cand_orel

Categories:

Позитив. Голос Термена

Как явный поклонник электронной музыки не могу не вспомнить участие наших ученых-ленинцев в создании революционно нового электронного звучания музыки. В частности, конечно — Льва Сергеевича Термена и его названный случайным образом музыкальный инструмент — терменвокс.

Лев Сергеевич Термен (15 августа 1896, Санкт-Петербург, Российская империя — 3 ноября 1993, Москва, Россия) — советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант. 

Лев Термен родился в дворянской православной семье с французскими гугенотскими корнями (по-французски родовая фамилия писалась как Theremin). Отец — известный юрист Сергей Эмильевич Термен, мать — Евгения Антоновна. Родители способствовали развитию способностей Льва: он брал уроки игры на виолончели, в квартире была оборудована физическая лаборатория, а затем и домашняя обсерватория. 

В 1916 году Лев Термен окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Параллельно обучался на физико-математическом факультете Петроградского университета, где был слушателем лекций по физике приват-доцента А. Ф. Иоффе. 

В 1919 году Лев Термен стал заведующим лабораторией Физико-технического института в Петрограде. Новому сотруднику была поставлена задача измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах.

В 1920 году на основе экспериментальной измерительной установки Лев Термен изобрёл электромузыкальный инструмент «Терменвокс», сделавший его впоследствии широко известным. 

В марте 1922 была устроена демонстрация изобретений Термена в Кремле, на которой присутствовал Ленин. Термен представил устройство охранной сигнализации, терменвокс, объяснял принцип его работы, а Ленин пытался исполнить на терменвоксе «Жаворонка» Глинки.

В 1928 году Термен, оставаясь советским гражданином, переехал в США. По приезде в США он запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации. Также он продал лицензию на право серийного выпуска упрощённой версии терменвокса компании RCA. Лев Термен организовал компании Teletouch и Theremin Studio и арендовал в Нью-Йорке на 99 лет шестиэтажное здание для музыкально-танцевальной студии. В его студии бывали Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. В круг его знакомых входили финансовый магнат Джон Рокфеллер, будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр.

В 1938 году Термена отозвали в Москву. В марте 1939 года его арестовали. В 1940 году он был переведён в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29, где его ассистентом был Сергей Павлович Королёв. Одна из разработок Термена — подслушивающая система «Буран», считывающая с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения. Другая разработка — эндовибратор «Златоуст», подслушивающее устройство без элементов питания и электроники на основе высокочастотного резонанса, проработавшее в кабинете американских послов незамеченным в течение семи лет. В 1947 году Термен был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД СССР. 

В марте 1991 года в возрасте 95 лет вступил в КПСС. На вопрос, зачем он вступает в разваливающуюся партию, Термен отвечал: «Я обещал Ленину». 

До самой смерти Лев Термен был полон энергии и даже шутил, что он бессмертен. В доказательство он предлагал прочитать свою фамилию наоборот: «Термен — не мрёт».


Таки о терменвоксе... и вообще об электронных музыкальных инструментах...

Электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) — музыкальные инструменты, использующие для генерации (в том числе и синтеза) звука различные электронные схемы. Такие инструменты могут создавать звук, варьируя громкость, частоту, или продолжительность каждого генерируемого отрезка. 

В электронном музыкальном инструменте при помощи электронных схем (генераторов, модуляторов, фильтров и т. п.) генерируется электрический звуковой сигнал. Звуковой сигнал подаётся на усилитель и воспроизводится при помощи динамика. Следует отличать электронные музыкальные инструменты от электромеханических. В электромеханических музыкальных инструментах звук создается механическим путём, после чего преобразуется в электрический сигнал с помощью звукоснимателя. Например, в электрогитаре звук возникает при ударе о струну, однако собственный звук гитары не используется. Колебания струны вызывают появление сигнала в звукоснимателе, после чего сигнал обрабатывается различными звуковыми эффектами (такими, как дисторшн, фузз), что значительно меняет исходный тембр звука. Все электронные и электромеханические музыкальные инструменты составляют подмножество устройств обрабатывающих звуковые сигналы. При этом некоторые электронные музыкальные инструменты иногда используются исключительно для получения звуковых эффектов при игре на электромеханических музыкальных инструментах.

Первый электронный музыкальный инструмент создал Тадеуш Кахилл в 1901 году. Им стал телармониум (Telharmonium), весом 7 тонн. На основе электрических генераторов и тональных колес телармониум с помощью сложной клавиатуры воспроизводил разные ноты, слушать трансляцию можно было по городскому телефону. 

В 1921 году русский изобретатель Лев Сергеевич Термен создал терменвокс, звук в котором образуется как результат биений двух радиочастотных генераторов. Управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле виртуального грифа инструмента вблизи двух металлических антенн. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне. 

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния между своими руками и антеннами инструмента. При этом изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, — частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная — за изменение громкости звука. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и т. п.), которые могут найти применение при озвучивании фильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией. Производятся как серийные, так и штучные модели. Со временем сложились различные школы игры на терменвоксе. 

Львом Терменом было создано несколько концертных моделей терменвоксов: 

— терменвокс для Клары Рокмор — одной из первых учениц Льва Термена:

— терменвокс для Люси Розен :

— терменвокс для Натальи Термен — дочери изобретателя:

— два терменвокса для музеев: Политехнического (где инструмент и хранится) и Центрального музея музыкальной культуры, находящегося в Москве:

Классическая модель терменвокса получила широкое распространение в разных странах мира. Самой распространённой разновидностью классического терменвокса считается инструмент американской фирмы «Moog», начавшей производство терменвоксов с момента своего основания — с 1954 года. 

В настоящее время электронные музыкальные инструменты широко используются в современных направлениях музыки. Развитие все более новых и совершенных музыкальных инструментов очень активно и является междисциплинарной областью исследований. Среди множества электронных инструментов можно выделить следующие.

Синтезатор — инструмент, синтезирующий звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. 

Вокодер — устройство синтеза речи на основе произвольного сигнала с богатым спектром.

Волны Мартено (электрофон) — одноголосный инструмент, с 7-октавной клавиатурой фортепьянного типа, а также нитью с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки.

Драм-машина — прибор, основанный на принципе пошагового программирования для создания и редактирования повторяющихся музыкальных перкуссионных фрагментов.

Континуум — контроллер, управляющий генератором звука с поддержкой MIDI, например, синтезатором.

Терменвокс — бесконтактный инструмент, в котором частота звука изменяется благодаря изменению ёмкости колебательного контура за счет изменения расстояния до рук музыканта.

Лазерная арфа — инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы.

Реактейбл — электроакустический инструмент, использующий материальный интерфейс пользователя.

Тэнори-он — устройство, состоящие из экрана с сеткой 16х16 светодиодных-переключателей, каждый из которых может быть активирован различными способами для создания музыкального развивающегося звукового рисунка.

Atari Punk Console — генератор ступенчатого тона.


Так что-то сильно в сторону...

Поклонником Термена является пионер электронной музыки Жан-Мишель Жарр. Жарр играет на терменвоксе на живых выступлениях, использует инструмент в композициях студийных альбомов. В 1989 году в Москве состоялась встреча Термена и английского музыканта Брайана Ино, который включил в свой альбом «Music For Films 3» композицию для терменвокса.


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded