cand_orel

Categories:

Индия. Мурдешвара. «Большой Шива»

Как-то излагая все свои индийские эпопеи, я сосредоточился на крупных эпизодах туристической жизнедеятельности, составляющих несколько дней и имеющих приличную продолжительность. Но были же и другие однодневные поездки, в частности в Мурдешвару, которые я ещё не удосужился представить к обзору. При этом недавно встретил кучу небольших обзорчиков, во-первых, коротких и рваных; во-вторых, с небольшой путаницей событий и эпосов, а так же в последовательности фотографий с соответствующими искажениями «реальной действительности», происходящей в индийском пантеоне. Я же хочу отметить, что не все материалы получил прочтением первоисточников в оригинале, но вводную к постижению основ и истин получил от замечательного экскурсовода, получившей образование в России, а потом в силу образования «ячейки общества» так и осталась в Индии. И «общий стаж трудовой деятельности» на этом поприще у гида уже перевалил за десяток лет, при этом материал она излагает на великолепном русском научном языке с привлечением фактологического исторического материала и современных данных социологии и политики. Мне бы ещё самому всё не перепутать, а так исходный материал достаточно достоверен.


Итак, речь пойдет о городке  Мурдешвара, расположенном в штате Карнатака на юго-западе Индии, на побережье Аравийского моря (Индийского океана).

В данном посте я хочу пока остановиться на статуе индуистского бога Шивы, построенной в 2002 году практически за два года. Высота статуи (для эрудиции) составляет 37 метров, и она является второй по габаритам после непальской Kailashnath Mahadev Statue. Памятник построен индийским нуворишем для упрочения своего общественного статуса.

В религиозном и эпическом плане Шива вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти и является верховным богом в шиваизме, олицетворяя собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной. Другие боги олицетворяют начала: Брахма – творец, Вишну – разрушитель.

Шива изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура брахмана).

Поза лотоса без премудростей означает обретение духовной силы, что и понятно нам порой восседающим в данной позе.

Белая кожа олицетворяет, естественно божественную духовную чистоту;  а вот синяя шея  отсылает нас к легенде о пахтании океана дэвами и асурами, которую я излагал в своих камбоджийских дневниках – там Шива был вынужден проглотить яд змея Васуки, которым приводили (как верёвкой) во вращение гору для этого самого пахтания.  

Спутанные волосы отражают божественную сущность ветра, присущую Шиве.

Змея (символ мудрости и бесконечности времени) на шее символизирует в своих трех кольцах прошедшее, настоящее и будущее время и отнюдь не в грамматике.

Шива имеет четыре руки. В одной — трезубец, символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи. В другой – барабан, которым он задает тактовый ритм нашего мира, и звучащий в мантрах звуком «Ом». То есть эти две вещи из рук никогда не выпускаются. 

Надо сказать, что с символикой и различными божественными и духовными атрибутами связана каждая деталь изображения Шивы, имеет своё божественное происхождение, назначение или имеет статус трофея его божественных похождений.

Кстати (не к этому случаю), одно из популярных изображений Шивы — Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом: левая сторона – женская ипостась (супруга Парвати), правая — мужская. В символически знаковом плане Шива может упрощенно изображаться в виде лингама (фаллоса) или йонилингама (лингама  в вагине - образ женского начала, понятно какого).

И тут мы как раз с этими разговорчиками о лингамах и переходим к одной занимательной легенде, представляемой вышеописанным памятником. Внутри статуи Шивы находится экспозиция, включающая диораму легенды о царе Раване и атма-лингаме.

Так вот о легенде внутри… 

Жил был царь Ланки (Шри-Ланка сейчас) по имени Равана, который как и положено в древние времена имел и безусловное демоническое происхождение, то есть кое-что мистическое мог. И была у него мама, страстная поклонница Шивы, которая ежедневно на берегу океана воспроизводила лингамы в его честь для совершения поклонений. А ночью океан смывал все плоды её трудов.

И решил сын Равана вымолить у Шивы постоянно действующий, так называемый — атма-лингам. Поначалу он пошёл формальным путем, так как индуистское мифотворчество позволяло при исполнении обрядовых правил добиться от бога снисхождения и награды независимо от личного отношения бога к вопрошающему. Так вот Равана погрузился в аскезу, медитации, моления и жертвоприношения.

Шива уже и готов был всё сделать по правилам, но явился к нему мудрец Нарада и стал разубеждать, так как с атма-лингамом Равана обрел бы плюсом ещё бы бессмертие и прочие божественные штучки.

Ясное дело – Равана не стерпел такого долгого рассмотрения своего вопроса и  вообще несправедливости в ответ на свои соблюдения обрядов и отправился к Шиве добиваться положенного по-другому, с применением своих демонических способностей.

То есть просто шатал священную гору Кайлас, на которой обитал Шива.

Шиве ничего не оставалось, как согласиться на насильно запрашиваемую аудиенцию. 

Но что-то пошло не так, Шива запудрил мозги Равану своим неожиданным предложением внезапно женить его. А в качестве невесты вручил ему свою подругу и спутницу  Парвати.

Чем собственно и удовлетворил на первых порах Равану, который и направился с девушкой домой восвояси без нужных призов. Надо сказать, что Парвати в своей другой ипостаси самая что ни на есть злобная Кали, и знал об этом, наверное, не один хитрец и мудрец Нарада.

И привел Равана невесту в дом и познакомил с мамой, начисто забыв о своем сыновнем планируемом подвиге о добыче маме лингама на постоянку.

Ну и, короче, как всегда бывает, когда обманывают взрослых, а тут вообще практически смертельный случай — со свекровью – счастье не срослось; а мама сыну глаза на невестку открыла. А сын, вспомнив о своём обязательстве, пошел опять скандалить к Шиве.

Шиве деваться некуда – выписал он Раване атма-лингам со склада, но в качестве обременения поставил условие, чтобы не землю этот причиндал не ставился ни при каком условии.  

А в это время, предвидя столь печальный финал переговоров, мудрец Нарада отправился к Ганеше. 

Ганеша – реально сын Шивы и Парвати; а по распространенному анекдоту свою голову получил забавным стечением обстоятельств. Шива в процессе своих медитаций упустил сам факт рождения сына и, увидев в покоях Парвати юного мужичка, срубил ему инстинктивно голову. Вникнув в сущность своих деяний после объяснения ситуации Парвати, Шива наколдовал, чтобы  Ганеше приделалась голова первого встречного, которым оказался слон. 

Так вот мудрец Нарада вступил в тайный сговор, что Ганеша прикинется пред глазами Равана мальчиком брахманом знатных кровей, которые никогда не врут – стало быть им можно доверять, и обманет искателя божественных артефактов.

Так всё и случилось… Ганеша предстал перед Раваном в момент, когда ему стало необходимо исполнить религиозные процедуры посредством омовения в море. Он наказал мальчику держать в руках атма-лингам, а, случись что – троекратно просигналить новому владельцу предмета мистического свойства о наличии нештатной ситуации. И полез в воду поплавать брассом. Ганеша с учетом уговора с Нарадом скороговоркой и тихонечко оттарабанил сигнал тревоги и водрузил лингам на белый индийский песочек.

 Равана хотел было наказать пацана, но он же бог – кто его накажет?!

И стал Равана выковыривать лингам из почвы, в которую тот врос не мира сего корнями.

И как в нашей русской поговорке говорится, что сдуру можно и член сломать, так и случилось с Раваной – разлетелся агрегат на несколько фрагментов и по разным индийским провинциям.

И там, где части исходного божественного причиндала приземлились – там теперь священные индийские города и храмы, указанные выше на картинке.

Такая вот познавательная и поучительная история, а то и басня…


Для комплектного описания памятника Шиве необходимо представить ещё его ездовое животное (вахана), у всех индийских богов оно своё — бык Нандин. Нандин считается символом Шивы и изображается как белый бык или существо с бычьей головой. Статуи быка находятся во многих шиваитских храмах, обычно располагаясь перед входом, головой к алтарю. Иногда Нандина рассматривают как зооморфный образ самого Шивы, так как последний часто изображался на индийских монетах быком.

Нандин, когда он является индивидуальным объектом почитания, выражает собой символ сексуальной мощи, деторождения и плодородия.


И еще, рядом — колесница с Арджуной и Кришной, на которой они согласно Бхагавадгите (часть героического эпоса «Махабхарата») стояли между двумя противоборствующими армиями, как бы символизирующих добро и зло.

И Арджуна видит с двух сторон друзей и близких, противостоящих друг другу, о чем сильно переживает. Но он имеет божественное оружие, подаренное Шивой…

…там была славная или бесславная битва, которая не красит ни людей, ни богов.  После победы Арджуна покоряет все окрестные земли, а также искупает грех убийства родичей в битве.


И еще несколько памятников вблизи «большого Шивы» по мотивам индийских эпосов.


И … ещё не всё, рядом — такие исторические места, что будет ещё один рассказ.

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded