cand_orel

Categories:

Позитив. Кино I

Я, как киноман, как-то подозрительным образом обхожу стороной советский кинематограф. При том, что у него несомненны великие и невеликие достижения, местами он интересен, и кое-что я про него или о нем знаю. И тем не менее  в количественном плане, там можно надорваться в интеллектуальных усилиях. 

В частности при незатейливом посещении странички Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Фильмы_СССР_по_годам выясняется наличие только 3696 выполненных описаний фильмов. А сколько ещё без описаний?! Вот по 1928 году при 24 описаний известно, что выпуск составил 120 фильмов. Поэтому торопиться не буду и буду перемежать свои позитивистские посты о всё-таки имеющихся счастливых и приятных моментах жизни в СССР отдельными заметками про советское кино.

И в частности, сейчас хочу остановиться на фильмах 1920-х годов с привлечением информации всё той же Википедии и Кинопоиска. Да и рассказывать буду не всё подряд, а о том, что видел, или помню, что видел.


«Красные дьяволята» — советский немой художественный фильм Ивана Перестиани, экранизация одноимённой повести Павла Бляхина. Одно из самых знаменитых и часто цитируемых произведений советского приключенческого кино. Премьерный показ фильма состоялся 25 сентября 1923 году в Тифлисе.

Сюжет  — В одном из украинских поселков живут двое ребят — Миша и Дуняша. Миша увлекается произведениями Фенимора Купера, а Дуняша зачитывается романом «Овод». Внезапно поселок подвергается нападению банды Махно. Ребята решают сколотить небольшой отряд. К ним присоединяется уличный акробат Том Джаксон. С этого момента начинаются героические приключения трех юных разведчиков, бойцов Первой Конной армии.


«Аэлита» — классический советский немой художественный фильм Якова Протазанова, вольная экранизация одноимённого фантастического романа А. Н. Толстого. В фильме используется музыка Скрябина, Стравинского, Глазунова, Премьера состоялась в Москве в электротеатре «Арс» 25 сентября 1924 года.

Сюжет  — Инженер Лось создает космический корабль для полета на Марс. В полете его сопровождает красноармеец Гусев, мечтающий немедленно организовать на Марсе революцию, и детектив Кравцов, подозревающий Лося в убийстве жены.


«Папиросница от Моссельпрома» — чёрно-белая немая комедия режиссёра Юрия Желябужского, снятая им по сценарию Фёдора Оцепа и Алексея Файко на киностудии «Межрабпом-Русь» в 1924 году. Премьера фильма состоялась 2 декабря того же года.Немой фильм с подзаголовком «советская бытовая комедия», осмеивающий нэпманский быт и нравы Москвы 1920-х годов. 

Сюжет  — Мелкий чиновник влюблен в очаровательную продавщицу папирос, но она мечтает о красивой и богатой жизни...


«Броненосец „Потёмкин“» — немой исторический художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике «Госкино» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.

 

«Закройщик из Торжка» — советский фильм 1925 года, эксцентрическая комедия режиссёра Якова Протазанова.

Действие происходит в Советской России во времена НЭПа в маленьком уездном городке Торжке. Петя Петелькин — работник швейной мастерской, принадлежащей вдове Ширинкиной. Вдова решила женить на себе своего работника. Неунывающий Петя отправился за подарком невесте и неожиданно приобрёл облигацию государственного займа. Облигация, на которую выпал крупный выигрыш, кочует из рук в руки. Лишившийся ценности Петя чуть не кончает жизнь самоубийством, но в итоге всё приходит к счастливому концу.


«Мать» — художественный фильм, поставленный в 1926 году режиссёром Всеволодом Пудовкиным по сценарию Натана Зархи. Сюжет фильма заимствован из романа А. М. Горького «Мать».

Действие фильма начинается со сцены ссоры в семье Власовых. Тем самым уже изначально сталкиваются в контрдействии сын-революционер Павел Власов и его отец, пьяница и черносотенец, который, в конечном счёте, и погибает в одной из инсценированных черносотенцами драк. Павел Власов же продолжает заниматься революционной деятельностью, в связи с чем он вынужден прятать у себя дома оружие. Что его и погубило, так как мать, при очередном обыске, выдала место нахождения запрещённого оружия в надежде, что это поможет сыну избежать тюрьмы. Однако уже в следующем эпизоде — сцена суда — Ниловна прозревает, что её обманули, и становится на путь революции. Павла Власова же осуждают и заключают в тюрьму, где он не намерен долго оставаться. Власов начинает готовиться к побегу, который должен состояться во время Первомайской демонстрации. Побег был успешен. Павел Власов присоединяется к митингующей толпе, где он находит свою мать. Однако новость о демонстрации уже доведена до сведения властей, которые высылают на её разгон отряд конной полиции. В результате перестрелки Павел Власов погибает в объятиях матери, а она, потеряв сына, берёт в руки древко с Красным Знаменем и, с гордо поднятой головой, погибает под копытами жандармских коней.


«Москва в октябре» («Борьба и победа») — немой, чёрно-белый советский кинофильм режиссёра Бориса Барнета, посвящённый революционным событиям 1917 года в Москве. Снят в 1927 году на киностудии «Межрабпом-Русь» — к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Премьера в СССР 7 ноября 1927 года. 

В картине изображены постановочные сцены октябрьского восстания большевиков в Москве, а так же предшествующие события. Фильм начинается сценой собрания людей возле памятника Александру Сергеевичу Пушкину, интертитры: «После ИЮЛЬСКИХ дней шли беспрерывные митинги», что указывает на июль 1917 года. Фильм охватывает события с этой даты, вплоть до создания совета народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.


«Сорок первый» — советский художественный кинофильм режиссёра Якова Протазанова, снятый в 1926 г. по мотивам одноимённой повести Борисa Лавренёвa.

Сюжет  —  Гражданская война. По белым пескам Средней Азии движется, преследуемый белыми, умирая от жажды, отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последнем бою по захвату каравана взят в плен белый поручик-аристократ Говоруха-Отрок, направленный с дипломатической миссией от Колчака к Деникину.


«Потомок Чингисхана» — немой художественный фильм режиссёра Всеволода Пудовкина — заключительная часть его революционной трилогии («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»). Сценарий фильма создан Осипом Бриком и Иваном Новокшоновым по мотивам повести последнего «Потомок Чингисхана».

Фильм посвящён истории монгола Баира, поднявшего свой народ на борьбу с колонизаторами. 1920 год. Английские войска оккупируют Монголию. В руки бедного охотника попадает древняя грамота, свидетельствующая, что ее обладатель - потомок великого завоевателя Чингиз-хана. Англичане объявляют его принцем, рассчитывая использовать как марионетку в политической игре.


«Арсенал» — кинопоэма советского режиссёра Александра Довженко. В основе немой революционной эпопеи трагедия январского восстания в Киеве в 1918 году. Второй фильм так называемой «украинской трилогии» Довженко («Звенигора», «Арсенал», «Земля»). Фильм также известен под названием «Январское восстание в Киеве в 1918 году».

Действие начинается на оккупированной немецкими войскам Украине, от эпизодов последних месяцев Первой мировой войны и крушении поезда с демобилизованными повествование переходит к событиям на киевском оружейном заводе «Арсенал», где центральной фигурой становится вернувшийся с фронта большевик Тимош. Январское восстание рабочих в Киеве, их противостояние с бандами гайдамаков, служащих буржуазной Раде Украинской Народной Республики, и жесточайшая расправа над восставшими.


«Новый Вавилон» — чёрно-белый кинофильм Григория Козинцева и Леонида Трауберга 1929 года. Другое название - «Штурм неба». Историко-революционная эпопея. Шедевр советского авангарда. ФЭКСы создавали «Новый Вавилон» под влиянием идеи интеллектуального кино, выдвинутой Эйзенштейном, но в отличие от него уделяли серьёзное внимание работе с актерами. 

Премьера состоялась 18 марта 1929 г. Фильм имел огромный успех в СССР и за рубежом. В «Очерках истории кино СССР» Н. А. Лебедева можно прочесть, что фильм «Новый Вавилон» — «подлинный праздник импрессионизма в кино», что Москвин и Михайлов блестяще имитируют изобразительные приемы Мане, Дега, Ренуара. Премьерный показ фильма с оригинальной фортепианной музыкой Дмитрия Шостаковича прошёл в Лондоне в марте 2017 г.

Сюжет  —  Франция в 1870-е годы. Юная продавщица Луиза, стоявшая за прилавком огромного парижского магазина «Новый Вавилон», приходит на баррикады Парижской коммуны, а её возлюбленный, солдат Жан, изменяет себе и становится в ряды карателей. 

Фильм напоён любовными реминисценциями из великой французской культуры XIX века — Гюго, Золя, живописи импрессионистов. В его кадрах живут традиции Мане, Ренуара, Дега, Писсаро, острого и язвительного Лотрека, даже «голубого» Пикассо. 


«Человек с киноаппаратом» — бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм советского режиссёра Дзиги Вертова, выпущенный на экраны в 1929 году. В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времён. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён. 

Человек с киноаппаратом снимает людей, места, объекты. Кинокамера является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий. Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию.

Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения. Здесь представлена подлинная энциклопедия операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре и так далее. На протяжении долгого времени Вертов и Кауфман с разнообразных ракурсов снимали на улицах Одессы, Киева и Москвы всё, что представлялось им интересным. На базе отснятого материала жена режиссёра Е. Свилова смонтировала практически абстрактный в своей бессюжетности фильм.


promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded