cand_orel

Categories:

Позитив. Образ жизни

В описании светлых моментов проживания в советской стране я хожу вокруг и около отдельных моментов этой жизни, хотя наши вожди характеризовали эту жизнь глобальной категорией — советский образ жизни. Вот вокруг этого термина я и хотел бы сегодня пораспространяться, поанализировать — благо и статья в Википедии на этот случай есть — от неё и буду отталкиваться.

Советский образ жизни — распространённое в Союзе ССР идеологическое клише, обозначающее устоявшуюся, типичную для социальных отношений форму индивидуальной, групповой жизни и деятельности граждан СССР, характеризующую особенность их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. 

Вот точно — скорее это клише, более соответствующее идеологической работе с населением и подрастающим поколением. Как средняя температура по больнице — тут не вычленение общих черт существования общества, а усреднение потребностей и желаемое видение морально-нравственных устоев общества.

Советский образ жизни — это социальные, экономические, бытовые и культурные обстоятельства, характерные для основной массы советских граждан. По построению фраза аналогична устоявшемуся выражению «американский образ жизни». К основным параметрам советского образа жизни, как правило, относят характерные для советской действительности труд (учёба — для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления советских граждан.

В принципе всё прекрасно в этом определении, но где тот инструмент, которым можно измерить все эти обстоятельства и, особенно, устремления. Равно, как и выражение «американский образ жизни» — достаточно расплывчатая характеристика для общества с сильным классовым расслоением, откуда формируются настолько разные запросы у членов этого общества. У американцев лучше говорить об «американской мечте» с их потенциальными возможностями успеха абстрактной Золушки. Да и то, как-то сейчас они и сами не сильно верят в свою американскую мечту.

С другой стороны, если сравнивать «советский образ жизни» и «американский образ жизни» в их философско-теоретической сущности, то разница ощутима. Как это сейчас вовремя вспомненным словом называется — скрепы у нас разные.

В отчётном докладе Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС понятие «советский образ жизни» характеризуется следующим образом: «Другой главный итог пройденного пути — наш советский образ жизни. Атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплочённость, дружба всех наций и народов страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими, — таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоевания социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности.

Может быть, это только красивые слова, но доля правды в них конечно есть. Так жить приходилось — по-другому, наверное, жить было просто невозможно, да и вариантов не было.

Но корень в другом... Всё-таки, это общественные отношения. А как говорили классики — общественное бытие определяет общественное сознание. И вот тут в корень зрел другой наш социалистический вождь Андропов Ю.В.: «Исторический опыт реального социализма показывает, что превращение «моего», частнособственнического, в «наше», «общее» — дело непростое. Переворот в отношениях собственности отнюдь не сводится к одновременному акту, в результате которого основные средства производства становятся общенародным достоянием. Получить право хозяина и стать хозяином — настоящим, мудрым, рачительным — далеко не одно и то же».

По-моему, отсюда — и застой, а потом и развал советской и социалистической действительности. 

Неотъемлемой частью образа жизни советского народа стали советские праздники: Новый год, Первомай, День Победы, День Великой Октябрьской социалистической революции, День рождения Ленина, День Конституции и другие.

Да праздники и нерабочие дни — это наша отличительная черта и сейчас. При чем, если говорить о праздниках советской эпохи, то не всегда они имели советское содержание — то же Новый год.

Согласно социологическому исследованию «Люди и вещи в советской и постсоветской культуре», вершиной «потребительского идеала» «среднего класса» в СССР 1969 года была триада: «автомобиль», «холодильник» и «мебель», которым часто противопоставлялись «духовные ценности». Личный автомобиль был почти недостижимой мечтой рядового советского гражданина 1960-х годов, который можно было купить в основном на «нетрудовые доходы», как это было показано в кинокомедии «Берегись автомобиля». 

В принципе «потребительский идеал» и сейчас не изменился, да и в развитых капиталистических странах он ничем не отличался. Может быть, в силу прогресса к нему добавились какие-то новые предмета быта, но смысл этого как бы мещанского идеала не меняет. А вот «духовные ценности» — к ним мы точно не приблизились. 

А что касается «нетрудовых доходов», то в постперестроечные времена они были просто переведены в трудовые доходы, к которым одно время причислялись и преступные доходы.

«Импортная стенка», хрусталь и полное собрание сочинений в ней также считались престижными символами советской семьи.

Вот тут бы я сказал, что это были скорее веяния моды,чем какая-то общественная или иная позиция. Нынешние престижные вещи, порой вызывают не менее ироничную улыбку.

В то же время люди, жившие в советское время, обоснованно подтверждают, что личные автомобили, дорогая мебель и престижные дачные особняки были доступны не инженерам, учителям или рабочим, а прежде всего партийным чиновникам, высокопоставленным военным, директорам предприятий, торговым работникам. Квартира не входила в потребительский идеал граждан СССР , так как в основном квартиры в СССР не продавались, а распределялись государством в практически бесплатную аренду, что кажется удивительным для современных молодых граждан России.

Равно как и сейчас полный предмет престижных предметов рядовым гражданам нашей страны недоступен, к тому же и доступное жилье сейчас только является устоявшимся фразеологизмом. 

В СССР большинство семей рабочих и служащих получали государственные квартиры бесплатно — на правах пожизненной бесплатной аренды у государства, разрешался обмен, в отдельных случаях — передача по наследству; также была возможность получить беспроцентную ссуду на кооперативную квартиру. В итоге к 1989 году 83 % населения СССР жило в отдельных государственных квартирах (оставшаяся часть — это кооперативное жилье и так называемый частный сектор). 

Вот здесь — без комментариев.

В СССР государство изначально взяло курс на развитие общественного, а не личного транспорта, и цены на советские легковые автомобили были высокими. Несмотря на это, очереди на покупку личной автомашины растягивались на несколько лет, что свидетельствовало о возросшем благосостоянии советских граждан. В советские времена личный автомобиль в буквальном смысле был роскошью, но в то время доступным и распространенным средством передвижения были мотоциклы: Урал, Иж, Ява, CZ (Чезет). Особой популярностью «двухколесные кони» пользовались у жителей сельской местности. Общественные такси в Советском Союзе повсеместно были оборудованы счетчиками. При этом таксисты очень часто соглашались везти пассажира по тому или иному маршруту только заранее оговорив определенную сумму "сверх счетчика". На железнодорожных вокзалах или в аэропортах взять такси зачастую было непросто - надо было отстоять очередь, которая могла достигать нескольких десятков человек. 

Тут тоже можно было бы обойтись без комментариев... Никогда не понимал этого стремления иметь личный автомобиль — ни тогда, ни сейчас. Когда нибудь будем смеяться, как над пресловутыми — импортная стенка, хрусталь и полное собрание сочинений.

Аудиотехника (магнитофоны, радиолы, проигрыватели пластинок) получили распространение с конца 50-х — начала 60-х годов XX века. В середине 1980-х годов в СССР начали выпускать первые бытовые VHS-видеомагнитофоны «Электроника ВМ-12», которые стоили 7-10 средних зарплат того времени, но были дефицитным товаром и продавались по предварительной записи. 

Вот с этим добром действительно проблем не было. Стоит добавить, что был достойный материал для прослушивания, а всякие маркетинговые дела практически ничего не решали в выборе и предоставлении фонотеки.

Сразу же после Октябрьской революции власть взяла под контроль моду. В основном изменение претерпевала женская мода, нежели мужская. Одежда становилась незатейливой, более простой, чем во времена Российской империи. Женщина должна была выглядеть как гражданин, на которого можно положиться, который может «строить» социализм. Одной из главных новинок 1920-х годов стал спортивный конструктивизм. Мужская одежда осталась практически неизменной: английский костюм и галстук. Единственным изменением было то, что «буржуазный» котелок был вытеснен «пролетарской» кепкой, а в дальнейшем — номенклатурной фуражкой. 

Во времена НЭПа (середина-конец 20-х) стали появляться платья в стиле «чарльстон», с заниженной талией. Такие платья рассчитывались на крупногабаритных женщин, которых было большинство, поэтому платья были больше похожи на бесформенные балахоны, подчёркивающие живот. Очень популярными стали шляпы, после чего открылось множество ателье по пошиву шляп. Также приветствовалось минимум макияжа и аксессуаров. Неотъемлемым атрибутом городских жителей стали кожаные куртки. 

В 1930-х годах произошёл откат относительно женской моды к имперским временам, однако этот период как никогда делает схожими советскую и западную моду. Вновь стало модно подчёркивать грудь и бёдра. Яркие и пёстрые цвета одежды были вытеснены тёмными. Стало модно осветлять волосы. 

В 1940—1950-х годах советская мода остаётся практически неизменной. 

Во время хрущёвской оттепели (вторая половина 1950-х — 1960-е) в связи большей открытостью советского общества в СССР начинает проникать западный стиль в моде. Зародилась субкультура стиляг, одевающихся остромодно и даже вызывающе. 

В 1970-х с развитием связей с Западом появилась мода на джинсы, индийские сари и пр. В кругах интеллигенции стали популярны, в подражание «старине Хэму», джемперы-«водолазки». Стали появляться хиппи (которые, правда, сильно отличались от западных из-за недостатка информации и давления господствующей идеологии). Также в страну проникает поп-культура. Именно в этот период происходит смешение женской и мужской моды: женщины начинают носить брючные костюмы. Одежда становилась пестрей. Новинкой для советского человека стала обувь на платформе. В 1970-х власть практически не держит моду под контролем, стало возможным носить юбки любой длины, брюки-клёш и использовать максимум макияжа. 

В конце 1970-х и начале 1980-х джинсовую и трикотажную одежду стали сменять атласные и блестящие ткани в стиле диско. Стал популярен мех. Однако после недолгого «триумфа» диско в моду вновь вернулись джинсы и трикотаж. Стало популярно использовать различные аксессуары. Далее на молодёжный стиль причёсок повлияла рок-культура, очень модны были начёсы, которые носили вплоть до конца 1990-х, «химия».

О моде мне сложно говорить... Но в тоже время, мне кажется, что она меньше всего была подвержена идеологическому вмешательству и очень сильно коррелировала с зарубежными стилями.

Наверное этим небольшим обзором тема советского образа жизни не исчерпывается, однако, я думаю, в меру обозначена. А отдельные культурные и бытовые явления в рамках этого образа жизни будут в других постах.


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded