cand_orel

Categories:

Позитив. Кино XVII

1952 год  — монархии наследуются, правительства свергаются, стройки строятся ... и тихая подковерная  возня в политике.

7 января — правительство Рене Плевена во Франции получило вотум недоверия в Национальном собрании и ушло в отставку.

6 февраля — вступление Елизаветы II на английский престол.

10 марта — на Кубе генерал Фульхенсио Батиста совершил переворот и сверг президента Карлоса Прио Сокарраса.

25 апреля — Катастрофа Ил-12 под Новосибирском.

26 мая — в Бонне без участия СССР подписан Общий договор между ФРГ и бывшими союзными державами — США, Великобританией и Францией. Договор отменил оккупационный режим в Западной Германии, при этом существенно ограничивая суверенитет ФРГ, и игнорируя позицию другого союзника — СССР. В силу не вступил в связи с тем, что Франция не ратифицировала Парижский договор 1952 года.

1 июня — по Волго-Донскому каналу началось движение судов (официальное открытие состоялось 27 июля 1952 года).

26 июня — в Аргентине принят закон о сооружении памятника больной раком жене президента Перона Эвите Перон.

27 июня — принят закон Маккарена-Уолтера, запрещающий въезд в США лицам коммунистических убеждений.

25 июля — объявление Конгрессом США Пуэрто-Рико «добровольно присоединившимся государством».

12 сентября — правительство СССР выпустило постановление «О проектировании и строительстве объекта 627» (первой советской атомной подводной лодки).

5 октября  — в Москве открылся XIX съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков); партия переименована в КПСС (продолжался до 14 октября).

1 ноября — Соединённые Штаты Америки на атолле Эниветок провели первое испытание водородной бомбы мощностью 12 мегатонн.


Но нам всегда кроме хлеба требуется зрелище. Кое-что о зрелищах в 1952 году...


«Джамбул» (каз. Жамбыл) — советский художественный фильм, снятый режиссёрами Ефимом Дзигаем в 1952 году на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. Премьера фильма состоялась 25 мая 1953 года. Фильм был снят чёрно-белым, но существует и реставрированная цветная версия. 

Фильм рассказывает историю жизни и творчества известного казахского поэта-акына Джамбула Джабаева. На просторах широких казахских степей живёт молодой поэт Джамбул. Известный акын Суюнбай перед смертью передаёт своему ученику домбру. Ни лесть, ни золото, ни преследование не могут заставить Джамбула в своём творчестве лгать. Царское правительство арестовало его, чтобы задушить свободный голос поэта. В тюрьме он встречает русского солдата, большевика Василия. После этой встречи он понимает, что простые люди России и казахи имеют одну и ту же цель. Проходят годы. Поэт становится старше. Песен Джамбула почти не слышно. 

Известие об Октябрьской революции придаёт новый импульс его творчеству. Джамбул рассказывает о счастье народа, увидевшего новый свет в жизни. Он отправляется в Москву, где насладится прекрасными достопримечательностями столицы и напишет о ней песни. В трудные дни Великой Отечественной войны Джамбул отправляет сына на фронт. Он призывает своих соотечественников нанести удар по врагу, напавшему на Великую Родину. В блокадном Ленинграде звучит знаменитая песня акына «Ленинградцы, дети мои». Вместе со своим народом поэт встречает День Победы. В его руках снова звучит та же домбра. 


«Композитор Глинка» — фильм Григория Александрова о жизни и творчестве великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки, снятый в 1952 году. Фильм цветной. Вышел на экраны 1 октября 1952 года. 

Молодой композитор Михаил Глинка исполняет своё новое сочинение на вечере графа Виельгорского. Однако публика, привыкшая к западноевропейской музыке, холодно отнеслась к творению композитора, особенно ехидничает Булгарин. Глинку это очень огорчает, однако вскоре он решает ехать учится музыкальному искусству в Италию. Вернувшись из Италии, Глинка полон желания написать русскую оперу. Жуковский подсказывает ему сюжет — подвиг Ивана Сусанина. Николай I меняет название оперы на «Жизнь за царя» и назначает Глинке либреттиста — барона Розена. Знакомство с будущим соавтором шокирует Глинку: тот говорит с заметным немецким акцентом. Премьера проходит с успехом, но Глинка всё же не вполне доволен либретто: «Не те слова написал Розен». Узнав, что «Руслан и Людмила» написана на сюжет Пушкина, Николай I усматривает в этом крамолу. Горькие переживания композитора скрашивают его единомышленники — «передовые люди» России. 


Концерт мастеров украинского искусства — советский музыкальный фильм-концерт режиссёра Бориса Барнета, снятый в 1952 году на Киевской киностудии. Премьерный показ состоялся 11 мая 1952 года

Музыкальный фильм-концерт, созданный режиссёром Борисом Барнетом по канонам массового искусства сталинского времени. Лейтмотивом в фильме звучит «Песня о Сталине» композитора Марка Фрадкина на стихи Михаила Исаковского в исполнении сводного хора, солист Михаил Гришко, украинская народная песня «Закувала та сива зозуля» в исполнении солистов Государственной заслуженной капеллы бандуристов УССР, ода к открытию Волго-Донского канала… В постановке заняты выдающиеся украинские советские оперные певцы, известные танцевальные коллективы, солисты и ансамбли: Борис Гмыря, Иван Паторжинский, Мария Литвиненко-Вольгемут, Лариса Руденко, Елизавета Чавдар. Звучат арии из опер: «Запорожец за Дунаем», «Борис Годунов», «Тарас Бульба», «Молодая гвардия». Представлены сцены из балета «Маруся Богуславка», украинский национальный танец «Гопак» в исполнении Государственного ансамбля танца Украинской ССР в постановке Павла Вирского.


«Майская ночь, или Утопленница» — советский полнометражный цветной художественный стереофильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1952 году режиссёром Александром Роу по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя. 

Премьера фильма в СССР состоялась 31 октября 1952 года. 


«Максимка» — цветной художественный фильм, снятый по мотивам «Морских рассказов» Константина Станюковича. 

1864 год. Русский корвет «Богатырь» в водах Атлантического океана встречает американское судно. В его трюме живой товар — негры. Через два дня матросы «Богатыря» снимают с обломков разбитого штормом американского корабля мальчика-негра. Запуганный и забитый работорговцами, негритёнок находит в русских матросах добрых и отзывчивых людей. Вскоре мальчик, прозванный матросами Максимкой, становится любимцем всей команды. Особенно горячо привязывается к мальчику матрос Лучкин. Любовь к Максимке помогает Лучкину, стремившемуся утопить в вине тяжкое чувство обиды, нанесённой ему самодуром-помещиком, вновь обрести смысл и цель существования. Негритёнок платит своему старшему русскому другу нежной привязанностью. Он деятельно помогает команде «Богатыря» вызволить Лучкина из заточения на американском судне, куда насильно затащили его вербовщики рабочей силы. За проявленную находчивость и мужество при спасении Лучкина капитан «Богатыря» приказывает зачислить Максимку в команду корвета. Так Максимка становится юнгой русского флота. 


«Навстречу жизни» — художественный фильм режиссёра Николая Лебедева 1952 года по мотивам повести Ивана Василенко «Звёздочка». Молодёжно-производственная киноповесть. Первая роль в кино Надежды Румянцевой.

Одному из ленинградских ремесленных училищ поручают сложный заказ на изготовление партии станков. Не все рабочие одинаково серьёзно относятся к выполнению задания. Происходит поломка. Кажется, виновные найдены. Но наказать всегда легче, чем помочь исправить ошибки. 


«Ревизор» — советский кинофильм, экранизация одноимённой комедии Николая Гоголя. Премьера: 1 декабря 1952 года.

Авторы фильма весьма строго следовали оригинальному тексту Николая Васильевича Гоголя. Мелкий чиновник из Петербурга Иван Александрович Хлестаков (Игорь Горбачёв) следует в Саратов со своим слугой Осипом (Алексей Грибов). В дороге он проигрался в карты и потому, не имея денег на проезд и даже на питание, застрял в гостинице уездного городка. Городничий этого города, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (Юрий Толубеев) знакомит круг своих приближённых с письмом, в котором его предупреждают о возможном появлении в городе чиновника с ревизией. Чиновник этот должен появиться инкогнито. Местные помещики Бобчинский и Добчинский, обедая в гостинице, натыкаются на Хлестакова и с испугу принимают его за ожидаемого ревизора, в чём быстро убеждают и окружающих. С этой ошибки и начинается цепь событий… Всё заканчивается знаменитой немой сценой. 


«Садко» — советский фильм-сказка, поставленный в 1952 году режиссёром Александром Птушко по мотивам русских онежских былин о новгородском торговом человеке Садко. В фильме использованы фрагменты из одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова. 

Садко красив на лицо, душой и телом мужественен и голосом певуч. Он завораживал слушателей игрой на гуслях. На пиру среди купцов Великого Новгорода посетовал гусляр: будь у него золото и прочее богатство, то накупил бы красного товара, снарядил бы корабли и поехал бы искать пути к синему морю и далее… По далёким морям, по раздолью земли пронёс бы он славу Великого Новгорода! Подвернулся случай Садко: одна из дочерей морского царя помогла торговому человеку снарядить корабли и с молодецкой дружиной отправиться на Восток. Непросты приключения были у Садко на чужбине: на морском дне у Морского царя побывал, у Магараджи в Индийских далях. Отовсюду живым выбирался — русская смекалка и гуслярское мастерство выручали молодца. Всё посмотрел он в странствиях и, вернувшись домой, понял, что нет краше земли родной и милей красавицы Любавы Буслаевны. 


«Учитель танцев» — советский фильм-спектакль в постановке Центрального театра Советской армии по одноимённой пьесе Лопе де Вега (1594). 

Музыкальный спектакль «Учитель танцев» была впервые поставлен на русском языке (в переводе Татьяны Щепкиной-Куперник) в 1946 году в Центральном театре Красной армии. Среди граждан СССР, измученных тяготами войны, жизнерадостная пьеса пользовалась огромной популярностью. Экранная версия спектакля была записана в 1952 году. Роль учителя танцев Альдемаро стала визитной карточкой Владимира Зельдина: именно для её исполнения он был приглашён в театр. Знаменитый танец Зельдина поставил Владимир Бурмейстер. 

В послевоенные годы съёмки игровых картин не поощрялись (в 1951—1952 год на «Мосфильме» были выпущены буквально единицы художественных фильмов) и недостаток фильмов восполняли за счёт съёмок популярных театральных постановок, в число которых входил и «Учитель танцев». Режиссёром фильма стала Татьяна Лукашевич, поставившая другую популярную музыкальную комедию — «Свадьба с приданым». Как вспоминает Владимир Зельдин, «художникам на „Мосфильме“ пришло в голову сделать пол стеклянным. Но разве можно на нём танцевать? Его никакая канифоль не берёт! Нет точки опоры. И приходилось преодолевать это скольжение, в то время как хотелось получать от танцев удовольствие».

Многим советским критикам фильм казался слишком легкомысленным. Другие расценили попытку перенести спектакль на экран как неудачную: «Пытаясь использовать ту любовь, которую проявляют советские зрители к лучшим классическим и современным комедийным спектаклям, кинематографисты зафиксировали на плёнку „Учителя танцев“ в театре ЦТСА… Спектакль „Учитель танцев“ оказался на плёнке затянутым, нудным. Длинные монтажные куски с актёрами, выговаривающими свой текст, были в непримиримом противоречии с интенсивным внутрикадровым движением». 

В 1952 году фильм занял второе место в советском кинопрокате: его посмотрели 27 миллионов 900 тысяч зрителей. Многие фразы из спектакля и фильма стали крылатыми: например, песенка Альдемаро («Только тот достигнет цели, кто не знает слова „страх“») цитируется в нескольких произведениях братьев Стругацких («Попытка к бегству», «Понедельник начинается в субботу»).


«Школа злословия» — фильм-спектакль 1952 года по одноимённой комедии Ричарда Шеридана. В постановке участвовали актёры Московского художественного театра. 

«Школа злословия» представляет собой комедию нравов и является сатирой на английское аристократическое общество XVIII века. В центре повествования: взаимоотношения недавней провинциалки, а ныне леди Тизл (жены сэра Питера Тизла) — с более опытными членами салона леди Снируэл («школы злословия»). Леди Тизл с удовольствием оказывается вовлечена в жизнь высшего света, но впоследствии обнаруживает, что сама оказывается жертвой интриг. Автор, Ричард Шеридан, отходит в этой пьесе от традиционного для XVIII века сентиментализма — в произведении есть уже многие черты реализма драматургии XIX века.


promo cand_orel июль 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded