cand_orel

Category:

Позитив. 1976. Лауреаты. Многонациональненько

1976 (тысяча девятьсот семьдесят шестой) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в четверг. Это 1976 год нашей эры, 976 год 2-го тысячелетия, 76 год XX века, 6 год 8-го десятилетия XX века, 7 год 1970-х годов. 

Алексеев, Михаил Николаевич, — за роман «Ивушка неплакучая» (1970—1975)

Михаил Николаевич Алексеев (6 мая 1918, село Монастырское, Саратовская губерния — 19 мая 2007, Москва) — русский советский писатель, прозаик и журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1976) и Государственной премии РСФСР им. М. Горького (1966). Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1978). Член ВКП(б) с 1942 года. 

После школы-семилетки окончил педагогический техникум, в 1938—1955 годах служил в Красной и Советской Армии солдатом, затем офицером, был военным корреспондентом, а в 1950—1955 годах — редактором военного издательства. Полковник запаса. Член СП СССР с 1951 года. Алексеев с 1965 года входит в секретариат правления СП РСФСР, с 1967 года — в правление СП СССР, а с 1990 года — СП РСФСР. В 1968 году он стал главным редактором журнала «Москва». В 1957 году окончил Высшие литературные курсы СП СССР. Михаил Алексеев писал книги о Великой Отечественной войне. Высокую оценку его творчеству дал Николай Асеев. В романе «Ивушка неплакучая» (1970—1974) изображена жизнь во время войны. По роману «Вишнёвый омут» был создан одноимённый кинофильм, по повести «Хлеб — имя существительное» — фильм «Журавушка».


Бунин, Андрей Владимирович и Саваренская, Татьяна Фёдоровна — за книгу «История градостроительного искусства»

Рассматривается градостроительное искусство рабовладельческого и феодального периодов. Характеристика природных, социально-экономических и историко-географических условий различных районов, повлиявших на развитие градостроительного искусства, базируется на историко-топографическом принципе, что предполагает включение в сферу исследования не только зданий различного назначения, но и природно-ландшафтной и местной историко-культурной среды. Анализируются как общие градостроительные концепции, так и отдельные градостроительные объекты. Для студентов архитектурных вузов и факультетов.


Гранин (Герман) Даниил Александрович, — за повесть «Клавдия Вилор» (1975)

Даниил Александрович Гранин (1 января 1919, Курская губерния, РСФСР — 4 июля 2017, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016), премии Президента РФ (1998) и премии Правительства РФ (2014). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005). 

Героиня награжденной книги - Клавдия Вилор - реально существующий человек, прошедший испытания войны и муки плена, сумевший выстоять и сохранить чувство собственного достоинства в труднейших обстоятельствах. "История, пережитая Клавдией Вилор, - пишет Даниил Гранин, - открыла мне возможности человеческой души, о которых я не подозревал и которые поэтому хочется приобщить к портрету воина Великой Отечественной войны".


Зульфия (Исраилова Зульфия), — за книгу стихов «Строки памяти» (1974) и цикл «Радуга»

Зульфия Исраилова (1915—1996) — узбекская советская поэтесса. Народная поэтесса Узбекской ССР (1965). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1976). Член КПСС с 1953 года. 

В своем художественном творчестве Зульфия воспевала свой народ и его многовековые традиции. В её творчестве прославляется мать — хранительница семейного очага. Одаренная поэтесса и писательница, будучи тонким знатоком человеческих душевных порывов, создала произведения различных жанров: поэмы, баллады, элегии, лирические стихотворения, рассказы, очерки, публицистические статьи и газетные корреспонденции. Многие её стихотворения были посвящены борьбе за мир и дружбе народов СССР. В годы войны она писала патриотические стихи.

А ты, поэт, когда свой стих
Ты в сердце создаешь,
Когда очистишь ты сперва
Свои отборные слова
От хлама и от сора, —
Уверен ли, что мастерства
Достигнешь так же скоро?
Что цветник шумит листвой
И что поэзии живой
Явил ты образец?
Как только скажешь ты, поэт:
— Я создал лучший плод и цвет, —
Тогда тебе конец.

Кугультинов, Давид Никитич, — за книгу стихов «Зов апреля» (1975)

Давид Никитич Кугультинов (1922—2006) — калмыцкий советский поэт. Народный поэт Калмыцкой АССР (1969). Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Депутат Верховного Совета Калмыцкой АССР (1980, 1985 гг.). Народный депутат СССР (1989—1991). 

Автор многих книг стихов, поэмы «Бунт разума», стихотворных сказок. На творчество поэта большое влияние оказал калмыцкий национальный эпос «Джангар». В 1965 году издал сборник «Стихи», который был выдвинут на соискание Ленинской премии. В 1970 году в Москве в издательстве «Художественная литература» вышел двухтомник сочинений с предисловием Семёна Липкина. В 1977 году в издательстве «Художественная литература» вышел очередное собрание произведений в трёх томах. На русский язык его стихи переводила в числе других переводчиков Юлия Нейман. 

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух, и простор,
И колокольчик – жаворонка трели!..
Ты – музыка, чьи звуки в давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.

Как счастлив я, что голос твой пойму,
Что человек я, что душе все чаще
Доступна радость красоты щемящей…
Иль человек я только потому,
Что внемлет скрытой музыке душа?..
О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!...

Лазарев, Виктор Никитич (посмертно), ч.-к. АН СССР, — за книги «Византийская живопись», «Древнерусские мозаики и фрески», «Старые итальянские мастера», «Старые европейские мастера»

Виктор Никитич Лазарев (22 августа 1897, Москва — 1 февраля 1976, там же) — советский искусствовед, специалист в области истории древнерусского и византийского искусства, а также итальянского искусства эпохи Возрождения. Доктор искусствоведения (1936), профессор, член-корреспондент АН СССР (1943). 

Понятие византийского искусства получило настолько широкое толкование, что оно почти утратило какое-либо конкретное содержание. К памятникам византийской живописи нередко причисляют почти все средневековые мозаики и росписи Рима, дучентистские картины, русские иконы XV–XVI веков, фрески балканских, грузинских и румынских церквей. Тем самым стираются те четкие грани, которые существовали между художественным развитием Византии в строгом смысле этого слова и развитием романского Запада, христианского Востока и отдельных национальных школ. Настоящая работа ставит себе основной целью выяснение стилистической сущности византийской живописи и ее роли в художественной жизни средних веков. Поэтому главное внимание сосредоточено на изучении константинопольских памятников. Исходя из этой же мысли, я отвел столичным произведениям решающее место в иллюстративной части книги, поскольку они дают наиболее полное представление о византийской живописи. В тексте идет речь и о многочисленных памятниках христианского Востока, Балкан, Древней Руси и Кавказа, но преимущественно в таком плане, который бы позволил более рельефно оттенить отличие константинопольской школы от других национальных и провинциальных школ, равно как и проследить разнообразные пути распространения константинопольского искусства. 


Эмин Геворг Григорьевич (Мурадян Карлен Григорьевич), — за книгу стихов «Век. Земля. Любовь» (1974)

Геворг Эмин (1919—1998) — армянский советский поэт. Опубликовал несколько сборников стихов: «Нахашавиг» («Предтропье») (1940), «Новая дорога» (1949), «Поиски» (1955), «По сей день» (1959), «В этом возрасте» (1968), «Двадцатый век» (1970), «Семь песен об Армении» (1974), «Век. Земля. Любовь» (1974), «Из дневника солдата» (1985), а также эссе «Путник вечности» (1985), «Ласточка из Аштарака» (1988). Поэзию Эмина переводили на русский язык Д. С. Самойлов, Ю. Д. Левитанский, Б. А. Слуцкий, М. С. Петровых, Л. А. Озеров, Е. М. Николаевская, М. Н. Рыжков. В своём творчестве поэт обращается к трагическому прошлому Армении, судьбам мира и искусства; говорит об армянских беженцах, разрухе, голоде, геноциде армянского народа в дореволюционные годы. Критик Эдварда Кузьмина отмечала, что «в поэзии Г. Эмина звучит и характерное для его земляков острое чувство истории: каждый ощущает свою сопричастность всему тысячелетнему пути народа, у каждого в крови — память о набегах Семирамиды, персидских орд, арабов и сельджуков… В стихах Эмина есть размах, масштабность. Но она не враждебна сердечности». Перевёл с русского на армянский произведения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, С. А. Есенина, Пастернака, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Р. Г. Гамзатова, Арагона, а также роман Э. М. Ремарка «Время жить и время умирать» (1963). 

Юнец, впервые девушку целуя,
Что думает? Спросите у него!
Он думает, что кроме поцелуя,
Не существует в мире ничего.

Юнцу такому может показаться,
Что все старухи, старцы, бобыли
Спешат сейчас же в парки целоваться
Иль со свиданья только что пришли.

Вот так я с первой книгою под мышкой
Иду сейчас по улице - поэт!
Воображая, что над этой книжкой
Уже склонился чуть не целый свет.


Гельман, Александр Исаакович, автор сценария, Микаэлян, Сергей Герасимович, режиссёр; Чумак, Владимир Гаврилович, оператор; Леонов, Евгений Павлович, исполнитель роли Василия Трифоновича Потапова; Самойлов, Владимир Яковлевич, исполнитель роли Павла Емельяновича Батарцева; Ургант, Нина Николаевна, исполнительница роли Дины Павловны Милениной, — за художественный фильм «Премия» (1974) производства киностудии «Ленфильм»

«Премия» — художественный фильм режиссёра Сергея Микаэляна, снятый в 1974 года по сценарию Александра Гельмана (производственная драма), позже переработанный в пьесу «Протокол одного заседания». Фильм в прокате посмотрело 12,9 миллиона зрителей. 

Действие происходит в СССР в 1970-х годах. Фильм решён в камерном стиле, и почти всё действие разворачивается в одном помещении. Рядовое заседание парткома строительного треста превращается в серьёзный разговор о проблемах планового хозяйства, и начинает его простой бригадир Василий Потапов. Потапов и вся его бригада (17 человек) отказываются от премии, которая выдана по результатам года всем работникам треста № 101 за перевыполнение плана. Дело в том, что в прошлом году руководство треста ходатайствовало перед главком о корректировке установленного плана «по объективным причинам». План был сокращён, благодаря чему в этом году трест перевыполнил его и даже занял третье место в соцсоревновании. Бригадир Потапов душой болеет за работу, не может терпеть простоев и беспорядка, утверждая, что все причины сокращения плана — внутренние, и они могли быть преодолены самим трестом при надлежащей организации труда. Несколько участников заседания, и прежде всего управляющий трестом Батарцев, поначалу пытаются поставить «бунтовщика» на место. Однако парторг Соломахин поддерживает выступление Потапова, намереваясь разобраться в ситуации. Далее выясняется, что бригадир тщательно подготовился к своему демаршу. Его бригада с помощью сотрудника планового отдела Дины Милениной провела глубокий экономический анализ и предметно обосновала, что у треста не было объективных причин для сокращения плана, и он мог бы его выполнить. Потапов вносит предложение — вернуть премию, полученную трестом нечестно и незаконно. Выступление Потапова побуждает каждого участника собрания выразить свою принципиальную позицию. Неожиданно ход заседания прерывает телефонный звонок. Выясняется, что только что семеро членов бригады Потапова всё же получили премию. Поникнув, бригадир молча покидает заседание. Собираются разойтись и остальные коммунисты, но секретарь парткома Соломахин останавливает их. По его словам, уход Потапова в принципе ничего не меняет. Проблема всё равно осталась, и Соломахин выносит на голосование решение об отказе от годовой премии всем трестом. В итоге большинством голосов, включая Батарцева, предложение Потапова принимается. 


Хитрук, Фёдор Савельевич, режиссёр, — за мультипликационные фильмы «Дарю тебе звезду» (1974), «Остров» (1973), «Фильм, фильм, фильм» (1968), «Винни-Пух» (1969—1972) производства студии «Союзмультфильм»

Фёдор Савельевич Хитрук (18 апреля 1917, Тверь — 3 декабря 2012, Москва) — советский и российский режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино, педагог, переводчик. Народный артист СССР (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1976, 1982), премии Президента Российской Федерации (1999), Национальной премии ГДР (1971). 

Призы на фестивалях:

1962 — МКФ в Сан-Франциско (Приз «Золотые Ворота», фильм «История одного преступления»)

1963 — МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене (Почётный диплом, фильм «История одного преступления»)

1964 — ВКФ в Ленинграде (Первая премия в разделе мультипликационных фильмов, фильм «История одного преступления»)

1964 — МКФ в Венеции (Приз «Бронзовый лев Святого Марка», фильм «Топтыжка»)

1964 — VI МКФ фильмов для детей и юношества в Венеции (Приз, фильм «Топтыжка»)

1965 — МКФ в Корке (Почётный диплом, фильм «Каникулы Бонифация»)

1966 — ВКФ в Киеве (Первая премия в разделе мультипликационных фильмов, фильм «Каникулы Бонифация»)

1966 — МКФ анимационных фильмов в Мамае (Приз «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов, фильм «Каникулы Бонифация»)

1967 — II МКФ фильмов для детей в Тегеране (Поощрительный диплом, фильм «Каникулы Бонифация»)

1969 — МКФ короткометражных фильмов в Кракове (Почётный диплом, фильм «Фильм, фильм, фильм!»)

1970 — МКФ короткометражных фильмов в Тампере (Приз, фильм «Фильм, фильм, фильм!»)

1970 — МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (Премия «Золотой голубь», фильм «Юноша Фридрих Энгельс»)

1971 — МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене (Премия международного Жюри народных университетов, фильм «Юноша Фридрих Энгельс»)

1973 — МКФ анимационных фильмов в Нью-Йорке (Серебряная медаль, фильм «Фильм, фильм, фильм!»)

1973 — МКФ в Коломбо (Приз за лучший короткометражный фильм, фильм «Фильм, фильм, фильм!»)

1974 — ВКФ в Баку (Вторая премия по разделу мультипликационных фильмов, фильм «Остров»)

1974 — МКФ в Каннах (Гран-при за короткометражный фильм, фильм «Остров»)

1974 — IX МКФ короткометражных фильмов в Кракове (Гран-при «Золотой Дракон Вавеля», Денежная премия, Диплом «СИДАЛЬК», фильм «Остров»)

1975 — МКФ в Каннах (Специальный приз жюри (основной конкурс короткометражных фильмов), фильм «Дарю тебе звезду»)

1977 — X Всесоюзный кинофестиваль в Риге (Вторая премия по разделу мультфильмов — мультфильм «Икар и мудрецы»)

1983 — МКФ «Cinanima» в Эшпинью (Почётный диплом в категории фильмов от 3 до 12 минут, фильм «Лев и бык»)

1983 — XIV МКФ короткометражных фильмов в Тампере (фильм назван лучшим анимационным фильмом года «За мастерское владение стилем классической анимации», фильм «Лев и бык»)

1984 — МКФ анимационных фильмов в Торонто (Приз зрителей, фильм «Лев и бык»)

1997 — Премия им. В. Старевича

2005 — Х Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале (Приз «За вклад в профессию»)

2006 — МКФ анимационных фильмов в Анси (Приз жюри «За достижения в профессии»)

2006 — Премия «Ника» — за выдающийся вклад в российский кинематограф.

2006 — XVIII МКФ анимационных фильмов в Загребе (Animafest) (Приз «За вклад в профессию»).


Дунаев, Владимир Павлович и Зорин, Валентин Сергеевич, авторы сценариев; Лисакович, Виктор Петрович, режиссёр; Иванов, Анатолий Дмитриевич и Серебряков, Дмитрий Георгиевич, операторы, — за цикл телевизионных документальных фильмов «Программа мира в действии»; Колошин, Анатолий Александрович, автор сценария и режиссёр-оператор, Ковалёв, Анатолий Гаврилович; автор сценария; Кочетков, Александр Степанович, Микоша, Владислав Владиславович, Серов, Георгий Антонович, операторы, — за документальный фильм «Трудные дороги мира» производства ЦСДФ


Хачатурян, Карен Суренович, композитор; Майоров, Генрих Александрович, балетмейстер; Ерёменко, Константин Андреевич, дирижёр; Косменко, Евгений Владимирович, исполнитель заглавной партии, Сморгачёва, Людмила Ивановна, исполнительница партии Редисочки, — за балетный спектакль «Чиполлино» К. С. Хачатуряна, поставленный на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко.

Карэн Суренович Хачатурян (19 сентября 1920, Москва — 19 июля 2011, там же) — советский и российский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1976) и Российской Федерации (2002). Член КПСС с 1952 года. 

Музыкальная общественность, коллеги-профессионалы, любители музыки открыли незаурядный талант К. Хачатуряна буквально с первых шагов его творчества. Д. Д. Шостакович подчеркивал свойственные композитору «глубину мысли, виртуозную разработку материала, совершенство его воплощения, красиво льющиеся мелодии, удивительные звучания». Творчество Карэна Хачатуряна отличается разнообразием жанров, обращением к различным национальным ладовым пластам, широким использованием полифонических форм. 

Тесные дружеские и творческие контакты связывали Карэна Хачатуряна с выдающимися композиторами, исполнителями, художниками и театральными деятелями разных поколений, среди которых: Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Карл Орф, Кшиштоф Пендерецкий, Николай Эрдман, Георгий Свиридов, Николай Пейко, Борис Чайковский, Моисей Вайнберг, Лазарь Сарьян, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Леонид Коган, Валентин Берлинский, Юрий Абдоков, Юрий Григорович, Роман Леденев и др. 


Канчели (Гия) Георгий Александрович — за 4-ю симфонию «Памяти Микеланджело»

Гия Александрович Канчели (10 августа 1935, Тифлис — 2 октября 2019, Тбилиси) — советский, грузинский композитор, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1976) и Государственной премии Грузинской ССР им. Ш. Руставели (1981). 


Молдобасанов Калый, композитор и дирижёр; Сарбагишев, Уран, балетмейстер; Чокоева, Рейне и Токомбаева, Айсулу Асанбековна, исполнительницы партии Толгонай, — за балет-ораторию «Материнское поле» К. Молдобасанова, поставленный на сцене Киргизского ГАТОБ.

Калый Молдобасанович Молдобасанов (1929—2006) — советский, киргизский композитор, дирижёр, музыкальный педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1991). Народный артист СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1976). 


Петров, Андрей Павлович, композитор; Касаткина, Наталия Дмитриевна и Василев, Владимир Юдинович, режиссёры-постановщики; Темирканов, Юрий Хатуевич, дирижёр; Мурин, Александр Григорьевич, хормейстер; Морозов, Владимир Михайлович, исполнитель заглавной партии, — за оперный спектакль «Пётр Первый» А. П. Петрова, поставленный на сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

Андрей Павлович Петров (2 сентября 1930, Ленинград — 15 февраля 2006, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор, общественный деятель. Народный артист СССР (1980). 

Творчество композитора очень многообразно. Ему принадлежат как популярные мелодии к кинофильмам, музыка к песням и романсам, так и произведения серьёзной (академической) музыки — балеты, оперы, симфонии, инструментальные концерты. 


Эшпай, Андрей Яковлевич — за кантату «Ленин с нами» (на стихи В. В. Маяковского) и 2-й концерт для фортепиано с оркестром

Андрей Яковлевич Эшпай (15 мая 1925, Козьмодемьянск, Марийская АО, РСФСР, СССР — 8 ноября 2015, Москва, Россия) — советский и российский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1986) и Государственной премии СССР (1976). 


Красаускас Стасис Альгирдо — за цикл гравюр «Вечно живые» (1973—1975)

Стасис Красаускас ( 1 июня 1929, Каунас, Литва — 10 февраля 1977, Москва) — литовский советский график и педагог, лауреат Государственной премии СССР (1976), народный художник Литовской ССР (1977). 

Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность».


Мурадян, Саркис Мамбреевич — за картины «Перед рассветом» (1971) и «Под мирным небом» (1972)

Саркис Мамбреевич Мурадян (1927 — 2007) — советский армянский живописец. Народный художник Армянской ССР (1977). 


Бердзенишвили Мераб Константинович — за памятник в честь 30-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне в Марнеули

Мераб Исидорович Бердзенишвили (10 июня 1929, Тифлис, Грузинская ССР, ЗСФСР — 17 сентября 2016, Тбилиси, Грузия) — советский и грузинский скульптор. Народный художник СССР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1976). Член КПСС с 1970 года. 


Ахмедов, Абдулла Рамазанович, руководитель работы; Сапаров, Сапар Нурмурадович, инженер-строитель; Даниельянц, Мушег Ишханович, мастер комплексной бригады, — за архитектуру здания Туркменской государственной библиотеки имени К. Маркса в Ашхабаде (1969—1974)


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded