cand_orel

Category:

Позитив. Не люблю я ВИА

Да, я другую музыку слушал тогда в эпоху развитого социализма, но сказать, что не было «официальной» современной музыки, а кругом звучали одни лишь гимны и здравицы — точно нельзя.

Вот что, по поводу ВИА говорит Википедия. 

Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е — 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» , но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами. Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-е годы, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами западных рок-групп. Поскольку рок-группами именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям, для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА». 

Я для увеселения публики и читателей буду иллюстрировать текст образцами творчества ВИА. Но в каком плане?! Мне же они не нравились из-за того, что были жутко идеологизированы или наоборот пусты до состояния вакуума. А вот на тему любви и особенно школьной любви (целевая аудитория) можно им было петь честно. У кого это получалось — те были в кумирах тогда, их помнят и сейчас.

ВИА «Ариэль» — советская и российская музыкальная группа из Челябинска, датой основания которой принято считать 7 ноября 1970 года. Руководитель ансамбля до 1989 года — Валерий Ярушин. 

ВИА создавались при тех или иных учреждениях культуры: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по несколько вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей, а также музыкальный руководитель. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок. 

«Весёлые ребята» — советский и российский ансамбль. Лауреат Всесоюзных и международных конкурсов, лауреат Всесоюзного песенного фестиваля «Песня года». В 1988 году решением Минкультуры СССР утверждён в статусе музыкального театра. 

ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: акустическую гитару, электрогитары, бас-гитару, ударную установку, перкуссии, фортепиано, различные варианты электронных клавишных, аппаратуру звукоусиления, а в 1980-е годы — ещё и ритм-компьютеры. В дополнение к этому набору, иногда, имелась и духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты. 

«Голубые гитары» — вокально-инструментальный ансамбль, созданный в начале 1969 года композитором и пианистом Игорем Грановым в Москонцерте. В 1968—1969 годах в составе Советского мюзик-холла дирижёр Игорь Гранов находился в длительной гастрольной поездке на американском континенте, во время которой в Мехико познакомился с Луи Армстронгом. Приобретённый на этих гастролях опыт и советы Л. Армстронга навели Гранова на мысль о создании на советской эстраде нового жанра. Так в 1969 году появились «Голубые гитары» — вокально-инструментальный ансамбль, название которому дали немецкие электрогитары голубого с перламутром цвета. В 1970-е годы гастроли «Голубых гитар», как и многих других ВИА, собирали аншлаги на всех площадках Советского Союза. В 1980-е годы интерес к жанру ВИА спал и группа пыталась удержать внимание аудитории, экспериментируя с жанром и стилем от попсы до хэви-метал, и постоянно меняла своё название (Группа Игоря Гранова, Синтез-труппа Игоря Гранова, «Игра»), но к началу 1990-х годов прекратила существование. Ряд участников ансамбля продолжили сольную карьеру: Игорь Крутой, Вячеслав Малежик, Роксана Бабаян, Павел Бабаков, Пётр Подгородецкий. 

На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктовавшихся идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике, — различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме. Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солисты стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженные роковые атрибуты, такие, как необычные причёски, татуировки, клёпаная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе, безусловно исключались. 

«Поющие гитары» — советский вокально-инструментальный ансамбль, который был популярен в начале 1970-х годов. Наиболее известными песнями в наши дни являются «Синяя песня» («Синий иней») и «Песенка велосипедистов». Коллектив являлся одним из первых в истории отечественной популярной музыки профессиональным коллективом, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и подражателей.

Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия», а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Союзконцерт, Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, республиканские и областные филармонии. 

«Добры молодцы» — советский и российский вокально-инструментальный ансамбль. Основу ансамбля «Добры молодцы» составили участники ленинградской бит-группы «Авангард», основанной в 1963 году в Ленинграде, начавшей постоянные выступления в 1965 году. С 1970 года ВИА «Добры молодцы», полностью состоявший из ленинградских музыкантов, стал работать в Росконцерте, в Москве. К тому времени, под влиянием «Blood, Sweat & Tears» и «Chicago», ансамбль обзавёлся духовой группой. В это время в ансамбле вновь стал работать Юрий Антонов, который ещё в 1967 году некоторое время был участником группы «Авангард».

Отношения между ВИА и самодеятельными рок-группами 1970-х — начала 1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны, существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и признании, с другой — музыканты нередко переходили из ВИА в группы и обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным путём самодеятельные группы. Так, вышеупомянутая группа «Аракс» приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году, когда вошла в труппу театра «Ленком». Группа «Земляне» также начинала как андеграундная рок-группа и лишь потом сменила статус, заключив контракт с Кемеровской филармонией. Официальный статус имели группы «Интеграл», «Диалог», «Автограф», «Карнавал», «Динамик», «Машина времени» (в период с конца 1979 до второй половины 1980-х, когда работала под эгидой государственного объединения «Росконцерт»). 

«Здравствуй, песня» — советский вокально-инструментальный ансамбль. Ансамбль «Здравствуй, песня!» был образован летом 1977 года, после того как часть музыкантов во главе с Аркадием Хаславским ушли из Тульской филармонии, которая оставила за собой название ВИА «Красные маки», во Владимирскую филармонию с новым названием «Здравствуй, песня!», которое предложило ЦТ. 

ВИА как отдельное явление советской музыкальной культуры просуществовали в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х — 1970-х, начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодёжи. Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в день в течение всего года, исполняемые ими песни транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и хорошо продававшиеся пластинки. Например, за четыре года (1970—1974) только тираж первой пластинки ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве 15 975 000 экземпляров, а общий тираж несколько раз переизданного альбома «У нас, молодых» (1975—1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий. Концертные организации получали от наиболее популярных ансамблей большую прибыль. ВИА работали очень интенсивно, например, годовой план утверждённый Москонцертом ансамблю «Весёлые ребята», с 1970 года составлял ежегодно до 500 концертов. Популярность ВИА была столь высока, что на гастролях ансамбли могли работать в средних размеров городе — целую неделю, ежедневно давая по два, а в выходные даже по три—четыре концерта, и каждый раз собирая полный зал. 

«Лейся, песня» — советский вокально-инструментальный ансамбль, выступал на эстраде с 1974 по 1985 год от Кемеровской филармонии. Первыми руководителями ансамбля стали Валерий Селезнёв, пришедший в ВИА «Витязи» в 1973 году из ансамбля «Самоцветы», и Михаил Плоткин. Одним из солистов с основания коллектива и до 1980 года был Владислав Андрианов, исполнивший такие хиты, как «По волне моей памяти», «Где же ты была», «Вот увидишь» и многие другие. Игорь Иванов, работавший в коллективе в 1974—1975 годах, записал широко известные песни «Прощай», «Песенка про сапожника» и «Ты не забудешь обо мне». В 1978 году ансамбль под руководством Михаила Шуфутинского за лучшее исполнение патриотической песни «Родная земля», стал лауреатом I-й премии II-го Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-78». 

Всеобщий кризис вокально-инструментальных ансамблей в СССР начался уже с Олимпиады-80, когда из тени ненадолго вышла рок-музыка и было смягчено отношение к некоторой части западной эстрады. Строгая советская цензура делала своё дело. Репертуар многих советских ансамблей теперь выглядел всё более рядовым, серым, обыденным, что не могло не повлиять на вкусы слушателей. Аудитория ВИА, в основном молодёжь, всё больше стала увлекаться рок-музыкой, диско, «новой волной», электронной музыкой. Ансамбли стали терять былую популярность. По этой и другим причинам в начале 80-х некоторые ВИА распались, одни музыканты эмигрировали за рубеж, другие пытались создать новые ансамбли и группы, стремясь следовать более современному репертуару и новым музыкальным направлениям. Многие ВИА стали более активно исполнять перепевы западных исполнителей, пытаясь таким образом вновь привлечь к себе аудиторию. 1983-85 годы, ставшие временем активной борьбы постбрежневских властей с рок-музыкой и западной эстрадой в СССР, дали вокально-инструментальным ансамблям второй шанс, в результате чего ряд ВИА внесли изменения в свой репертуар, а их исполнение и звучание стало больше соответствовать духу времени. 

ВИА «Песняры» — советский и белорусский вокально-инструментальный ансамбль под управлением Народного артиста СССР Владимира Мулявина, созданный в Минске в 1969 году. Известен широкой аудитории по песням «Косил Ясь конюшину», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны» и многим другим. В основе стиля «Песняров» лежит белорусский фольклор: они включают в репертуар эстрадные обработки народных песен, а тексты были посвящены белорусской культуре и истории. 

Многие ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего — вызванные горбачёвской перестройкой окончательный выход из подполья рок-музыки и упразднение прежних административных механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых импортных синтезаторов и семплеров, дававших возможность создавать и исполнять качественную поп-музыку без необходимости привлечения большого штата музыкантов, а также активное внедрение в музыку компьютерных технологий. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий в основном из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций, в изменившихся политических условиях стал гораздо менее востребован. 

ВИА «Самоцветы» — советский и российский вокально-инструментальный ансамбль . Создатель и бессменный руководитель — Народный артист России Юрий Маликов. Наиболее известен исполнением таких песен, как: «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», «Вся жизнь впереди», «Всё, что в жизни есть у меня» и другими. 

С развалом СССР немало коллективов, оставшихся без поддержки государственных концертных организаций и не сумевших приспособиться к пришедшим из-за рубежа новым веяниям, также распались, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА смогла остаться на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки — это преимущественно бывшие участники ВИА 80-х. 

Синяя птица — советский вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), существовавший с 1972 по 1991 год. Впоследствии название «Синяя птица» приняли несколько российских музыкальных групп, состоящих в том числе из бывших участников оригинального ансамбля и выступающих с его репертуаром, а также вокальный фестиваль. 

Тем не менее, некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них — «Земляне», «Песняры», «Цветы», «Ариэль». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы уже во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки советских времён. Эти группы записывают альбомы с современными ремейками своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть их старого репертуара. Некоторые ВИА («Земляне», «Цветы», «Самоцветы», «Песняры») исполняют и новые песни, нисколько не уступающие их известным шлягерам. В некоторых случаях (например в случае с ВИА «Песняры», «Лейся, песня», «Синяя птица», «Земляне»), возникло сразу несколько разных составов, претендующих на одно название и исполняющих одинаковый репертуар. Сегодня вокально-инструментальные ансамбли нацелены прежде всего на аудиторию среднего и старшего возраста, передавая ей атмосферу ностальгии по временам молодости и романтики. 

«Цветы» — советский ВИА, созданная в 1969 году гитаристом и автором песен Стасом Наминым. Одна из первых отечественных групп, игравших рок-музыку на советской эстраде. В 1973 году «Цветы» как студенческий ансамбль выпустили на фирме «Мелодия» гибкие пластинки, которые разошлись 7-миллионными тиражами. Получив огромную популярность в СССР, группа начала свою профессиональную гастрольную деятельность в 1974 году, но в 1975 году из-за конфликта с филармонией группа распалась, а затем приказом Министерства культуры СССР была расформирована, было запрещено даже её название. Группа восстановилась под новым именем — «Группа Стаса Намина» — лишь в 1977 году и начала гастролировать с 1978 года, в то же время оставаясь под запретом во всех центральных СМИ. В 1980 году, во время олимпийской «оттепели», группе впервые удалось появиться на ТВ и записать сольный альбом «Гимн солнцу» на фирме «Мелодия». С началом Перестройки группа выехала на Запад и совершила мировое турне продолжительностью четыре года. В 1990 году группа приостановила свою деятельность и следующие десять лет фактически не существовала.

promo cand_orel july 21, 2019 03:47 1
Buy for 10 tokens
Так почему же танго? Почему же танго и Индия? Почему уже ассоциировал однажды именно танго в своем клипе? Это мои ночные мысли… Я опять еду в командировку и мне не спится… Я знаю, что я опять не засну в поезде – поэтому у меня хороший плеер и очень хорошие наушники, звук лучше, чем на работе…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded