович Алексеев (1 апреля 1922, Плисков, Погребищенский район — 16 мая 2008, Москва) — русский советский писатель. Редактор издательства «Детская литература», с 1950 года ответственный секретарь, позже председатель Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР. В 1958 году принят в члены Союза писателей. Автор статей по вопросам развития литературы для детей. В 1965—1996 годы главный редактор журнала «Детская литература». Первая книга Сергея Алексеева вышла в 1955 году — «История СССР. Учебная книга для 4-го класса» (в соавторстве с Владимиром Карцовым). Автор книги для детей «Сто рассказов о войне». За сорок лет написал более тридцати книг, посвящённых истории России (от середины XVI до середины XX вв.) — издавались на пятидесяти языках. 

Вы заметили, последние сто лет нам катастрофически его не хватает. Ни на что! А научно-технический прогресс тем часом идёт семимильными шагами, и ещё скорее меняются наши пристрастия, увлечения, ценности. Дни и ночи, утра и вечера стали короче, нам некогда заниматься воспитанием детей, творчеством, своим домом, родителями, мужем, женой — все наскоро, на бегу, мимоходом. Любимыми «временными» словами сделались «пока-пока», то есть, едва заговорив с человеком воочию или по телефону, мы уже с ним прощаемся. И от этого чувствуем неимоверную усталость, неудовлетворённость, разочарование, увещеваем себя, что ещё успеем, откладываем главное на завтра, а «завтра» стремительно превращается во «вчера» — уходит в невозвратную бездну, в тьму. А мы тем часом ждём чуда и всё больше ввергаемся в гонку за ним: красим седину, делаем подтяжки, чтоб продлить молодость, певички-«примадонны» (слова-то какие придумали — равная богине!), берут в мужья молоденьких мальчиков, чтобы от них «навампирить» немного энергии, стареющие олигархи — девочек. Но нет, оно, время, все равно убегает вперед.


Вагабзаде (Вагабов) Бахтияр Махмуд оглы — за новые стихи и поэмы из книги «На одном корабле» (1983)

Бахтияр Махмуд оглы Вагабзаде (азерб. Bəxtiyar Mahmud oğlu Vahabzadə; 16 августа 1925 года — 13 февраля 2009 года) — Народный поэт (1984) и Заслуженный деятель искусств (1974) Азербайджанской ССР, действительный член Национальной академии наук Азербайджана. Более 70 стихотворных сборников и 20 поэм, 2 монографии, 11 научных работ и сотни статей принесли народному поэту почёт и уважение. Автор книг «Свет в глубокие пласты», «Художник и время», «Величие в простоте», «Время и я», «Тепло родного очага» и других. На его произведения ставились спектакли в театрах, снимались фильмы. Пять раз он избирался депутатом в Верховный совет народных депутатов республики, а затем был депутатом Милли Меджлиса (1995-2000).

Неграмотная,
Своё имя не может писать,
Моя мать…
Но меня научила считать,
О месяцах знать,
И годы листать,
А самое важное,
…Научила язык изучать,
Моя мать…
Этим языком познавал
И радость
И грусть…
Этим языком создавал,
Каждый свой стих,
Каждую песню.
Нет, я никто, я  перед матерью  тих,
Автором слов в моих книгах, не я,
Неграмотная мать моя!...

Евтушенко (Гангнус) Евгений Александрович — за поэму «Мама и нейтронная бомба» (1982)

Евгений Александрович Евтушенко (18 июля 1932, Зима — 1 апреля 2017, Талса, Оклахома, США) — русский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1963). Время второй половины 1950-х, начала 1960-х годов — период поэтического бума, когда большая популярность пришла к таким поэтам как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Они воодушевили многих любителей поэзии, их стихи казались свежими и независимыми по сравнению с произведениями поэтов предыдущей эпохи. Выступления этих авторов собирали полные концертные и спортивные залы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

Моя мама была комсомолочкой
в красной косынке
и кожаной куртке.
Теперь этой курткой,
облупленной,
в трещинах и морщинах,
мать иногда
закутывает кастрюлю,
в которой томится картошка
или пшенная каша,
и от дыханья кастрюли
кожанка становится тёплой,
словно от юного тела мамы,
потерянного кожанкой,
так и не обожжённой
в огне мировых революций
и не пробитой пулями
ни на каких баррикадах...


Матевосян, Грант Игнатьевич — за книгу повестей и рассказов «Твой род» (1982)

Грант Игнатьевич Матевосян (арм. Հրանտ Իգնատի Մաթևոսյան; 12 февраля 1935, с. Ахнидзор, Туманян — 18 декабря 2002, Ереван) — армянский советский писатель, автор повестей, рассказов и киносценариев. 

«Когда я читаю об армянских событиях, я представляю себе, что сейчас испытывает Матевосян. Вот так, через любовь к этому человеку, у меня появились какие-то армянские черты» писал о нём Сергей Довлатов. 

— Ты Ницше хорошо знаешь?

— Нет, я хорошо знаю только Туманяна.

— Я не шучу. Я знаю Ницше только понаслышке, по цитатам, из других книг, а эти вот наизусть шпарят целые страницы, эти цитируют его на память страницами и критикуют. Ужасное поколение, и девушки, и ребята.


Нишнианидзе (Магамейшвили) Шота Георгиевич — за новые стихи из книги «Избранное»

Шота Георгиевич Нишнианидзе (1929—1999) — грузинский советский поэт. Автор нескольких поэм и лирических сборников. В 1964—1974 годах работал в редакции издательства «Мерани», затем был консультантом Союза писателей Грузии (1974—1977), редактором альманаха «Сокровище» (1977—1981), секретарём Союза писателей Грузии (1981—1984), председателем Союза писателей Грузии (1984—1986). В последние годы жизни работал в редакциях литературных журналов. 

Россия Великая, вправду, клеймили жестоко
Монгольским копытом тебя на великом просторе!
Кому-то - икона, кому-то - секира... Для Блока
Ты - щит христианский, прикрывший Европу с востока,
Сдержавший свирепость пустынных алтайских нагорий.
Твой щит надо мной - непомерно тяжелый, булатный.
Сегодня, Россия, лукавить не хочется что-то:
Когда я напротив стою - бескольчужный, безлатный, -
Мне хочется быть со щитом. На щите - неохота...
Я есмь виноградник. Былое ощерилось бездной:
Свои и чужие бессчетны нашествия-грозы.
Моя Сакартвело, ты вся - Виноградник Небесный.
Господь покарает ограбивших Божии лозы.
Я - Лазарь воскресший: живительно Слово Господне!
Вот крест виноградный, который вздымаю упрямо.
Я - каменотес и поэт - воздвигаю сегодня
Не стены казармы, а стены высокого храма.
Не свод лазарета, а купол церковной твердыни!
Вспоенные вечным нектаром великой любови,
Стоят надо мной породненные Сестры-Богини -
Врагини вражде, униженьям и пролитой крови -
Грузинская Муза и Русская Муза... До света
Молю тебя, Боже, молю об одном то и дело -
Не дай прозябанья под сенью защиты соседа,
Но дай мне увидеть поднявшую щит Сакартвело!


Бондарчук, Сергей Фёдорович, режиссёр, — за кинодилогию «Красные колокола» (1982) («Мексика в огне» и «Я видел рождение нового мира») совместного производства «Мосфильм» и «Ленфильм»

Сергей Фёдорович Бондарчук (25 сентября 1920, с. Белозёрка — 20 октября 1994, Москва) — советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1980), народный артист СССР (1952), лауреат Сталинской премии I степени (1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977) и Государственной премии СССР (1984), обладатель кинопремии «Оскар» за фильм «Война и мир» (1969).

«Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне» —  о событиях Мексиканской революции 1910—1917 гг. В основу фильма положена книга Джона Рида «Восставшая Мексика», а также факты из биографии писателя.

«Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» — о событиях 1917 года в России. В основу фильма положена книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».


Туров, Виктор Тимофеевич, автор сценария и режиссёр; Зайцев, Дмитрий Евгеньевич, оператор; Игнатьев, Евгений Алексеевич, художник; Янченко, Олег Григорьевич, композитор; Борзова, Елена Николаевна, исполнительница роли Ганны; Гарбук, Геннадий Михайлович, исполнитель роли Чернушки; Горобец, Юрий Васильевич, исполнитель роли Глушака, — за фильм «Люди на болоте» (1981) производства киностудии «Беларусьфильм»

«Люди на болоте» (белор. Людзі на балоце) — роман белорусского писателя Ивана Мележа из цикла «Полесская хроника», написанный в 1962 году. Произведение рассказывает об установлении советской власти в обычной белорусской деревне Курени. В романе рассказывается о жителях глухой деревеньки Курени, которая отрезана от остального мира непроходимыми полесскими болотами. Автор почти с этнографической точностью описал жизнь и быт белорусского населения, полещуков, на примере жителей этой деревни. В романе говорится о традициях, преданиях, праздниках, плясках с песнями и многом другом. Роман задумывался как лирическое произведение, сам автор называл его «лирическим романом». В романе подробно описаны судьба, жизнь и история любви главных героев — Василя Дятлика и Ганны Чернушки. С самого начала они влюблены друг в друга, однако Ганна выходит замуж за Евхима Глушака по настоянию мачехи. 

Самой известной экранизацией романа стала работа Виктора Турова «Полесская хроника». Всего под его руководством были сняты две двухсерийные киноленты — «Люди на болоте» (1981 г.) и «Дыхание грозы» (1983 г.), а также односерийный телевизионный фильм «Апейка», которые были в 1985 году объединены в восьмисерийную телевизионную эпопею «Люди на болоте». Картина была отмечена множеством премий.


Ишмухамедов, Эльёр Мухитдинович, автор сценария и режиссёр; Агишев, Одельша Александрович, автор сценария; Логинова, Татьяна Дмитриевна, оператор; Мухамеджанов, Ато Самуидинович, исполнитель роли Эмира, — за художественный фильм «Юность гения» (1982) совместного производства киностудий «Узбекфильм» и «Таджикфильм»

О детских и юношеских годах ученого и философа X-XI веков Абу Али Ибн-Сины, известного под именем Авиценна.


Сапаров, Усман Сапарович, автор сценария и режиссёр; Сеидов, Язгельды, режиссёр; Шамухамедов, Нурягды, оператор; Гусейнов, Гусейн Гусейн-Алиевич, художник; Халмамедов, Нуры, композитор;, Довлетов, Ата, исполнитель роли, — за художественный фильм «Мужское воспитание» (1982) производства киностудии «Туркменфильм». (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Отец мечтал видеть в сыне сильного и бесстрашного мужчину и поэтому отправил семилетнего робкого Чамана к деду, на далёкое пастбище. Не сразу привык Чаман к новому образу жизни и стал хозяином кошары, верным помощником дедушке Мергену...


Беляев, Игорь Константинович, режиссёр; Яковлев, Ефим Анатольевич, оператор; Катаев, Илья Евгеньевич, композитор, — за документальный телевизионный фильм «Егор Иванович» (1983) и фильмы последних лет из телецикла «Деревенские повести» (1981) производства ТО «Экран» ЦТ


Агамирзян, Рубен Сергеевич, режиссёр; Кочергин, Эдуард Степанович, художник; Ландграф, Станислав Николаевич, исполнитель роли Бориса Фёдоровича Годунова; Храбров, Михаил Сергеевич, исполнитель роли Иоанна Васильевича Грозного; Особик, Владимир Васильевич, исполнитель роли Фёдора Иоанновича, — за драматическую трилогию А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», „Царь Фёдор Иоаннович“, „Царь Борис“, поставленную на сцене ЛАДТ имени В. Ф. Комиссаржевской


Гончаров, Андрей Александрович, режиссёр; Салынский, Афанасий Дмитриевич, автор пьесы; Фатюшин, Александр Константинович, исполнитель роли Владимира Лютова и Шилова; Гундарева, Наталья Георгиевна, исполнительница ролей Садофьевой и Катерины Львовны Измайловой; Симонова, Евгения Павловна, исполнительница ролей ролей Лидии Варравки и Батюниной, — за спектакли последних лет: „Жизнь Клима Самгина“ М. Горького, „Молва“ А. Д. Салынского и „Леди Макбет Мценского уезда“ Н. С. Лескова, поставленные на сцене МАДТ имени В. В. Маяковского


Дога, Евгений Дмитриевич — за музыку балета „Лучафэрул“ (1973), музыку к кинофильмам и песни последних лет

Евгений Дмитриевич Дога (молд. Eugen Doga; род. 1 марта 1937, с. Мокра, Рыбницкий район) — советский, молдавский и российский композитор, педагог, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1984). Народный артист СССР (1987). Кавалер молдавского Ордена Республики (1997). Кроме композиторского творчества постоянно занимается концертной и общественной деятельностью. 


Колмановский, Эдуард Савельевич — за песни последних лет

Эдуард Савельевич Колмановский (9 января 1923, Могилёв — 27 июля 1994, Москва) — советский российский композитор. Народный артист СССР (1991). В репертуаре композитора свыше двухсот песен (на сл. К. Я. Ваншенкина, Е. А. Долматовского, Е. А. Евтушенко, М. Л. Матусовского, Л. И. Ошанина, И. Д. Шаферана и др.). Он написал музыку ко многим драматическим спектаклям («Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Старые друзья» Л. А. Малюгина, «Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского, «Том Кенти» С. В. Михалкова, «Голый король» Е. Л. Шварца, «Сталевары» Г. К. Бокарева и др.), к музыкальной комедии «Ох, уж этот Вронский» (1976) и музыкальной сказке-опере «Белоснежка» (1965), а также ко многим кинофильмам, мультфильмам, телефильмам, радиопостановкам, инструментальным пьесам. Автор крупных оркестровых сочинений, в том числе четырёх сюит: «Лирическая» (1945), на греческие темы (1948), «Славянская» (1950) и из музыки к комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь» (для солистов и симфонического оркестра, 1956), а также концерта для альта (1945), романсов на сл. М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Р. Бёрнса (для голоса и фортепиано) и пьес для эстрадного оркестра. 


Богачёва, Ирина Петровна — за концертные программы (1981—1983)

Ирина Петровна Богачёва (2 марта 1939, Ленинград — 19 сентября 2019, Санкт-Петербург) ― советская и российская оперная певица (меццо-сопрано). Народная артистка СССР (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1973). Вела активную концертную деятельность, много пела с оркестром и фортепианным сопровождением. В свой концертный репертуар включает арии из классических опер, оперетт, романсы, песни, в том числе эстрадные. Особая глава в истории камерного музицирования певицы связана с работой над вокальными сочинениями Д. Д. Шостаковича («Пять сатир на стихи Саши Чёрного» и др.). Гастролировала за рубежом с сольными программами: Норвегия, Франция, Китай, Испания, Япония, Корея, Англия, Германия, Италия и др. В лучших ролях своего репертуара выступала в таких известных оперных театрах, как «Ла Скала» (Милан), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастилии (Париж), крупнейший в мире театр «Колон» (Буэнос-Айрес), Опера Сан-Франциско и многих других.


Кобзон, Иосиф Давыдович — за концертные программы (1980—1983)

Иосиф Давыдович Кобзон (11 сентября 1937, Часов Яр, Украинская ССР, Донецкая область, СССР — 30 августа 2018, Москва) — советский и российский эстрадный певец, политический и общественный деятель, музыкальный педагог. Герой Труда Российской Федерации (2016). Народный артист СССР (1987). Народный артист Украины (1991). Заслуженный человек Молдавии (2007). Лауреат Государственной премии СССР (1984), премии Ленинского комсомола (1976), премии Правительства РФ (2011), Герой Донецкой Народной Республики (2015). Депутат Государственной думы Федерального собрания РФ II—VII созывов (1997—2018). Председатель комитета ГД РФ по культуре (2003—2011), первый заместитель председателя комитета ГД РФ по культуре (2011—2018). Член партии «Единая Россия» (2007—2018). Почётный гражданин 28 городов. 


Джалалов, Баходир Фазлетдинович — за монументальные росписи „Сбор урожая“ в клубе насосной станции в Талимарджане и „Рождение танца“ в концертном зале „Бахор“ в Ташкенте.

Баходир Фазлетдинович Джалалов (узб. Bahodir Jalolov Fazliddinovich, также известен как Баходир Джалал; 27 мая 1948; Ташкент, Узбекская ССР, СССР) — советский и узбекистанский художник. Народный художник Узбекистана (1991).


Сидоров, Валентин Михайлович — за цикл пейзажей „Дорогами детства“: „Моя школа“, „Утро на Подоле“, „Берёзовый ветер“, „Прятки“, „Откуда берётся речка Дубровка“

Валентин Михайлович Сидоров (род. 5 мая 1928, д. Сорокопенье, Тверская губерния) — советский и российский художник-живописец, мастер пейзажа, педагог, профессор. Председатель правления Союза художников РФ в 1987—2009 годах. Академик АХ СССР (1988; член-корреспондент 1975). Народный художник СССР (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1974) и Государственной премий Российской Федерации (1997). 


Скулме Джемма Отовна — за живописный триптих „Песня“ („Сто лет назад“, „Молния небо взрезает“, „Песня“) и картины „Нити“, „Поколения“

Джемма Скулме (латыш. Džemma Lija Skulme; в документах советского периода — Джемма Оттовна Скулме, 20 сентября 1925 — 9 ноября 2019) — советская и латвийская художница. Народный художник Латвийской ССР (1976). Окончила отделение живописи Латвийской Академии художеств, аспирантуру ЛИЖСА имени И. Е. Репина (кандидат искусствоведения). С 1956 года член Союза художников Латвии, в 1977—1982 гг. исполняющая обязанности председателя, в 1982—1992 гг. председатель. Персональные выставки Д. Скулме проходили в России, Австрии, Германии, Канаде, США. Депутат ВС Латвийской ССР. Активный участник Атмоды, одна из первых фигур Народного фронта, позже подписала манифест о создании Народной партии. 


Карп, Райне Эвальдович, руководитель работы, Алтмяэ, Рийна Каареловна, Сирп, Юло Карлович, архитекторы; Кудд, Аго-Аллан Фердинандович, инженер; Нурмет, Гуннар Александрович, инженер-конструктор; Жуковцов, Владимир Леонтьевич, Палу, Пээтер Карлович, инженеры-строители, — за архитектуру ДКС имени В. И. Ленина в Таллине


Сохин, Виталий Антонович, руководитель проекта, архитектор; Нелипа, Александр Дмитриевич, инженер-конструктор; Федорович, Александр Иосифович, инженер-строитель, — за архитектуру Морского вокзала в Ленинграде


Buy for 20 tokens
Да-да, речь про помощника Навального, который сейчас находится в изгнании. (фото-скрин: Канал Навальный LIVE) Тут прям серия настоящих шедевров, вскрывающая правду про реальное отношение к нашей стране. Благодарить за такое нужно наших пранкеров Вована и Лексуса, Владимира Кузнецова и…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded