cand_orel

Categories:

Позитив. Кино IX

Да, 1944 год — военный год, но список фильмов того времени создает впечатление, что уже не только война в умах, но уже и какая-то ожидаемая радость и ощущение грядущей победы.

Что же за исторический фон этого года, в котором снимались картины?

27 января — Советские войска полностью сняли блокадное кольцо вокруг Ленинграда. В тот же день в городе дан артиллерийский салют в честь снятия блокады.

22 февраля — Советская армия освободила от немцев Кривой Рог.

13 марта — РККА освободила от немцев Херсон.

21 апреля — Женщины во Франции получили избирательное право.

9 мая — освобождён Севастополь.

4 июня — Союзнические войска захватили столицу Италии Рим. Это первая столица государств Оси, павшая под натиском союзников.

20 июля — Совершено неудачное покушение на жизнь Адольфа Гитлера (Заговор 20 июля). Полковник вермахта граф Клаус Шенк фон Штауффенберг подложил бомбу в ставке фюрера «Волчье логово».

31 июля — от немецких войск полностью очищена территория СССР.

7 сентября — Германия начала обстрелы Англии баллистическими ракетами «Фау-2».

7 ноября — президентские выборы в США. Победу в четвёртый раз одержал президент Франклин Рузвельт.

30 ноября — германская подводная лодка высаживает на побережье США агентов РСХА, которым приказано установить в Нью-Йорке радиомаяки для германских баллистических ракет (Операция «Эльстер»). Агенты арестованы в течение месяца, так и не выполнив задачи.


Смотрим кино!

«Большая земля» — советский художественный фильм 1944 года. Восстановлен на киностудии им. Горького в 1974 году. В США демонстрировался под названием «Уральский фронт» («The Ural Front»). 

Началась Великая Отечественная война. Август 1941 года. В одном городке на Урале женщины провожают своих мужей на войну. Теперь они остались одни и должны сами справиться со всеми делами. Главная героиня фильма Анна проявляет волю и нужные сейчас организаторские способности. На Урал эвакуируют промышленность, а вместе с оборудованием прибывают и люди из мест, где ведутся или скоро могут начаться боевые действия. Эти люди стали беженцами, их нужно приютить. Анна берёт в свой дом семью — женщину с детьми, остальные тоже следуют её примеру. 


«В 6 часов вечера после войны» — советский художественный фильм, снятый Иваном Пырьевым в 1944 году. 

Романтико-поэтический фильм, отображающий не только хронологию войны, но и атмосферу времени, — веру людей в победу и мирную жизнь. Наивных влюблённых война разлучила на несколько лет, но после её окончания им — артиллеристу Василию Кудряшову и зенитчице Варе Панковой — всё же посчастливилось встретиться на давно условленном месте. 


«Дни и ночи» — советский художественный фильм, снятый режиссёром Александром Столпером на киностудии «Мосфильм» в 1944 году. Экранизация одноименной повести Константина Симонова — одной из первых значительных работ Симонова в прозе. Первая советская игровая картина о Сталинградской битве.

Фильм об одном из эпизодов Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны, рассказывается о мужестве и героизме советских солдат защитников Сталинграда. Батальон, которым командует капитан Сабуров, переброшен на правый берег Волги для пополнения рядов Красной Армии, обороняющих Сталинград. Бойцы Сабурова в яростной атаке выбивают фашистов из трёх зданий, вклинившихся в нашу оборону. Начинаются дни и ночи героической защиты домов, ставших неприступными для врага. 


«Жила-была девочка» — художественный фильм режиссёра Виктора Эйсымонта о жизни блокадного Ленинграда. Премьера фильма состоялась 18 декабря 1944 года. Частично фильм снимался в ещё блокадном Ленинграде. Первая работа в кино известной актрисы детского кино второй половины 40-х годов Натальи Защипиной (5 лет) и Нины Ивановой (10 лет), ставшей знаменитой после выхода на экраны фильма «Весна на Заречной улице». Премьера фильма состоялась 18 декабря 1944 года, спустя год после того, как Ленинград окончательно был освобождён от блокады. 

История двух маленьких блокадниц в осаждённом Ленинграде — 7-летней Настеньки и 5-летней Катеньки, ленинградских детей, перенёсших наравне со взрослыми все тяготы войны. В фильме всё время перемешиваются сцены детских игр и суровой действительности — очень точно передана особенность детского восприятия: несмотря на войну и блокаду, Настенька и Катя постоянно возвращаются в детский мир с его интересами, куклами, детскими песнями. 


«Зоя» — художественный фильм режиссёра Лео Арнштама, снятый в 1944 году на киностудии «Союздетфильм» (восстановлен в 1967 году на к/ст.им. Горького). 

Фильм рассказывает о короткой жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале Великой Отечественной войны стала партизанкой-диверсанткой и была казнена немцами в подмосковной деревне Петрищево в ноябре 1941 г. За подвиг была удостоена звания Героя Советского Союза (посмертно). 


«Иван Грозный» — советский художественный исторический фильм — биография, последняя картина кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна, над которой он работал в 1940-е годы. Состоит из двух серий: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая — в 1958 году. Также сохранились фрагменты планировавшейся, но оставшейся незаконченной третьей серии. Фильм чёрно-белый, за исключением одной сцены второй серии («Пляска опричников») и финального эпизода, снятых в цвете. В 1973 году костюм Ивана Грозного был использован в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм восстановлен на «Мосфильме» в 1987 году. 

Первая серия начинается с венчания на царство Великого князя московского и всея Руси Ивана Васильевича, который провозглашает себя царём и произносит речь о необходимости защитить Россию от внутренних и внешних врагов, не желающих видеть её великой державой. Сам митрополит Пимен даёт молодому Ивану скипетр и державу, но после приходит в удивление от смелой речи царя. Присутствующие при коронации бояре и иностранные послы тревожно перешёптываются. В следующей сцене показана свадьба Ивана с представительницей боярского рода Захарьиных Анастасией Захарьиной-Юрьевой. В Анастасию влюблён один из приближённых царя, князь и воевода Андрей Курбский, но Анастасия отвергает его домогательства. Одновременно боярин Фёдор Колычев просит у царя позволения уйти в монастырь. Во время пира в палаты врывается толпа простолюдинов во главе с Малютой Скуратовым и юродивым, возмущённых всевластием знатных боярских родов, причём сам юродивый сообщает царю о пожаре и причастности к нему представителей боярского рода Глинских. Однако царь успокаивает толпу. В этот момент в зал заходит посол Казанского ханства, объявляющий Руси войну и протягивающий царю нож, чтобы тот сам себя зарезал. Оскорблённый Иван объявляет войну Казани, а Малюта угрожает ханскому послу. Идущую на Казань русскую армию формально возглавляет князь Курбский, но он показывает себя неумелым командующим, жестоко мучающим татарских пленных. По предложенному Иваном Васильевичем плану русские под предводительством Малюты делают подкоп под стенами и закладывают туда порох. После того, как внутри крепости раздаются взрывы, туда врываются русские солдаты и Казань оказывается захвачена. Одновременно царь Иван знакомится с Алексеем Басмановым, услышав, как он возмущается боярским правлением. После возвращения из Казани Иван тяжело заболевает. На смертном одре он приказывает приближённым присягнуть своему сыну младенцу Дмитрию, чтобы сохранить страну единой. Царь даже бросается в ноги боярам и угрозой и мольбами просит их совершить обряд присяги. Ефросинья Старицкая, считающая, что монарх должен быть «боярским царём», призывает всех принести присягу своему сыну Владимиру, слабому и управляемому молодому человеку. Более того, она наседает на князя Курбского и напоминает ему про татарскую стрелу, от которой царь спасся благодаря Курбскому. Когда Иван теряет сознание, все считают его мёртвым и начинают присягать Владимиру. Курбский колеблется, но царица, благосклонности которой он пытается добиться, сообщает ему, что Иван жив. Он присягает Дмитрию, что приводит в изумление княгиню Старицкую и бояр. Выздоровевший Иван награждает тех, кто сохранил верность ему: Курбский получает в командование войска на западной границе, а Алексей Басманов — на южной. Царь ведёт разговор с дьяком и отправляет его в качестве посла к английской королеве Елизавете Тюдор. Он идёт в покои к жене и там получает известие о том, что Курбский потерпел поражение и переметнулся на сторону литовцев. Тем временем Евфросинья составляет заговор с целью убийства Анастасии. Она оставляет в палатах кубок с отравленным вином, которое Иван подаёт больной Анастасии, когда та просит пить. Царица умирает. Во время отпевания Анастасии Иван приходит в отчаяние, причём митрополит Пимен, читая заупокойную, постоянно делает намёки на царскую тиранию. Басманов-старший предлагает царю окружить себя верными людьми, такими, как молодой сын Басманова Фёдор — так появляется опричнина. Иван отрекается от престола и уезжает в Александрову слободу — только для того, чтобы вернуться на царство, когда в слободу к царю начали стекаться толпы простых людей после получения на Москве вестей об его отречении. 


«Иван Никулин — русский матрос» — художественный фильм (киноповесть) о Великой Отечественной войне по одноимённой повести Леонида Соловьёва. В основе — реальный факт, опубликованный газетой «Красный флот». 

Лето 1942 года. Моряки Черноморского флота Иван Никулин и Василий Клевцов возвращаются в свои экипажи. В поезде к ним присоединяются другие матросы. Неожиданно путь эшелону преграждает немецкий десант. Краснофлотцы дают решительный отпор, но, вынужденные далее следовать своим ходом, организовывают партизанский отряд во главе с Иваном Никулиным — и продолжают героический путь к Чёрному морю. 


«Кащей Бессмертный» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм-сказка, поставленный на студии «Союздетфильм» в 1944 году режиссёром Александром Роу. В широкий прокат в СССР фильм вышел 27 мая 1945 года. Восстановлен в 1980 году. В 2014 году к 70-летнему юбилею фильма кинокомпанией «Руссико Планета» была проведена реставрация и колоризация картины. 

Богатырь Никита Кожемяка возвращается в родную деревню и обнаруживает вместо неё пепелище. Юноша безутешен, когда к нему вдруг обращается Старичок Сам-с-перст-борода-семь-верст. От волшебного человечка узнаёт он, что опустошили деревню орды Кащея Бессмертного, а его будущую невесту Марьюшку похитили. Разгневанный Никита желает разыскать проклятого Кащея, чтобы поквитаться. Волшебный человечек напутствует молодца, даёт ему горсть родной земли и шапку-невидимку, на случай, если герой окажется вдруг в наибольшей опасности. Вскоре мужественный воин приезжает верхом на коне в чужие края, где правит захвативший власть Кащей. Никита ввязывается в драку с охранниками у входа в город, сбегает и попадает на площадь, где как раз происходит судебное заседание. Служители Фемиды судят Булата Балагура, и собираются его казнить за попытку хищения ковра-самолёта, на котором обвиняемый намеревался отправиться в царство Кащея, чтобы убить кровожадного тирана. Увернувшись от пытавшихся его задержать охранников, Никита надевает на голову волшебную шапку, становится невидимым и освобождает Булата Балагура. Вместе они хватают волшебный ковёр, и летят к Кащею Бессмертному. Оказавшись на краю света, они с помощью хитрости и волшебной шапки незаметно проникают в замок Кащея, где находят безжизненно лежащую на алтаре Марью. Когда приходит Кащей Бессмертный, двое товарищей прячутся. Они наблюдают, как Кащей надевает Марье на палец кольцо, тем самым возвращая её к жизни. В последующем разговоре Кащей Бессмертный предлагает Марье в последний раз стать его женой; но так как девушка боится того, кто не имеет сердца, чародей заверяет её, что оно у него всё-таки есть. Сердце чародея хранится в чёрном яблоке, растущем на чёрном дереве, стоящем на чёрной горе. В том случае, если храбрец приблизится к дереву, лист раскроется, появится цветок, который превратится в яблоко. Смельчак, отважившийся разломить яблоко голыми руками, найдёт в нём сердце, но обернётся камнем. Марья отказывается от предложения, после чего Кащей снимает с пальца девушки кольцо, и она возвращается в безжизненное состояние. Кольцо он бросает в водопад, который в результате кратковременно пересыхает и открывает секретный проход для Кащея Бессмертного. Прятавшийся до поры Никита надевает кольцо на палец Марьи, и снова пробуждает девушку. Они собираются уже бежать из замка, однако обнаруживают пропажу волшебной шапки. Марья снова снимает с пальца кольцо, бросает его в водопад и погружается в вечный сон, как только замечает смятение двоих мужчин перед водной преградой в потайном проходе Кащея. Таким образом, двое боевых товарищей убегают, в то время как девушка остаётся пленницей чародея. Далее Никита вступает в противостояние с Кащеем Бессмертным. Злой чародей заклинанием мобилизует собственную армию, а добрый молодец берёт дарованную ему родную землю и подбрасывает в воздух, призывая таким образом народную дружину на подмогу. Булат Балагур тем временем взбирается на чёрную гору, срывает яблоко, расщепляет его и ловит выпавшего изнутри белого голубя. Между тем за поединком Никиты и Кащея наблюдают уже две выстроившиеся супротив друг друга армии. Дважды богатырю удаётся обезглавить Кащея Бессмертного, однако всякий раз у чародея вместо срубленной вырастает новая голова. Наконец, Булат Балагур находит сердце Кащея в виде змеи, затаившейся под оперением у голубя. Птицу он выпускает, а вот змею разбивает оземь, после чего несчастный Булат превращается в камень. В то же самое время Никита бросает поднятого над головой на землю, побеждая коварного чародея раз и навсегда. Войска поверженного противника оборачиваются в бегство, чары спадают, а воссоединившиеся герои, восславляют родную землю. 


«Малахов курган» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный киностудией «Ленфильм» на базе Тбилисской киностудии в 1944 году режиссёрами Александром Зархи, Иосифом Хейфицем. По литературным материалам Бориса Войтехова. Премьера фильма в СССР состоялась 5 декабря 1944 года. Фильм снимался летом 1944 года в освобождённом Севастополе. Восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1964 г.

В основе сюжета — один из эпизодов героической обороны Севастополя во время второй мировой войны. Фильма рассказывает о судьбе пяти матросов с погибшего миноносца «Грозный», которые сражались на Малаховом кургане, одном из важнейших узлов обороны города. (https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3664/annot/)


«Нашествие» — советский фильм 1944 года режиссёра Абрама Роома. Драматическая киноповесть по мотивам одноимённой пьесы Леонида Леонова, написанной в 1941 году, отмеченной Сталинской премией 1-й степени, а за фильм уже режиссёр и актёры удостоены премии 2-й степени.

Фёдор Таланов выходит из заключения. Тремя годами ранее — в 1938-м, он был осуждён за покушение на убийство по мотивам ревности. За плечами — тюрьма, впереди — неизвестность. Потому что идёт 1941 год и потому что город, в котором живёт семья Фёдора Таланова, оккупирован фашистами…


«Небо Москвы» — советский художественный фильм режиссёра Юлия Райзмана, снятый по одноимённой пьесе Георгия Мдивани. Премьера состоялась 1 июня 1944 года. 

В сентябре 1941 года окончивший лётную школу лейтенант Илья Стрельцов получает назначение в истребительный авиаполк, охраняющий небо Москвы. Он встречает в части медсестру Зою, с которой вырос в одном дворе и в которую давно влюблён. Во время первого тренировочного полёта на «Чайке» лейтенант Стрельцов сбивает немецкий самолёт и получает прозвище «Счастливчик». Стрельцов ревнует командира эскадрильи к медсестре Зое, считает что тот к нему придирается. Целый месяц его не допускают до боевых вылетов. В октябре 1941 года лейтенант Стрельцов совершает свой первый боевой вылет, он сбивает один самолёт и таранит второй. За этот бой ему присваивают звание Героя Советского Союза. В фильме использовалась музыка из произведений Сергея Рахманинова. 


«Родные поля» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1944 году режиссёрами Борисом Бабочкиным и Анатолием Босулаевым по сценарию Михаила Папавы. Посвящён жизни советской деревни в годы Великой Отечественной войны.

Действие фильма разворачивается в деревне Быковка. Многие её жители ушли на фронт, откуда приходят сообщения о гибели то одного, то другого односельчанина. Работу местного колхоза имени Александра Пушкина организует председатель Иван Выборнов (Борис Бабочкин), герой гражданской войны, коммунист. Он мечтает уйти на фронт, но его задача — работа в тылу. Ему предстоит принимать беженцев с уже занятых немцами территорий, обеспечивать фронт хлебом и обмундированием. Среди бежавших из-под Смоленска крестьянок — Дуня (Ольга Викландт), которая влюбляется в председателя колхоза. Молодые мужчины-колхозники покидают деревню, призванные в ряды Красной Армии, нуждающейся в бойцах, чтобы остановить немцев, рвущихся Москве. Уходит воевать и последний единоличник деревни — Семён Хвалин (Виктор Кольцов), доверив заботу о своей семье колхозу. А тяготы сельской работы ложатся на плечи женщин, стариков и детей. Упорным трудом они не только вовремя засеивают свои поля, но и помогают соседним хозяйствам. Когда сев окончен, приходит известие о гибели родного сына председателя. В этих обстоятельства Ивану Выборнову разрешают отправиться мстить врагу. В Быковке остаётся ждать его возвращения Дуня.


«Свадьба» — комедийный художественный фильм, поставленный в 1944 году режиссёром Исидором Анненским на Тбилисской киностудии (Грузинская ССР), но снимавшийся в Москве, в Лиховом переулке. Фильм, созданный по одноимённому водевилю А. П. Чехова, рассказам «Свадьба с генералом», «Перед свадьбой», «Брак по расчёту», «В бане», сценке «Жених и папенька», является сатирой на нравы среднего класса дореволюционной России. 

Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов (Эраст Гарин), ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. С большим трудом удалось отцу Дашеньки уговорить амбициозного жениха сделать предложение. Жених согласился, поставив условием обязательное присутствие на свадьбе генерала. Один из близких к дому Жигаловых людей — агент страхового общества Нюнин — обещает доставить на праздник генерала и получает за это 25 рублей. И вот, наконец, свадьба. В торжественный момент прибыл главный гость — пожилой генерал Ревунов-Караулов, родной дядя Нюнина. Скандал разгорелся в самый пик веселья, когда выяснилось, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга (подполковник). Узнав о том, что Нюнину заплатили за то, чтобы генерал пришёл, ошеломлённый Ревунов-Караулов покидает празднество. Выпивший жених ссорится с телеграфистом Ятем, приглашённым на торжество, а узнав, что за невесту дают меньше приданого, в ярости рвёт дорогие подушки. Свадьба расстраивается. 


«Сильва» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1944 году режиссёром Александром Ивановским по одноимённой оперетте Имре Кальмана. 

Сильва Вареску даёт прощальный спектакль перед намечающимися гастролями в Америке, на который опаздывает её возлюбленный Эдвин. Появившемуся в варьете Эдвину Бонни вручает срочную телеграмму. В сообщении родители князя требуют всяческого прекращения связи своего сына с певицей и немедленного возвращения домой. Не получив ответа от Эдвина, князь заботится о переводе сына в другой полк. Тот, в свою очередь решается и делает предложение Сильве. Обручение происходит прямо в варьете. Но сразу же после торжественной церемонии возлюбленные расстаются. Бонни демонстрирует Сильве приглашение на помолвку Эдвина и Стасси, тем самым тяжело ранив её сердце. Чтобы отвлечь от грустных мыслей, Бонни пытается образумить Сильву и уговаривает не отказываться от американских гастролей. Стасси демонстрирует Эдвину приглашения на их будущую свадьбу, дату которой Эдвин пытается перенести. На торжество в доме князя Воляпюк под именем графини Бонислау появляется Сильва в сопровождении Бонни. Бонни влюбляется в Стасси. Сильва и Эдвин возобновляют свои отношения, и Эдвин срывает запланированную помолвку. Князь возмущён открывшемся обманом, и вечер завершается скандалом. Варьете «Орфеум» становится местом финальной развязки истории. Князь Воляпюк узнаёт, что женат на бывшей шансонетке по прозвищу «Соловей». Бонни подталкивает Сильву признаться в любви Эдвину, как раз в тот момент, когда сам Эдвин появляется в комнате. 


«Черевички» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм-опера, созданный на Центральной Объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС) в 1944 году режиссёрами Михаилом Шапиро, Надеждой Кошеверовой. Экранизация одноимённой оперы П. И. Чайковского, либретто которой написано известным поэтом Яковом Полонским по мотивам повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 

Солоха, мать кузнеца Вакулы, в его отсутствие принимает гостей: беса, Голову, Дьяка и Чуба — отца Оксаны. Гости прячутся в мешки, а вернувшийся от капризной красавицы Оксаны опечаленный Вакула решает навести в хате порядок. Он выносит мешки на улицу, где весело колядуют парубки и девушки, среди которых и Оксана. Она просит кузнеца достать ей черевички, какие носит сама царица. Вакула садится верхом на беса, мчится в царский дворец и просит у государыни черевички. Тем временем жители Диканьки обнаружили, что Вакула пропал. Оксана жалеет, что так обошлась с ним. Получив от Вакулы ценный подарок, Оксана соглашается на замужество. 


«Я — черноморец!» — советский художественный фильм, снятый в 1944 году режиссёрами Владимиром Брауном и Александром Мачеретом. 

Фильм о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны. Краснофлотец Степан Полосухин, сын черноморского рыбака Григория Полосухина, служит рулевым сторожевого катера, участвует в тяжёлых боях на Чёрном море, защищает Севастополь от фашистских захватчиков. Благодаря возрастному гриму Борис Андреев играет двух персонажей - сына и отца.


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded