cand_orel

Category:

Позитив. 1979. Лауреаты.

1979 (тысяча девятьсот семьдесят девятый) год по григорианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в понедельник. Это 1979 год нашей эры, 979 год 2-го тысячелетия, 79 год XX века, 9 год 8-го десятилетия XX века, 10 год 1970-х годов. Организацией объединённых наций данный год был определён как Всемирный год ребёнка. 

Не сказать, что наши лауреаты государственной премии в 1979 году творили и ваяли только для детей, но — тем не менее...

1. Зильберштейн, Илья Самойлович, — за книгу «Художник-декабрист Николай Бестужев» (2-е издание, 1977)

Илья Самойлович Зильберштейн (28 марта 1905, Одесса — 22 мая 1988, Москва) — советский литературный критик, литературовед, искусствовед, коллекционер, доктор искусствоведения. Один из основателей и редактор сборников «Литературное наследство» (98 томов, 1931—1988). Более двадцати тысяч исторических документов по истории русской культуры И. С. Зильберштейном были возвращены из-за границы и частных собраний в государственные фонды и архивы СССР. Основатель Музея личных коллекций в Москве (был открыт 24 января 1994 года). 


2. Коптелов, Афанасий Лазаревич — за роман «Точка опоры» (1973—1977)

Афанасий Лазаревич Коптелов (24 октября 1903, дер. Шатуново, Томская губерния — 30 октября 1990, Москва) — русский советский прозаик. Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член ВКП(б) с 1944 года. 

Основная тема творчества Коптелова — Алтай, его фольклор, его история, перемены в жизни местного населения после революции. Как утверждает немецкий славист Вольфганг Казак, «заслуги писателя заключаются скорее в собирании материала, чем в его самостоятельной художественной обработке».

Роман в двух книгах А. Л. Коптелова «Точка опоры» — выдающиеся произведения советской литературы, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина.


3. Рождественский, Роберт Иванович — за книгу стихов «Голос города» (1977) и поэму «210 шагов» (1978)

Роберт Иванович Рождественский (имя при рождении — Ро́берт Станиславович Петкевич; 20 июня 1932, село Косиха, Западно-Сибирский край, ныне — Алтайский край — 19 августа 1994, Москва) — советский и российский поэт и переводчик, автор песен. Один из ярких представителей эпохи «шестидесятников». Лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР. 


4. Фёдоров, Василий Дмитриевич — за произведения последних лет (лирические стихи и поэмы)

Василий Дмитриевич Фёдоров (1918—1984) — русский советский писатель и поэт, технолог. 

Что такое ПОЭЗИЯ?  

Во все времена — это поиск связей между небом и землей, 

между людьми и вещами, между минувшим и будущим... 

По существу, что такое СТИХИ? 

Это один из способов передачи духовной энергии от одного человека к другому. 

Сначала она познаётся поэтом, а через него и другими. 

Исходный материал — СЛОВО... 


5. Шкловский, Виктор Борисович, — за книгу «Эйзенштейн» (2-е издание, 1973)

Виктор Борисович Шкловский (12 января 1893 — 5 декабря 1984) — русский советский писатель, литературовед, критик и киновед, сценарист. Одна из ключевых фигур русского формализма. 

Идеи формальной школы в литературоведении, основу которой заложил Шкловский, произвели революцию в науке. Ещё в 1923 году Лев Троцкий отмечал, что «усилиями Шкловского — заслуга не маленькая! — теория искусства, а отчасти и само искусство из состояния алхимии переведены наконец на положение химии». К важнейшим научным открытиям Шкловского относят введённое им понятие остранения (неожиданного свежего взгляда на уже ставшее привычным) как на основу художественного эффекта в разных видах искусства. В области теории художественной прозы он первым настаивал на различении фабулы и сюжета, то есть собственно рассказываемой истории и конструкции этого рассказа. Переосмысливая наследие Стерна и Розанова, Шкловский разработал своеобразный, часто пародировавшийся современниками стиль. Его отличительные черты — «короткие отрывистые фразы, связанные неявными ассоциациями; парадоксальные афоризмы, фрагментарность и экспрессивность, ирония и полемический пафос».

На дверях – объявление (крупные рукотворные закорючки):

Здесь монтируют фильм «Октябрь». Подумай, прежде чем войти. Эйзенштейн

Чуть ниже – другой автограф:

Спасибо! Подумал и не вошел. Шкловский


6. Баранов, Николай Васильевич, Яралов, Юрий Степанович, руководители работы; Былинкин, Николай Петрович, Воронина, Вероника Леонидовна, Иконников, Андрей Владимирович, Максимов, Пётр Николаевич (посмертно), Маркузон, Владимир Фёдорович, Халпачьян, Оганес Хачатурович, Швидковский, Олег Александрович, авторы разделов, — за «Всеобщую историю архитектуры» в 12 томах

Не стоит думать, что углубленное изучение истории архитектуры, дело только специалистов, ученых. Познавая, знакомясь с произведениями зодчества различных стран, человек соприкасается с историей многих народов мира, с их видением прекрасного. 

Студент,  изучающий  Всеобщую  историю  архитектуры,  должен  не  просто  усвоить хронологию архитектурных событий, но прежде всего уяснив для себя методы архитектурного  творчества,  усвоить  композиционные  принципы  того  или  иного  сооружения, понять логику формирования и развития стилей. 

Человек, просто интересующийся зодчеством, сможет глубже познать мир  прекрасного, среду искусства вечного – архитектуры. 

В пособии не удалось в  полной  мере  осветить  все  периоды,  страны  и  даже  архитектурные стили. Такой задачи и не ставилось. Но в данной работе приведены все основные этапы развития архитектуры и главные памятники зодчества. 

Таким образом, история архитектуры помогает читателю творчески подходить к познанию жизни, расширяет кругозор. 

Хотелось  надеяться,  что  и  учебное  пособие «Всеобщая история  архитектуры», – одна из ступенек познания прекрасного.


7. Проскурин, Пётр Лукич, автор сценария; Матвеев, Евгений Семёнович, автор сценария, режиссёр и исполнитель роли Захара Тарасовича Дерюгина; Цекавый, Геннадий Степанович (посмертно) и Якушев, Виктор Михайлович, операторы; Валюшок, Семён Алексеевич, художник; Яковлев, Юрий Васильевич, исполнитель роли Тихона Ивановича Брюханова; Заклунная, Валерия Гаврииловна, исполнительница роли Екатерины Тарасовны Брюхановой; Кириенко, Зинаида Михайловна, исполнительница роли Ефросиньи Павловны Дерюгиной; Остроумова, Ольга Михайловна, исполнительница роли Марии Акимовны Поливановой, — за кинодилогию «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977) производства киностудии «Мосфильм»

«Любовь земная» — широкоформатный художественный фильм, снятый в 1974 году режиссёром Евгением Матвеевым. Социальная мелодрама по мотивам романа Петра Проскурина «Судьба». Председателю колхоза Захару Дерюгину далеко за тридцать, он женат и воспитывает четырёх сыновей. Однако случается в его жизни поздняя любовь к молодой односельчанке Мане Поливановой. Параллельно развивается роман между сестрой Дерюгина Катериной и секретарём райкома партии Брюхановым. В фильме показана жизнь советской деревни 1930-х годов. 

«Судьба» — советский широкоформатный кинофильм 1977 года. Продолжение фильма «Любовь земная». По мотивам романа Петра Проскурина «Судьба». Захар Дерюгин уходит на фронт Великой Отечественной, но попадает в плен. Сестра Захара Катя оказывается в оккупации. Не добившись согласия на сотрудничество, немцы казнят её. Брюханов возглавляет партизанский отряд. Старший сын Дерюгина погибает от фашистской пули при попытке к бегству, когда его с остальными детьми и подростками готовят к отправке в Германию. Его мать Евфросинья поджигает свой дом вместе с расквартированными там солдатами оккупационных частей. В ответ немцы готовят карательную акцию, но партизаны, в рядах которых Захар, бежавший из плена, занимают село и громят фашистский гарнизон. Спасая жителей села, партизаны проводят массовую эвакуацию. 


8. Иванов, Анатолий Степанович, автор сценария; Краснопольский-Ледов, Владимир Аркадьевич и Усков, Валерий Иванович, режиссёры; Емельянов, Пётр Григорьевич и Минаев, Владимир Иванович, операторы; Маркин, Николай Александрович, художник; Иванов, Николай Николаевич, исполнитель роли Ивана Силантьевича Савельева; Спиридонов, Вадим Семёнович, исполнитель роли Фёдора Силантьевича Савельева; Дегтярёва, Тамара Васильевна, исполнительница роли Агаты Гавриловны Савельевой, Вельяминов, Пётр Сергеевич, исполнитель роли Поликарпа Матвеевича Кружилина; Лапиков, Иван Герасимович, исполнитель роли Панкрата Григорьевича Назарова; Бирюков, Владлен Егорович, исполнитель роли Якова Николаевича Алейникова, — за телевизионный художественный фильм «Вечный зов» (1—12 серии, 1973—1977)

«Вечный зов» — телевизионный многосерийный художественный фильм в жанре семейной саги, снятый по одноимённому роману Анатолия Иванова. Снимался на «Мосфильме» с 1973 по 1983 годы. На материалах событий полувека (с 1906 по 1961 годы) в фильме показана история семьи Савельевых. Как и их односельчане, они проходят через русско-японскую и Первую мировую войны, революцию, Гражданскую войну, коллективизацию и период репрессий, Великую Отечественную войну и послевоенное время. 


9. Шепитько, Лариса Ефимовна (посмертно), режиссёр; Чухнов, Владимир Иванович (посмертно), оператор, — за режиссуру и операторское решение фильмов последних лет

Лариса Ефимовна Шепитько (6 января 1938, Артёмовск — 2 июля 1979, Калининская область) — советский кинорежиссёр, сценарист и актриса. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974).


10. Иванов (Блатов) Анатолий Иванович, автор сценария; Осьминин, Владимир Владимирович, режиссёр, — за телевизионный документальный фильм «Слово об Октябре и мире»


11. Норштейн, Юрий Борисович, режиссёр; Ярбусова, Франческа Альфредовна, художник; Жуковский, Александр Борисович, оператор, — за мультипликационные фильмы «Лиса и заяц» (1973), «Цапля и журавль» (1974), «Ёжик в тумане» (1975) производства студии «Союзмультфильм». 

Юрий Борисович Норштейн (род. 15 сентября 1941, село Андреевка, Пензенская область) — советский и российский режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор. Народный артист Российской Федерации (1996).


12. Стуруа, Роберт Робертович, режиссёр; Алекси-Месхишвили, Георгий Владимирович, художник; Чхиквадзе, Рамаз Григорьевич, исполнитель роли Аздака; Гигошвили, Иза Шалвовна, исполнительница роли Грушэ Вачнадзе; Санарадзе, Гурам Георгиевич, исполнитель роли; Лолашвили, Жанри Георгиевич, исполнитель роли; Гаганидзе, Джемал Ермолаевич, исполнитель роли, — за спектакль «Кавказский меловой круг» Б. Брехта, поставленный на сцене ГрАДТ имени Ш. Руставели

Из статьи Майи Мамаладзе «Роберт Стуруа» в журнале «Театрал»: «Мировой бум вокруг имени Стуруа начался в 1975-м со спектакля «Кавказский меловой круг» Брехта, ставшего визитной карточкой театра. Спектакля, который выглядит абсолютно живым по сей день и еще более актуален сегодня, чем в год премьеры. Иные из его первых исполнителей умерли, иные продолжают играть свою роль по сей день. Но есть один, незаменимый категорически – великий Чхиквадзе. Он более не числится в труппе по причине тяжелой болезни сердца и редко, но все же приходит играть на сцене одну роль – судьи Аздака.С разорванного белого кокона, в который запеленал «Кваркваре» художник Мириан Швелидзе, в говорящую художественную форму заключены все постановки Стуруа. Так, в «Меловом круге» настоящим сценографическим откровением стали находки Георгия Алекси-Месхишвили – свисавшие с колосников тряпки, нечто среднее между паутиной и колесами телеги, муляж коня, жертвенный агнец на подставке с колесиками, утыканной пасхальными свечечками. С «Круга» начался постоянный творческий симбиоз и личная дружба Стуруа с Гией Канчели, теперь одним из лучших композиторов мира, тогда – завмузчастью театра Руставели».


13. Кокарс Имант Александрович, хормейстер, — за концертные программы (1974—1977) народных хоров Латвии «Беверина», «Дзиедонис», «Аве сол»

Имантс Александрович Кокарс (латыш. Imants Kokars; 1921 — 2011) — советский, латышский хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1986). 

Неоднократно получал высшие награды с созданными коллективами не только в Латвии, но и на международных конкурсах. Под его руководством хор «Дзиедонис» получил первую премию на международном конкурсе в Гориции (Италия, 1977), хор «Ave Sol» завоевал 1-ю премию международного конкурса хоров в Ареццо (Италия, 1974), международного хорового конкурса в Дебрецене (Венгрия, 1982), конкурса в Шпитталь-ан-дер-Драу (Австрия, 1983). С этим хором записал «Антологию латышской хоровой музыки» (1996—2003). 


14. Фрадкин, Марк Григорьевич, композитор, — за песни последних лет («Баллада о спасённом хлебе», «За того парня», «У деревни Крюково», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру», «Всегда и снова», «Обещание»)

Марк Григорьевич Фрадкин (21 апреля 1914, Витебск — 4 апреля 1990, Москва) — советский российский композитор, автор многих популярных в середине XX столетия песен и музыки к кинофильмам. Народный артист СССР (1985).


15. Оганесян, Эдгар Сергеевич, композитор, — за оперу-балет «Давид Сасунский» (1976) и вокально-симфоническую поэму «Слава партии Ленина» (1977)

Эдгар Сергеевич Оганесян (арм. Էդգար Սերգեյի Հովհաննիսյան; 14 января 1930, Эривань — 28 декабря 1998, Ереван) — армянский, советский композитор, педагог. Лауреат Государственной премии СССР (1979). Народный артист СССР (1986). 


16. Яблонская, Татьяна Ниловна — за картину «Лён» (1977)

Татьяна Ниловна Яблонская (11 февраля 1917 — 17 июня 2005) — советская и украинская художница, Народный художник СССР (1982), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951), Государственной премии СССР (1979) и Национальной премии им. Т. Шевченко (1998), Герой Украины (2001). 

Слава и официальное признание так и не сказались на творческой натуре Т. Яблонской. Многочисленные государственные награды, депутатство в Верховной Совете УССР, участие в руководящих органах творческих союзов Украины и СССР не смогли затмить самого большого счастья — творчества. Более того, у Яблонской хватало смелости идти вопреки линии партии, когда она чувствовала свою правоту. В конце 1960-х годов (1968) на съезде художников Украины она выступила с резкой критикой «опеки» искусства со стороны партийных органов. После съезда её картину «Жизнь продолжается» сняли с выставки «за идеологически неправильный подход», а саму художницу ждал жесткий разговор с тогдашним секретарем ЦК по пропаганде А. Д. Скабой. После откровенных угроз Яблонскую сняли со всех должностей. Правда, через несколько месяцев «за разрыв с творческой интеллигенцией» сняли и самого Скабу, а Т. Яблонскую восстановили в прежнем статусе.


17. Андронов, Николай Иванович, Васнецов, Андрей Владимирович — за мозаику «Человек и печать» в новом здании редакции газеты «Известия»


18. Томский (Гришин) Николай Васильевич — за монумент В. И. Ленина в Ташкенте


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded